Система подготовки к ЕГЭ по математике
материал для подготовки к егэ (гиа)

Пахомова Ольга Васильевна

Доклад по теме "Подготовка к ЕГЭ по математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sistema_podgotovki_k_ege_po_matematike.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКА,

НО ОН НЕ ВСЕМОГУЩ,

И ОБУЧИТЬ МОЖЕТ ЛИШЬ ТОГО,

КТО ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ И КТО САМ УЧИТСЯ.

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы,  процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.  

В течении учебного года ведется постоянная работа с учащимися на уроках и внеурочное время.

Первое, что пришлось сделать вначале и приходится делать каждый раз, когда начинаешь подготовку с очередным классом  – это  изучить  материал, посвящённый ЕГЭ,  «прорешать» прототипы заданий (ежегодно прототипы новых заданий) из открытого банка заданий по математике, ознакомиться с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

            Следуя этим принципам, стараюсь формировать  у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Я выделила следующие составляющие готовности обучающихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:

  • информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правила заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность (качество подготовки по математике, умение выполнять задания КиМов);
  • психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзаменов).

«Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?»

1 шаг - знакомство с процедурой проведения экзамена; знакомство со структурой КИМ; с правилами заполнения бланка ответов.

2 шаг - работа с демоверсией; знакомство с каждым заданием,

 его характеристика; формирование необходимых знаний и умений

для правильного выполнения каждого задания.

3 шаг - вводный контроль; выявление тех заданий, которые вызвали у обучающихся затруднения; разделение учащихся на группы по результатам вводного контроля;

Составление индивидуальных планов.

Подготовка к ЕГЭ проводится в виде спецкурсов. Мы не изучаем заново всю программу по предметам, повторяем только те задания, которые встретятся на ГИА. Дети узнают о тех особенностях тестирования, которые позволят им получить максимум баллов. На курсах подготовка ориентирована не просто на экзамен, а именно на сдачу ЕГЭ. Это значит, что учащиеся во время обучения:

  • получают навыки тестирования;
  • поймут особенности формулировок заданий;
  • научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;
  • узнают о самых распространенных ошибках;
  • узнают, какими критериями руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий;
  • узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах;
  • смогут проследить эффективность подготовки к экзамену, благодаря индивидуальному мониторингу работы по предмету.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.

Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет. Регулярно провожу диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала. Провожу  мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.

Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. При организации работы с родителями обучающихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ЕГЭ, динамика и результативность ребенка. Здесь помощь оказывают администрация и классный руководитель. В течение двух лет на родительских собраниях в системе освещаются следующие вопросы:

  • общие положения проведения ЕГЭ;
  • сроки и общие правила проведения ЕГЭ;
  • порядок подачи апелляции;
  • оценка результатов ЕГЭ;
  • информационные сайты подготовки к ЕГЭ.

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 10 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к  ЕГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (факультативных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем  тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю тесты ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент. Обязательно отмечаю количество  человек, уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и даю совет,  какое задание  можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все мои рекомендации учащиеся воспринимаются более осознанно.

Учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени, и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними индивидуально.

Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий. Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий контролирую систематически. С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий и спецкурсов. Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда. Регулярно контролируем и анализируем вместе с учащимися динамику роста или неудач. Все интересные задания стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы. Консультации провожу как  общие, так и индивидуальные. Ребята знают, что с вопросами по первой, второй части,  можно подойти в любое время, но вопросы третьей части разбираем индивидуально.  

Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому после изучения основного материала планирую часы для повторения. На таких уроках организую повторение через систему  упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют  индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных  материалов.  Работая с КИМами  с 10 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к аттестации. IV четверть, 11 класса посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ. Ребят, успешно справляющихся с 1,2 частями, привлекаю в качестве консультантов.

Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения разделяю класс на 3 группы.

1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования.

2 группа - обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющего высокие требования к уровню математической подготовки.

3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в ВУЗ.

Для каждой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.

Учащиеся первой группы должны уверенно выполнить 6-7 заданий 1 части. После проведения диагностических работ, выявляю у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепляю то, что уже получается. В работе с учащимися первой группы отрабатываю в первую очередь практико - ориентированные задачи на проценты, чтение графиков, геометрические понятия, т.к. именно эти задачи являются для них наиболее понятными.

Выпускникам второй группы, необходимо уверенно выполнять 12 заданий, а также стараться выполнить задания 13. Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении заданий практико - ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Поэтому в работе с обучающихся этой группы в основном ставлю задачу сформировать навыки самопроверки при выполнении заданий 1- 14, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий 15 - 17.

С выпускниками третьей группы отрабатываю умение уверенно выполнять задания 1 - 15 и ориентирую на выполнение заданий 16 - 18.

Осуществление индивидуальной и разно уровневой подготовки к ЕГЭ осуществляю через использование ИКТ. Наличие в интернете открытого банка заданий первой части ЕГЭ позволяет включать задания из открытого банка в текущий процесс, а на завершающем этапе подготовки к экзамену эффективно проводить диагностику недостатков усвоения отдельных тем и их устранение путем решения конкретных серий задач. Открытый банк заданий дает возможность проходить в школе и дома диагностические работы в режиме он-лайн.

Психологическая подготовка.

  1. В первую очередь работаю над повышением уровня мотивации как основы хороших результатов.
  2. Продолжаю развивать такие качества личности, как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке, самостоятельность.
  3. Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности.
  4. Каждый обучающийся должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить.
  5. Готовлю обучающихся к длительному самостоятельному занятию предметом, требую объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению.

Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

-внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать)

 - если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

-если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть основные направления психолого - педагогического сопровождения при подготовке к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование Дневника.ру в создании системы подготовки к ЕГЭ по математике в районном методическом объединении"

Проект представлен на конкурс "Инноватика в образовании" Забайкальского образовательного форума-2012....

Программа курса «Система подготовки к ЕГЭ по математике» для учащихся 11 класса

Пояснительная запискаЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире м...

Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).

В работе рассказывается о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

Система подготовки к ГИА по математике

В статье рассмотрены принципы эффективной подготовки к ГИА, методические приемы для качественной подготовки (приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи, инсценировка "тупика" в реш...

Система подготовки к ЕГЭ по математике

В данной  методической теме показаны этапы работы  и система работы учителя при подготовке ЕГЭ по математике....

Система подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 10-11 классов

Делюсь опытом подготовки учащихся к ЕГЭ....

Система подготовки к ЕГЭ по математики

Каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Ведущая идея моего опыта - повышение качества математической подготовки школьников на основе ис...