Презентация "Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике"
учебно-методический материал по теме
Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода к обучению. Обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач и дидактические игры, способствующие их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры на уроках физики как средство развития познавательного интереса | 208.03 КБ |
прием "Сформулируй тему урока" | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС - организация процесса обучения на основе системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход - формирование УУД (универсальных учебных действий) – активная учебно-познавательная деятельность обучающихся - достижение результатов обучения (личностных, предметных, метапредметных) . Игра – активная познавательная деятельность
Задачи, направленные на формирование и оценку навыков Дети должны освоить, научиться сделать …, работать с … Освоения систематических знаний Модели и понятия, алгоритмы и процедуры, анализ связей между объектами и процессами Самостоятельного приобретения, и интеграции знаний Сравнение, анализ, синтез, обобщение, интерпретация, оценка, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждения. Разрешения проблем /проблемных ситуаций Выбор или разработка оптимального либо наиболее эффективного решения. Сотрудничества Работать в группе / паре с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат Достижение результатов через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Задачи, направленные на формирование и оценку навыков Дети должны освоить, научиться сделать …, работать с … Коммуникации Создание текста/высказывания с заданными параметрам: коммуникативной задачей, темой, объемом, форматом. Самоорганизация и само -регуляция Функции организации выполнения задания Рефлексии Самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности Формирование ценностно-смысловых установок Формирование и выражение своей позиции на основе представлений о нравственно-этических ценностях, аргументация. ИКТ компетентность повышение эффективности процесса формирования вышеперечисленных навыков. Достижение результатов через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Игра - синтез групповой и индивидуальной активности, средство проявления и развития свойств личности. Игра , эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. ( Шацкий С.А.) Игра - модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных установок… (Леонтьев Н.А. ) Игра
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Игра эмоционально окрашивает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, и активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра - как дидактический метод
Игра – развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с детьми и взрослыми. Игра - как личностно-значимая деятельность ученика
Дидактическая игра из педагогического приема превращается в элемент игровой технологии Игровая технология – это проектирование и воспроизведение педагогических действий, имеющих своей целью ясно и четко сформулированный результат в виде дидактической цели В условиях перехода на ФГОС
Структурными единицами игры можно считать роли, которые берут на себя играющие, сюжет и отношения, которые передаются в игре и воспроизводятся играющими, правила игры, которым играющие подчиняются . (Эльконин Л.Д.) Структура дидактической игры
Структура дидактической игры в формате новых игровых технологий Содержание дидактической игры Для ученика Игровая задача Игровое действие Правила игры Результаты (подведение итогов) Для учителя Учебно- практическая задача, обусловленная целью урока Формирование умений и навыков, а также умений их оценивать. Употребление дидактических единиц, операций с ними для реализации системно-деятельностного подхода Управление деятельностью учащихся, установление взаимоотношений между детьми, между детьми и учителем с целью развития/формирования УУД Анализ результативности решения учебно-практических задач и достижения цели урока Структура дидактической игры
Требования к дидактическим играм Принципы создания дидактических игр, предъявляемые к деятельности учителя деятельности ученика 1.Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. 1. Самостоятельность. Способствует формированию у учащихся чувства ответственности за выполняемую работу, веру в свои потенциальные возможности. 2. Творчество. 3. Эмоциональность. Цель игры должна быть достижимой, а оформление её - красочным и разнообразным. 4. Соревновательность . В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры 5. Равный уровень участников. 6. Добровольность участия в составе команды
Классификация дидактических игр Имитационные игры Игры-соревнования Символические игры, игры с раздаточным материалом Занимательные задания деловые игры ролевые игры Примеры 1.Работа НИИ: «Способы индицирования тока .» 2.Урок - деловая игра "Работает институт тепловых явлений» 1.Пресс-конференция на тему "Реактивное движение" 2. Игра «Что? Где? Когда ?» -« Движение и взаимодействие тел». Игры-путешествия 1.Физический бой «Законы движения тел» 2.Викторина «Вперед, к звездам!». 1.«Электрическая цепь» 2. «Сила» 3.Физическое домино 1.«Крестики-нолики ». 2.Кроссворды, р ебусы. 3. Инсценировки.
Дает возможность учащемуся понять личные мотивы учения , сформировать универсальные способы познания, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты, учит личной саморегуляции и самоорганизации в коллективе. Дидактическая игра
1. Определить дидактическую цель игры на основе требований к результатам в рамках ФГОС. 2. Сформулировать дидактическую задачу. 3. Определить конечные свойства продукта и средства его получения (спрогнозировать результат). 4.Спрогнозировть процесс решения задач. 5. Определить и сформировать условия для проведения процесса. Дидактическая игра –средство развития познавательного интереса учащихся
Федеральные образовательные государственные стандарт ы основного и среднего (полного) общего образования. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992. – Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146 . И. Я. Ланина. «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики» Москва, Просвещение 1995 г . Ланина И.Я. 100 игр по физике.-М. Просвещ., 1995 С.А . Шмаков «Игра и дети» Москва Просвещение 1998г. К . Д. Ушинский «Избранные педагогические сочинения» т.1, Москва Учпедгиз 1963г. Источники
Предварительный просмотр:
Пример использования игровых приемов на уроке
«Сформулируй тему урока» - актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. «Импульс. Закон сохранения импульса»
Цель: отгадать два зашифрованных слова. Класс делиться на 7 групп (по количеству букв в искомом слове), тема урока не сообщается. «Перед изучением новой темы, связанной с понятием скорости, нам необходимо повторить формулы на скорость. Вы сделаете это, решив по две задачи в каждой группе: задача № 1 – ключ к первому слову, задача № 2 – ключ ко второму. Букву правильного ответа надо записать на доске, когда все буквы будут записаны, надо составить из них слово, которое и будет ключевым в теме урока. Элемент соревнования в том, что каждая команда стремится раньше других назвать свою букву.
