Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ через реализацию индивидуального образовательного маршрута
статья

Булдакова Оксана Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_buldakova_oyu.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Булдакова Оксана Юрьевна

педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4» КГО

Камышлов

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ через реализацию индивидуального образовательного маршрута

Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Незрелость личности ребенка отчетливо обнаруживается часто в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

Дошкольники, особенно дети с ОВЗ, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, только тогда они достигнут цели.

Развитие у детей с ОВЗ идет порой значительно медленнее. Детям присущи замедленный темп психического развития, неравномерность физического и психического развития.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации в ДОУ и вне его. Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Поэтому дети нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, особенно эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания. Эмоционально-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми.

На основе изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ психолог совместно с другими специалистами ДОУ включается в разработку индивидуального образовательного маршрута, где прописывает свою работу по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута: оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования; сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества; разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики; сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения; приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация); развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы; сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений; сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.

Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития: ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации; психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки; упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти; использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).

Основные методы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, которые реализуются в рамках индивидуального образовательного маршрута:

1. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.

2. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

3. Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.  Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Основной целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;Хочу такой сайт

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

4. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь компенсации трудностей в обучении,а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Список источников:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

4. Инклюзивное образование [Текст] : настольная книга педагога, работающего с

детьми с ОВЗ : [методическое пособие] / [Староверова М. С и др. ; под редакцией

М. С. Староверовой]. - М. : ВЛАДОС, 2014 (5 экз.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП

В работе рассматривается понятие  психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

"Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки учащихся подросткового возраста" (внеурочная деятельность)

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного...

Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения

Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...

«Сопровождение одаренных детей через разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута»

Индивидуализация образования  является идеальной формой, ведущей одарённую личность по пути самореализации...

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...