Статья "Значимость математической статистики в повседневной жизни"
статья
Одним из основных разделов науки «математика» является математическая статистика, которая представляет собой отрасль, изучающую методы и правила обработки определенных данных. Иными словами, она исследует способы раскрытия закономерностей, свойственные большим совокупностям одинаковых объектов, основываясь на их выборочном обследовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statistika.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость математической статистики в повседневной жизни
Одним из основных разделов науки «математика» является математическая статистика, которая представляет собой отрасль, изучающую методы и правила обработки определенных данных. Иными словами, она исследует способы раскрытия закономерностей, свойственные большим совокупностям одинаковых объектов, основываясь на их выборочном обследовании [1].
Некоторые ученые считают, что математическая статистика является лишь разделом теории вероятности, другие же придерживаются мнения о том, что это абсолютно самостоятельная наука, имеющая собственные задачи, цели и методы. Однако в любом случае ее использование достаточно обширно, и не редко она применяется нами в повседневной жизни. Так как знания, полученные при исследовании методов математической статистики, являются основой, неотъемлемой частью образования высококвалифицированных работников в различных сферах жизни общества [1].
Наиболее полное определение математической статистики, проведенное учеными-исследователя, звучит следующим образом – это раздел математики, занимающийся обработкой статистических данных с целью установления закономерностей, присущих массовым случайным явлениям. В свою очередь статистические данные представляют собой сведения о том, какие значения принял в результате наблюдений тот или иной интересующий признак (случайная величина) [2].
Основная задача математической статистики – по результатам изучения свойств выборки «спроектировать» свойства генеральной совокупности [2].
Из задачи вытекает, что самым распространенным методом математической статистики является выборочный метод. Его суть такова: по сравнительно небольшому количеству статистических данных делаются выводы о рассматриваемом явлении, процессе. Эти выводы – приблизительные оценки вероятностных характеристик изучаемого явления или процесса [3].
Для применения данного метода на практике вначале определим основные понятия математической статистики.
Генеральная совокупность – полное множество некоторых единиц, которые обладают теми или иными общими свойствами, существенными для их характеристики.
Выборочной совокупностью, или проще выборкой, называют совокупность случайно отобранных объектов [4].
Объем генеральной совокупности (N) и объем выборки (n) – число объектов в рассматриваемой совокупности [4].
Соединение элементов случайной выборки, которые расположены в порядке возрастания, называется вариационным рядом [4].
Среднеарифметическим значением вариационного ряда называется среднее арифметическое всех вариантов [4].
Модой вариационного ряда называют значение, которое встречается чаще других, то есть то, которому соответствует наибольшая частота [4].
Частота признака mx – величина, показывающая, сколько раз встречается то или иное значение признака. Относительная частота ωx – отношение частоты mx к общему объему выборки n, определяется по формуле 1 [5]:
ωx = = , | (1) |
где: ωx – относительная частота;
mx – частота признака;
n – объем выборки.
Наряду с понятиями частоты и относительной частоты, в математической статистике рассматриваются понятия накопленной частоты и накопленной относительной частоты, которые показывают, во скольких наблюдениях признак принял значения не больше заданного значения x, определяются по формуле 2 [5]:
= , = , | (2) |
где: – накопленная частота;
– накопленная относительная частота;
n – объем выборки
Используя приведенные выше определения, подробно рассмотрим пример применение математической статистики в повседневной жизни, для того чтобы наглядно продемонстрировать ее значимость при решении некоторых задач.
Пример: необходимо составить дискретный вариационный ряд успеваемости школьников (50 человек), сдавших экзамен по курсу «Математика» и определить моду со среднеарифметическим значением.
Исследуемый признак Х – оценки, полученные учениками за экзамен, которые представляют собой следующий набор чисел (таблица 1).