Ясно, что решив первые задачи на основе имеющихся знаний, вторую задачу у детей решить не получится. Потребуются новые знания, и дети, таким образом, готовы к восприятию нового понятия.
После того, как тема урока будет рассмотрена, ученики могут провести рефлексию изучения нового понятия, решив вторые задачи.
1 группа. | № 1. Автомобиль, трогаясь с места, движется с ускорением 3 м/с2. Через 4 с скорость автомобиля будет равна и) 12 м/с м) 0,75 м/с ь) 48 м/с п) 6 м/с | № 2. С какой скоростью начнет двигаться тележка, массой 2 кг, если на нее подействует растянутая пружина с силой 100 Н в течение 2 с? г)100 м/с а) 50 м/с т) 400 м/с е) 20 м/с |
II группа | № 1. От высокой скалы откололся и стал свободно падать камень. Какую скорость он будет иметь через 3 с от начала падения? м) 30 м/с и) 10 м/с у) 3 м/с с) 2 м/с | № 2. Снаряд фейерверка массой 10 кг взрывается на максимальной высоте, разлетаясь на два осколка массами m1 = 8 кг, m2 = 2 кг. Найдите скорость второго осколка, если скорость первого V1 =20 м/с. Укажите направления, в которых полетели осколки. е)40 м/с а) 80 м/с к)2 м/с т)8 м/с |
III группа | № 1. На горизонтальной дороге автомобиль делает разворот радиусом 9 м. Коэффициент трения шин об асфальт 0,4. Чтобы автомобиль не занесло, его скорость при развороте не должна превышать с) 36 м/с л) 3,6 м/с 6) 6 м/с у) 22,5 м/с | № 2. Санки массой 10 кг после толчка движутся по горизонтальной дорожке. Как изменится скорость санок, если на них в течение 5 с действует сила трения о снег, равная 20 Н? к) уменьшиться на 4 м/с т) увеличится на 4 м/с р) увеличится на 10м/с и) уменьшится на 10 м/с |
IV. группа | № 1 Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с. Каков модуль скорости тела через 0,5 с после начала движения? Сопротивление воздуха не учитывать. с) 5 м/с и) 10 м/с у) 15 м/с м) 20 м/с | № 2. Из винтовки массой 5 кг вылетает пуля массой 4г со скоростью 500 м/с. Чему равна скорость отдачи винтовки? к)2 м/с а)0,4 м/с т) 20 м/с р)4 м/с |
V Группа. | № 1. От высокой скалы откололся и стал свободно падать камень. Какую скорость он будет иметь через 3 с от начала падения? л) 30 м/с у) 10 м/с с) 3 м/с ь) 2 м/с | № 2. Мальчик массой m1 = 30 кг, бегущий со скоростью V1 = 2 м/с, вскакивает на неподвижную тележку массой , m2 = 10 кг. С какой скоростью V2 начнет двигаться тележка с мальчиком? и)2 м/с р) 6 м/с г)3 м/с м)5 м/с |
VI группа | № 1 Автомобиль, двигаясь из состояния покоя с постоянным ускорением, прошел путь 100 м за 10 с. Какую скорость он набрал в конце пути? 1) 5 м/с 2) 10 м/с 3) 15 м/с ь) 20 м/с | № 2. Снаряд фейерверка взрывается на максимальной высоте, разлетаясь на два осколка массами m1 = 6 кг, m2 = 3 кг. Найдите скорость второго осколка, если скорость первого V1 =10 м/с. Укажите направления, в которых полетели осколки. е)40 м/с а) 80 м/с р)20 м/с т)8 м/с |
VII группа | № 1. Автомобиль начал движение из состояния покоя с ускорением 2 м/с2 от дорожной отметки 38 км и закончил ускоряться через 100 м. Конечная скорость автомобиля равна л) 5 м/с ь) 10 м/с с) 20 м/с и) 30 м/с | № 2. С какой скоростью начнет двигаться тележка, массой 4 кг, если на нее подействует растянутая пружина с силой 200 Н в течение 2 с? н)100 м/с а) 50 м/с т) 400 м/с е) 20 мс |
Задания из открытого банка заданий (сайт ФИПИ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
В статье обосновывается необходимость использования игровых моментов на уроке; а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видо...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ"
Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии. Задачи: - раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий; - разработать и апробировать систему уроко...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Рекомендации молодым учителям...
«Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике».
Использование информационных технологий в обучении физике возможно по следующим направлениям:· компьютерные демонстрации; ·...
Межпредметные связи в процессе обучения, как средство развития познавательного интереса учащихся.
Одна из главных задач современного общего образования в стране - сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Интеграция естественнонаучных знаний лежит в основе развит...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...
Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».
laquo;Методический семинар»«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности&r...