"Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки учащихся подросткового возраста" (внеурочная деятельность)
методическая разработка по русскому языку по теме
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Педагогическая стратегия по изучаемому предмету в рамках разработки индивидуальных образовательных маршрутов на курсовом занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_2.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №136
603065, Нижний Новгород, ул. Дьяконова, д. 1б, тел/факс. 253-53-09, тел. 253-29-46; E-mail: schooln136@inbox.ru
Система работы
учителя русского языка и литературы Николаевой В.В.
"Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки учащихся подросткового возраста"
(внеурочная деятельность)
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Для построения индивидуального образовательного маршрута учитель учитывает:
1) индивидуально-психологические особенности учащихся подросткового возраста;
2) особенности мотивации учения у учащихся 8-9 классов (стойкий интерес к определенному предмету; мотив избегания неудачи; желание иметь высокую отметку, даже если оно (желание) не подкрепляется знаниями ; познавательный интерес только у высокомотивированных учащихся; подростковая установка на достижение результатов в учении , отсутствие развития мотива достижения успеха в учебе; мыслительного спад;
3) Базирование содержания курсовых занятий на программном материале по русскому языку в 8-9 классах (расширение и углубление знаний в рамках темы).
4) Планирование уровня усвоения материала курсовых занятий с учетом индивидуальных возможностей ученика на основе технологической карты.
Педагогическая стратегия по изучаемому предмету в рамках разработки индивидуальных образовательных маршрутов на курсовом занятии по целеполаганию:
- Распределение учащихся по группам с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся подросткового возраста.
Высший уровень знаний ( группа 1 – уровень усвоения материала А) :
Для таких учащихся характерен высокий темп овладения новыми знаниями и самостоятельность в их применении. Эти ученики легко усваивают материал в максимальном объеме, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения поставленных перед ними задач и способностью свободно переключаться с одной умственной операции на другую. В работе с такими учениками важна организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одаренных из них возможна разработка индивидуальной стратегии обучения и развития, выбор педагога-наставника, занятия в специальных кружках и факультативах.
Высокий уровень знаний ( группа 2- уровень усвоения материала Б) :
Они способны овладеть необходимым объемом знаний, определенным программой. Учащиеся этой группы отличаются неустойчивостью познавательных интересов, причиной чего является выраженная интеллектуально-личностная направленность на определенный тип учебных предметов. Поэтому для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они умеют анализировать, делать выводы на основании изученного, но к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работ. Значительная роль в работе с такими учащимися отводится внешней мотивации.
Средние учебные способности( группа 3 – уровень усвоения материала С)
Учащиеся этой группы отличаются многообразием вариантов индивидуального развития. У большей части школьников этой группы отмечается несформированность положительных качеств ума, диагностируется низкий уровень психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Среди учащихся этой группы есть дети, имеющие высокий уровень специальных способностей: художественные способности, у части группы - способности к спорту, некоторые обладают практическим складом ума. С такими учениками учитель выстраивает обучение и воспитание, основываясь на положительных личностных качествах подростков.
2. На вводных занятиях целеполагания учитель руководит выстраиванием образовательного маршрута в рамках темы занятия. Это зафиксировано в технологической карте. При выстраивании индивидуального образовательного маршрута ученик находится в ситуации выбора. Именно эти вводные курсовые занятия способствуют тому, чтобы цели, зафиксированные в технологической карте, стали понятными, осознанными, принятыми и достигнутыми учащимися в ходе усвоения новых понятий.
2.Каждый ученик вырабатывает личное отношение к освоению темы, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, прогнозирует результаты своей деятельности. На таких занятиях, ученик выстраивает свой индивидуальный образовательный маршрут: формулирует цели, определяет конкретные задачи, составляет план работы по теме, знакомится с видами работ в рамках темы, с мониторинговыми исследованиями.
Разработка темы "Наречие" на курсовых занятиях по русскому языку
- Анализ ситуации, представленный лингвистической задачей.
1.1.Для учащихся со средними учебными возможностями ситуация проговаривается еще раз, в диалоге вычленяется главное. Ученики с высокими возможностями объяснят свое решение еще раз, подробнее останавливаются на логике рассуждений. Только после этого формулируется тема курсового занятия «Наречие».
