Презентация "Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике"
учебно-методический материал по теме

Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода к обучению.  Обобщенные классы  учебно-познавательных и учебно-практических  задач и дидактические игры, способствующие их  реализации.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физики Подготовила Семенова Н. В. учитель физики МБОУ лицей им. генерал-майора Хисматулина В. И. 15.05.2014

Слайд 2

ФГОС - организация процесса обучения на основе системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход - формирование УУД (универсальных учебных действий) – активная учебно-познавательная деятельность обучающихся - достижение результатов обучения (личностных, предметных, метапредметных) . Игра – активная познавательная деятельность

Слайд 3

Задачи, направленные на формирование и оценку навыков Дети должны освоить, научиться сделать …, работать с … Освоения систематических знаний Модели и понятия, алгоритмы и процедуры, анализ связей между объектами и процессами Самостоятельного приобретения, и интеграции знаний Сравнение, анализ, синтез, обобщение, интерпретация, оценка, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждения. Разрешения проблем /проблемных ситуаций Выбор или разработка оптимального либо наиболее эффективного решения. Сотрудничества Работать в группе / паре с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат Достижение результатов через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

Слайд 4

Задачи, направленные на формирование и оценку навыков Дети должны освоить, научиться сделать …, работать с … Коммуникации Создание текста/высказывания с заданными параметрам: коммуникативной задачей, темой, объемом, форматом. Самоорганизация и само -регуляция Функции организации выполнения задания Рефлексии Самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности Формирование ценностно-смысловых установок Формирование и выражение своей позиции на основе представлений о нравственно-этических ценностях, аргументация. ИКТ компетентность повышение эффективности процесса формирования вышеперечисленных навыков. Достижение результатов через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

Слайд 5

Игра - синтез групповой и индивидуальной активности, средство проявления и развития свойств личности. Игра , эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. ( Шацкий С.А.) Игра - модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных установок… (Леонтьев Н.А. ) Игра

Слайд 6

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Игра эмоционально окрашивает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, и активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра - как дидактический метод

Слайд 7

Игра – развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с детьми и взрослыми. Игра - как личностно-значимая деятельность ученика

Слайд 8

Дидактическая игра из педагогического приема превращается в элемент игровой технологии Игровая технология – это проектирование и воспроизведение педагогических действий, имеющих своей целью ясно и четко сформулированный результат в виде дидактической цели В условиях перехода на ФГОС

Слайд 9

Структурными единицами игры можно считать роли, которые берут на себя играющие, сюжет и отношения, которые передаются в игре и воспроизводятся играющими, правила игры, которым играющие подчиняются . (Эльконин Л.Д.) Структура дидактической игры

Слайд 10

Структура дидактической игры в формате новых игровых технологий Содержание дидактической игры Для ученика Игровая задача Игровое действие Правила игры Результаты (подведение итогов) Для учителя Учебно- практическая задача, обусловленная целью урока Формирование умений и навыков, а также умений их оценивать. Употребление дидактических единиц, операций с ними для реализации системно-деятельностного подхода Управление деятельностью учащихся, установление взаимоотношений между детьми, между детьми и учителем с целью развития/формирования УУД Анализ результативности решения учебно-практических задач и достижения цели урока Структура дидактической игры

Слайд 11

Требования к дидактическим играм Принципы создания дидактических игр, предъявляемые к деятельности учителя деятельности ученика 1.Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. 1. Самостоятельность. Способствует формированию у учащихся чувства ответственности за выполняемую работу, веру в свои потенциальные возможности. 2. Творчество. 3. Эмоциональность. Цель игры должна быть достижимой, а оформление её - красочным и разнообразным. 4. Соревновательность . В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры 5. Равный уровень участников. 6. Добровольность участия в составе команды

Слайд 12

Классификация дидактических игр Имитационные игры Игры-соревнования Символические игры, игры с раздаточным материалом Занимательные задания деловые игры ролевые игры Примеры 1.Работа НИИ: «Способы индицирования тока .» 2.Урок - деловая игра "Работает институт тепловых явлений» 1.Пресс-конференция на тему "Реактивное движение" 2. Игра «Что? Где? Когда ?» -« Движение и взаимодействие тел». Игры-путешествия 1.Физический бой «Законы движения тел» 2.Викторина «Вперед, к звездам!». 1.«Электрическая цепь» 2. «Сила» 3.Физическое домино 1.«Крестики-нолики ». 2.Кроссворды, р ебусы. 3. Инсценировки.

Слайд 13

Дает возможность учащемуся понять личные мотивы учения , сформировать универсальные способы познания, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты, учит личной саморегуляции и самоорганизации в коллективе. Дидактическая игра

Слайд 14

1. Определить дидактическую цель игры на основе требований к результатам в рамках ФГОС. 2. Сформулировать дидактическую задачу. 3. Определить конечные свойства продукта и средства его получения (спрогнозировать результат). 4.Спрогнозировть процесс решения задач. 5. Определить и сформировать условия для проведения процесса. Дидактическая игра –средство развития познавательного интереса учащихся

Слайд 15

Федеральные образовательные государственные стандарт ы основного и среднего (полного) общего образования. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992. – Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146 . И. Я. Ланина. «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики» Москва, Просвещение 1995 г . Ланина И.Я. 100 игр по физике.-М. Просвещ., 1995 С.А . Шмаков «Игра и дети» Москва Просвещение 1998г. К . Д. Ушинский «Избранные педагогические сочинения» т.1, Москва Учпедгиз 1963г. Источники



Предварительный просмотр:

Пример использования игровых приемов на уроке

«Сформулируй тему урока» -  актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.  «Импульс. Закон сохранения импульса»

Цель: отгадать два зашифрованных слова. Класс делиться на 7 групп (по количеству букв в искомом слове), тема урока не сообщается. «Перед изучением новой темы, связанной с понятием скорости,  нам необходимо повторить формулы на скорость. Вы сделаете это, решив по две задачи в каждой группе: задача № 1 – ключ к первому слову, задача № 2 – ключ ко второму.  Букву правильного ответа надо записать на доске, когда все буквы будут записаны, надо составить из них слово, которое и будет ключевым в теме урока. Элемент соревнования в том, что каждая команда стремится раньше других назвать свою букву.

