Нормативно-правовые основы, регламентирующие направления деятельности социального педагога
статья
В данной статье отображены основные документы, регламентирующие деятельность социального педагога в системе образования, которыми он пользуется в повседневной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога. | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовые основы, регламентирующие направления деятельности социального педагога.
Е.Б. Атажукина
социальный педагог
МКУ «Детский дом № 6
«Огонёк» г. Прокопьевска
Деятельность социального педагога образовательного учреждения неразрывно связана с политикой государства в области развития системы образования и семейной политикой.
В последнее десятилетие мы видим, что политика в сфере детства стала одним из безусловных национальных приоритетов Российской Федерации. Идут глобальные процессы, направленные на обеспечение и защиту прав и интересов детей, создание наилучших условий для их жизнедеятельности и развития, получения качественного образования, развития конкурентоспособности, поиск эффективных механизмов содействия формированию безопасного и комфортного семейного окружения. Эти процессы охватывают все сферы поддержки семьи и детства, улучшения демографии, развитии системы образования.
Данные процессы отражаются в законодательных актах, которые, в свою очередь, нацелены на решение проблем, имеющихся в обществе, для их дальнейшего разрешения и преобразования в новый более качественный уровень жизни всего общества и государства в целом.
На этом фоне особую значимость приобретает профессионально-правовая грамотность социального педагога, как важный показатель образованности специалиста, отражающий единство его теоретико-прикладной подготовленности и готовности осуществлять профессиональную деятельность в рамках правового поля. Она определяет способность специалиста успешно решать социально-педагогические задачи в соответствии с нормативно-правовыми документами, защищать права и законные интересы объекта социально-педагогической деятельности (ребенка). Деятельность социального педагога всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем.
В своей профессиональной деятельности социальный педагог, в соответствии с законами, защищает интересы детей и подростков в органах законодательной и исполнительной власти; препятствует принятию решений, ущемляющих права учащихся; изучает новую правовую информацию.
Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.
Профессиональные знания социального педагога включают знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку).
В своей профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется следующими документами:
1. Международные нормативно-правовые документы
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
- Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989).
2. Федеральные законы РФ
- Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 (с изменениями);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995;
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
- Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994;
- Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей»;
- Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
- Государственные программы;
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
3. Значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ, в котором он проживает и работает
1. Закон Кемеровской области от 05.10.2022 № 103-ОЗ «О наставничестве над несовершеннолетними в Кемеровской области-Кузбассе»;
2. Закон Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
3. Закон Кемеровской области от 05.07.2013 № 86-ОЗ «Об образовании»;
4. Закон Кемеровской области от 17.01.2005 № 11-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области».
4. Документы муниципальных образований (приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления);
5. Внутриучрежденческие документы: Устав учреждения, план работы учреждения, должностная инструкция социального педагога.
В условиях постоянных перемен, в частности в законодательстве, социальный педагог должен ориентироваться в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность, основах социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства, общей и социальной педагогике, педагогической, социальной, возрастной и детской психологии, основах здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социально-педагогических и диагностических методиках, методах и способах использования образовательных технологий, в том числе дистанционных, современных педагогических технологиях продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения, основах работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, методах убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологиях диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыках социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правилах по охране труда и пожарной безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
Основные направления и содержание деятельности социального педагога
Основные напрвления и содержание деятельности социального педагога...
Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.
Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающи...
Нормативно-правовая база деятельности социального педагога
Нормативно-правовая база деятельности социального педагогаОсновные международные документы Основные документы Федерального уровняОсновные документы регионального уровняИнтернет-ресурсы...
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности социального педагога
предложен ряд нормативно-правовых актов по защите прав ребенка....
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и под...
Нормативно - правовые основы деятельности социального педагога
Владение нормативной базой позволяет осуществлять воспитательно - образовательный процесс в школе в соответствии с действующим законодательством, повышает компетентность педагога. Данная разработка бу...