1.2. Анализ ключевых слов темы, под руководством учителя приведет к к осмыслению следующего вопроса – истории появления названия «наречие». В процессе обсуждения учащиеся делают вспоминают этимологию названия.
2. Целеполагание и определение значимых тем. Определение результатов деятельности (для обучающихся с разным уровнем подготовки – фиксировать цели на доске).
Цели, поставленные на курсовом занятии «Наречие»:
знать | уметь |
– общее значение наречий (А); | – находить наречия в тексте, отличать его от других частей речи (А); |
На повышенном уровне | |
– о текстообразующей роли наречий (С) | – использовать в речи наречия как средство связи предложений в тексте (С); |
3. Конструирование учебной деятельности в рамках занятия
Определение способов учебной деятельности;
Определение средств достижения целей;
Определение средств источников информации;
Определение критериев оценки результатов
Определение процессов их достижения
Выстраивание плана изучения темы
Определение количество курсовых занятий по теме;
4. Анализ содержания технологической карты с целью деления изучаемого материала на блоки.
5. Анализ содержания технологической карты с целью определения специфики заданий: творческие работы, котрольные работы.
6. Самостоятельный выбор учащимися уровня усвоения знаний и способа контроля (задания разноуровневого характера: индивидуальные работы по карточкам; цифровой диктант; конструирование предложений с наречиями и нахождение наречий в тексте с определением их синтаксической роли; свободный диктант; объяснительный диктант; самостоятельную работу, работу по редактированию текста, выборочный диктант, диктант «Проверь себя», задания тестового характера).
7. Определение учащимися объема изучаемого материала, порядка изучения его, примерные сроки (учет индивидуальных особенностей: в работе с учениками 2 группы – использование проблемных ситуаций, формулирование учащимися самостоятельно той или иной проблемы; в работе с учениками 3 группы - помощь и консультация учителя для определения знаний и умений, необходимых для успешного усвоения темы. Эффективные приемы для учащихся 2 группы: опора на жизненный опыт, прогнозирование успеха. Целесообразно предложение плана –опоры, где обозначены основные разделы работы по планированию:
Мой образовательный маршрут по теме
Тема | Буду знать | Буду уметь | Программа изучения | Самооценка | Оценка учителя |
Подобная работа дает возможность осознания уровня сложности предложенного для изучения материала.
8. Для оценки своих возможностей, видения перспективы в процессе овладения материалом - выбор учащимися уровня изучения данной темы, каждая из которых отличается объемом, сложностью и глубиной изучаемого материала ( выбор 2-го уровня ( А) оценивается «3», 3-го уровня ( В) – «4», четвертого уровня (С) – «5»).
9. Беседа учителя с учащимися целью фиксации выбранных уровней изучения материала для отслеживания продвижения учеников по индивидуальным маршрутам.
10. Оценка достижений учащимися и сравнивание их с реальными результатами (занятие систематизации и обобщения знаний).
11. Рефлексия (анализируются успехи, проблемы и трудности, возникшие во время изучения темы, а также способы, с помощью которых они преодолевались).Возможная форма рефлексии: письменное анкетирование, размышление по предложенной теме, составление схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальные образовательные маршруты (в рамках реализации ФГОС)
к выступлению на семенаре,педсовете...
индивидуальные образовательные маршруты (в рамках реализации ФГОС)
выступление на семенаре, педсовете...
Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"
Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...
Этапы построения индивидуального образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в МБОУ «Школа № 87» (МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ОТ 25.02.2021)
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается не только как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями зд...
Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося
Под индивидуальным образовательным маршрутом понимает замысел обучающегося относительно его собственного продвижения в образовании. Это проект, который конкретизирует образовательную программу и планы...
Психодиагностика курса внеурочной деятельности "Реализация индивидуально-образовательного маршрута выпускника кадетского класса с казачьим компонентом с проекцией на карьеру военной направленности"
Комплекс профориентационных психодиагностик направленных на изучение интересов и способностей выпускников кадетских классов...