Статья "Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности"
статья

Будожапова Альбина Доржиевна

           Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования.

    Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся

как условие социализации личности

           Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования.

          Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

         Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

       Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.

       Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

        Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.

        В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеурочные, познавательные умения и навыки.

        Направления исследовательской деятельности:

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:

– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;

– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.

         Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.

         Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ школьников, следопытов школьного краеведческого музея.

          В результате формируется личность с менталитетом: наши ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

        Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребёнка и доступным для детского восприятия.

         Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.

          В современной дидактике всё более утверждается деятельностный подход, суть которого заключается в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Знания не могут быть самоцелью. Умение владеть ими, применять их на практике. Интерпретировать и выражать своё отношение к ним,  – вот ключевая цель педагога в работе с учениками.

              В подростковом возрасте у учащегося формируется формально – логическое мышление. Чем старше становится ученик – тем сложнее должны быть формы его учебной деятельности. Выделяют следующие уровни познавательной деятельности по возрастанию их сложности: объяснительно – иллюстративный – репродуктивный - проблемный – частично – поисковый – исследовательский.

              Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

- автономизационную – быть способным  к саморазвитию, самоопределению, самообразованию

- коммуникативную – уметь вступать в общение;

-информационную – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

- продуктивную – уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

          Данные компетентности, будучи сформированными у детей, помогут им грамотно войти во взрослую жизнь.

         Мы считаем, что очень важно выявить одарённых детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно - исследовательской деятельности.

            Темы исследовательских работ подбираются согласно интересам и способностям учащихся. В процессе подготовки работы учащиеся получают возможность не только расширить свой кругозор и познакомиться с методами проведения научных исследований, но и научиться красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, рефератов, конкурсных работ, написание тезисов и статей), а также приобрести опыт публичного выступления.

          Работа с документами, словарями, справочной литературой, индивидуально – групповая работа с научными руководителями, экскурсии. Конференции, конкурсы, музейно – выставочная работа.

         Вышеперечисленные формы исследовательской деятельности дают положительные результаты и поддерживают на достаточно высоком уровне планку достижений наших ребят в республиканских и всероссийских конкурсах, конференциях.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - выступление на педсовете "Стимулирование познавательной деятельности учащихся как условие для саморазвития личности"

Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроке - важная педагогическая проблема, которой всегда уделяется много внимания. Продуктивная организация познавательной деятельности станов...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует созданию среды для развития одаренности как можно большего числа будущих выпускников. Наиболее эффективной формой внеклассной ра...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

laquo;Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены   на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовател...

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"

ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...