Таблица 1
Оценки, полученные учениками за экзамен
Ученик | Оценка | Ученик | Оценка | Ученик | Оценка | Ученик | Оценка | Ученик | Оценка |
Ученик 1 | 5 | Ученик 11 | 4 | Ученик 21 | 4 | Ученик 31 | 5 | Ученик 41 | 2 |
Ученик 2 | 3 | Ученик 12 | 5 | Ученик 22 | 5 | Ученик 32 | 3 | Ученик 42 | 3 |
Ученик 3 | 4 | Ученик 13 | 3 | Ученик 23 | 4 | Ученик 33 | 4 | Ученик 43 | 4 |
Ученик 4 | 5 | Ученик 14 | 5 | Ученик 24 | 5 | Ученик 34 | 5 | Ученик 44 | 5 |
Ученик 5 | 4 | Ученик 15 | 5 | Ученик 25 | 3 | Ученик 35 | 5 | Ученик 45 | 3 |
Ученик 6 | 3 | Ученик 16 | 2 | Ученик 26 | 3 | Ученик 36 | 4 | Ученик 46 | 4 |
Ученик 7 | 4 | Ученик 17 | 3 | Ученик 27 | 2 | Ученик 37 | 3 | Ученик 47 | 4 |
Ученик 8 | 5 | Ученик 18 | 4 | Ученик 28 | 4 | Ученик 38 | 3 | Ученик 48 | 4 |
Ученик 9 | 2 | Ученик 19 | 5 | Ученик 29 | 4 | Ученик 39 | 4 | Ученик 49 | 5 |
Ученик 10 | 3 | Ученик 20 | 4 | Ученик 30 | 3 | Ученик 40 | 4 | Ученик 50 | 3 |
Данные сведения образуют выборку, которую надо «организовать». Расположим наблюдавшиеся значения признака в порядке возрастания (ранжирование), то есть построим вариационный ряд, результаты построения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Построение вариационного ряда
Оценка (x) | Количество учеников (частота mx) | Доля учеников (относительная частота ωx) | Накопленная частота () | Накопленная относительная частота () |
2 | 4 | 0,08 | 4 | 0,08 |
3 | 14 | 0,28 | 18 | 0,36 |
4 | 18 | 0,36 | 36 | 0,72 |
5 | 14 | 0,28 | 50 | 1 |
Итого | 50 | 1,0 | - | - |
Используя полученный вариационный ряд, определим моду и среднеарифметическое значение.
Мода = 4
Среднеарифметическое значение = (2*4+3*14+4*18+5*14)/50 = 4
Как видим, применив на практике один из основных методов математической статистики, нам легко удалось выяснить, что оценка 4 является средним балом по экзамену «математика», а также наиболее часто встречающимся результатом среди учеников.
Таким образом, можно убедиться, что в повседневной жизни мы постоянно используем статистику. Например, при планировании бюджета, расчете потребления бензина автомашиной, определении средней численности, роста, возраста и т.д. – нам постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать информацию, связывая ее с другими данными так, чтобы можно было сделать выводы.
Поэтому одним из важнейших инструментов, применяемых при решении задач, являются методы математической статистики, которые как раз и позволяют [1]:
- собирать данные, которые характеризуют единицы или коллективы;
- определять наличие закономерностей, на основе собранных данных;
- и производить анализ данных и разработку систем наблюдения.
Библиографический список
- Блатов И.А. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие. Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017.
- Браилов А.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник-практикум. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2016.
- Гриднева И.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие. Воронеж: Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2017.
- Пучков Н.П. Математическая статистика. Применение в профессиональной деятельности: учебное пособие. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.
- Тарасов В.Н. Теория вероятностей, математическая статистика и случайные процессы: учебное пособие. Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок математики и информатики "Введение элементов математической статистики с помощью офисных средств" "
Разработка урока по теме: ""Введение элементов математической статистики с помощью программы EXCEL (WORD)".Урок введения новых понятий для девятиклассников, которые не изучали элементы математич...
Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"
Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой, при отраб...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"
Рабочая программа по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего професси...
Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)Смышляева На
"Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенны математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)"Смышляева Натал...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...
К вопросу создания психологической комфортности студентов посредством построения и анализа математических моделей задач, возникающих в повседневной жизни
В статье обсуждаются вопросы реализации принципа психологической комфортности на уроках математики путем построения и анализа математических моделей задач, возникающих в повседневной жизни студентов о...