Ясно, что решив первые задачи на основе имеющихся знаний, вторую задачу у детей решить не получится. Потребуются новые знания, и дети, таким образом, готовы к восприятию нового понятия.

После того, как тема урока будет рассмотрена, ученики могут провести рефлексию изучения нового понятия, решив вторые задачи.

1 группа.

№ 1.  Автомобиль, трогаясь с места, движется с ускорением 3 м/с2. Через 4 с скорость автомобиля будет равна  

и) 12 м/с   м) 0,75 м/с                     ь) 48 м/с     п) 6 м/с

№ 2. С какой скоростью начнет двигаться тележка, массой 2 кг, если на нее подействует растянутая пружина с силой 100 Н в течение 2 с?

г)100 м/с     а) 50 м/с     т) 400 м/с      е)  20 м/с

II группа

№ 1. От высокой скалы откололся и стал свободно падать камень. Какую скорость он будет иметь через  3 с  от начала падения?

м) 30 м/с         и) 10 м/с          у) 3 м/с      с) 2 м/с

№ 2. Снаряд  фейерверка массой 10 кг взрывается на максимальной высоте, разлетаясь на два осколка массами m1 = 8 кг,  m2 = 2 кг. Найдите скорость второго осколка, если скорость первого V1 =20 м/с. Укажите направления, в которых полетели осколки.

е)40 м/с          а) 80 м/с         к)2 м/с            т)8 м/с  

III группа

№ 1. На горизонтальной дороге автомобиль делает разворот радиусом 9 м. Коэффициент трения шин об асфальт 0,4. Чтобы автомобиль не занесло, его скорость при развороте не должна превышать

с) 36 м/с       л) 3,6 м/с         6) 6 м/с       у) 22,5 м/с

№ 2. Санки массой 10 кг после толчка движутся по горизонтальной дорожке. Как изменится скорость санок, если на них в течение 5 с действует сила трения о снег, равная 20 Н?

к) уменьшиться на 4 м/с    т) увеличится на 4 м/с    р) увеличится на 10м/с  и) уменьшится на 10 м/с

IV. группа

№ 1 Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с. Каков модуль скорости тела через 0,5 с после начала движения? Сопротивление воздуха не учитывать.

с) 5 м/с                и) 10 м/с        у) 15 м/с               м) 20 м/с

№ 2. Из винтовки массой 5 кг вылетает пуля массой 4г со скоростью 500 м/с. Чему равна скорость отдачи винтовки?

к)2 м/с            а)0,4 м/с        т) 20 м/с         р)4 м/с

V Группа.

№ 1. От высокой скалы откололся и стал свободно падать камень. Какую скорость он будет иметь через  3 с  от начала падения?

л) 30 м/с        у) 10 м/с        с) 3 м/с     ь) 2 м/с

№ 2. Мальчик массой  m1 = 30 кг, бегущий со скоростью V1 = 2 м/с, вскакивает на неподвижную тележку массой ,  m2 = 10 кг. С какой скоростью V2  начнет двигаться тележка с мальчиком?

и)2 м/с           р) 6 м/с          г)3 м/с       м)5 м/с

VI группа

№ 1 Автомобиль, двигаясь из состояния покоя с постоянным ускорением, прошел путь 100 м  за 10 с. Какую скорость он набрал в конце пути?

1) 5 м/с      2) 10 м/с      3) 15 м/с      ь) 20 м/с

№ 2. Снаряд  фейерверка взрывается на максимальной высоте, разлетаясь на два осколка массами m1 = 6 кг,  m2 = 3 кг. Найдите скорость второго осколка, если скорость первого V1 =10 м/с. Укажите направления, в которых полетели осколки.

е)40 м/с          а) 80 м/с         р)20 м/с            т)8 м/с  

VII группа

№ 1. Автомобиль начал движение из состояния покоя с ускорением 2 м/с2 от дорожной отметки 38 км и закончил ускоряться через 100 м. Конечная скорость автомобиля равна

л) 5 м/с         ь) 10 м/с      с) 20 м/с       и) 30 м/с

№ 2. С какой скоростью начнет двигаться тележка, массой 4 кг, если на нее подействует растянутая пружина с силой 200 Н в течение 2 с?

н)100 м/с     а) 50 м/с    

т) 400 м/с      е)  20 мс

Задания из открытого банка заданий (сайт ФИПИ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

В статье обосновывается необходимость использования игровых моментов на уроке;               а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видо...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ"

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии. Задачи: - раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий; - разработать и апробировать систему уроко...

«Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике».

Использование информационных технологий в обучении физике возможно по следующим направлениям:·         компьютерные демонстрации; ·...

Межпредметные связи в процессе обучения, как средство развития познавательного интереса учащихся.

Одна из главных задач современного общего образования в стране - сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Интеграция естественнонаучных знаний лежит в основе развит...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург  Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...

Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».

laquo;Методический семинар»«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности&r...