Артикуляционная гимнастика с песком в работе учителя-логопеда
методическая разработка
Представлен материал, который может использовать педагог, при работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_peskom_v_praktike_uchitelya-logopeda.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика с песком в работе учителя-логопеда
В своей практике, я довольно часто, встречаю детей, испытывающих затруднения в работе перед зеркалом. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. А некоторые, вообще не желают перед зеркалом делать артикуляционную гимнастику и при этом еще проявляют негативизм. С такими детьми я пробовала разные направления логопедической работы, но наиболее эффективным оказалась песочная терапия.
Ребенок, погружая свои руки в песок, испытывает положительные эмоции, проявляет заинтересованность и играя, обучается.
В начале предложите ребенку потрогать песочек, расскажите ему о свойствах песка. Это создаст у ребенка дополнительный интерес к занятию, а также обогатится его словарный запас, а также знания и представления об окружающем мире.
Преступая к артикуляционной гимнастике сначала объясните, а затем покажите ребенку, как нужно выполнить то или иное упражнение.
Вот некоторые динамические упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно предложить ребенку, играя с песком.
1. Упражнение «Табунок»
Описание: учитель-логопед рассказывает стихотворение и одновременно с ребенком выполняет движения пальцами рук и языком.
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)
Я в песок их опущу,
В табунок их превращу.
(щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, продвигать руки вперед, передвигая пальцами) *
*во время звукоподражания-цоканья улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. Рот при этом открыт. Язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
2. Упражнение «Лошадка делает зарядку» *
Игровая ситуация: помоги лошадке выполнить «зарядку».
Описание: предложите ребенку щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
*перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:
«Ты куда спешишь, лошадка?»-
«У меня с утра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!»
3. Упражнение «Качели»
Описание: рассказывая ребенку стихотворение предложите ему языком ритмично двигать вверх-вниз, а указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
4. Упражнение «Индюки»
Описание: рассказывая ребенку стихотворение предложите ему изобразить, как «болтает индюк». Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по песку.
По песку индюк ходил
«бл-бл-бл»
Хвост, как веер, распустил.
«бл-бл-бл»
Вот какой красивый я,
«бл-бл-бл»
Полюбуйтесь на меня!
5. Упражнение «Маятник» *
Описание: языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
*перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
6. Упражнение «Месим тесто»
Описание: губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
7. Упражнение «Белочка» *
Игровая ситуация: помоги белочке собрать орехи.
Описание: предложите ребенку одновременно «прыгать» пальчиками правой руки по песку и языком упираясь в правую щеку делать «орешек». Затем «прыгать» левой рукой по песку и языком упираясь в левую щеку делать «орешек».
*перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:
Маленькая белочка,
По песочку прыгает и скачет,
Орешки ищет и в дупло прячет.
И в заключении хотелось отметить, что использование песочной терапии положительно влияет на развитие артикуляционного аппарату у ребенка, а занятие превращается в увлекательную игру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика. Автор Полуэктова Е.Н.- учитель-логопед
Артикуляционная гимнастика. Автор Полуэктова Е.Н.- учитель-логопед...
Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"
Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми - логопатами....
Игры с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с дошкольниками.
Использование в практике учителя-логопда игр с песком, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников....
Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда.
В статье представлен опыт работы с инновационным материалом - кинетическим песком, описаны его возможности и свойства. А также дана подборка речевых игр и упражнений, которые могут быть использованы н...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...