Использование информационных технологий в обучении детей с ТМНР
статья

Чепелева Ирина Николаевна

Использование  информационных технологий  в обучении детей с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1, корпус 2 городского округа Электросталь Московской области»

«Использование  информационных технологий  в обучении детей с ТМНР».

Выступление подготовил

Учитель-дефектолог

 Чепелева И.Н.

2021

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.

Современное развитие общества невозможно себе представить без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек.

Процесс обучения и воспитания детей с ТМНР подчинен основной цели – социализации детей этой категории и их интеграции в обществе. Развитие детей обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационные технологии используются в подготовке, моделировании, конструировании и передаче информации обучающемуся посредством компьютера и мультимедийных средств.

Решающую роль в формировании знаний играет использование разнообразного наглядного материала, так как специфика учащихся с ТМНР такова, что большую часть информации они воспринимают и запоминают  с помощью или зрительных, или аудиальных, или  кинестетических представлений.

Современное образование требует от учителя дифференциального подхода к обучению и, соответственно, полимодального преподнесения информации, то есть: учитель = аудиал + визуал + кинестетик. Поэтому, необходима перестройка педагога на многосенсорное преподавание и учет ведущей модальности ученика.

Применение презентаций в обучении красочно  оформленных, игровые моменты, элементы мультипликации позволяют визуально насыщать урок, делают его ярким, запоминающимся, воздействуют сразу на несколько видов памяти, стимулируют ребенка к активной работе на уроке.   Так же в компьютерной презентации при изучении нового материала  педагог может акцентировать внимание ребят на значимые моменты, создать наглядные образцы в виде схем, таблиц.  

Интерактивность компьютерных технологий позволяет педагогу более успешно адаптировать учебный материал под особенности ребят с ТМНР.

Использование компьютера, во время урока, повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы. Мультимедиа – совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео).

C:\Users\Home\Desktop\ЛЕНА РАБОТА\разное 16-17\отчет2017\план конспекты\носиков\17042017869.jpg

Компьютер оказывает неоценимую помощь учителю. Чаще всего необходимо ребенку объяснить и показать последовательность операций, которые дети в дальнейшем будут выполнять. Объяснить ученику можно, а вот как показать? Для этого педагог использует компьютер или проектор.

Возьмём, к примеру, такую тему, как «Дикие животные». Как объяснить ребенку с ТМНР, активное восприятие которого нарушено, а социальный опыт крайне беден, что заяц меньше медведя? Предметные картинки, используемые педагогом, подчас не могут передать реального размера животных. Для этого мы используем возможности компьютера. Самое элементарное, что можно сделать, вывести на экран картинки, изменив предварительно их размер.

Или, как педагогу объяснить ученику, что существуют такие природные зоны и климатические пояса, как тропический, полярный, пустынный; что на нашей планете существует много стран, каждая из которых имеет свою культуру, свои достопримечательности? Или как рассказать о жителях морей и океанов; или о таких природных явлениях, как извержение вулкана, наводнение, ураган?

Можно, конечно, показать несколько сюжетных картинок, но многие из них не отражают даже реального размера объектов. А главное, они не отражают объекты и явления в движении, развитии, в своем звучании. На помощь педагогу опять же приходят современные средства информационных технологий: мультимедиа-проектор, компьютер, проекционный экран, музыкальный центр. Применение видеофильмов и мультимедиа технологий дают детям более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, а так же дают возможность повысить степень активности детей и вовлекают в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов.

При такой форме подачи информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Мультимедийная презентация в программе Microsoft Mouse Mischief (несколько мышей)  как раз и даёт учащемуся возможность,  и  увидеть, и  услышать, и самому почувствовать, а учителю в должной мере осуществить дифференциальный подход.

Microsoft Mouse Mischief – одно из средств активизации познавательной активности учащихся, она стимулирует и развивает мышление, память,  воображение, внимание,  но не будем забывать о том, что работа с компьютером вызывает у ребенка массу положительных эмоций.  Таким образом, использование ИКТ  становится неотъемлемой частью работы современного учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Но, используя в своей работе ИКТ, необходимо помнить об опасностях работы на компьютере:

•        нагрузка на зрение

•        высокочастотные электромагнитные поля

•        электростатическое поле высокой напряженности

•        неудобная поза

•        психическая нагрузка

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.

Смена динамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смена динамических пауз, применение различных игровых технологий.

Формирование у детей тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя, проведение некоторых видов заданий, сидя на ковре (на коленях, «по-турецки», лежа на животе с прогибанием позвоночника, что позволяет снизить однообразную нагрузку на позвоночник).

А как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров (раньше это запрещали использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированные технологии в обучении детей с ТМНР при формировании представлений об окружающем природном мире»

При интегрированном подходе к обучению детей с ТМНР удается  последовательно задействовать различные сенсорные анализаторы, функции которых у детей с ТМНРв той  иной степени нарушены. Сделат...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР....

Использование игровых технологий для коррекции нарушений развития и обучения детей с ТМНР

Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка....

Дистанционное обучение детей с ТМНР

Уроки в дистанте с обучающимися по программе 9,2...

Индивидуальное обучение детей с ТМНР.

Данная презентация освещает личный опыт индивидуальной работы с ребёнком с ТМНР (ДЦП, частичная атрофия зрительного нерва, тотальное недоразвитие речи, умеренная степень умственной отсталости)....

Использование развивающих игр в процессе обучения детей с ТМНР

Игровая деятельность –это важный этап в развитии психики и становления личности каждого ребёнка. У детей с ТМНР часто несформированными оказываются элементарные игровые действия, не возникает по...

ИКТ как обогащенная сенсорная среда в обучении детей с ТМНР,находящимся на домашней форме обучения

  Сочетая в себе книгу, калькулятор, телевизор, видеомагнитофон, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, компьютер дает возможность ребенк...