Изучение уровня тревожности
материал

Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_gotovoe.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы.     

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности.

Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.

Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов и педагогов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы». (Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуация, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.) Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.

Новизна опыта: интеграция  внеурочной деятельности детей, направленной на формирование навыков отстаивания своих границ в общении со сверстниками и взрослыми; разрешение ряда психотравмирующих ситуаций, способствующих повышению тревожности.

Ведущая педагогическая идея.  

 Кэррол Изард  (американский психолог, профессор психологии) объясняет различие терминов "страх" и "тревога" таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают" (А. И. Захаров).    

Даниил Борисович  Эльконин (советский психолог) писал: в игре происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-школьника и младшего школьника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

3игмунд Фрейд (австралийский психолог) писал: “Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка — это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции”.

Линк Френк предположил, что игра для детей — это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. 

Согласно Жан Пиаже (Швейцарский психолог и философ) игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной [55]. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Диапазон опыта.

         Представленный опыт работы является единой системой «педагог – родитель – воспитанник»; «воспитательное мероприятие - межпредметные связи – внеурочная деятельность в рамках ФГОС». 

Сущность опыта.  

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования: адекватно выражать свои непосредственные реакции на различные ситуации. Это будет способствовать разрядке возникающего возбуждения и снижению тревожности. Учащиеся смогут стать более успешными: повысить свою успеваемость и социальный статус в классном коллективе.

 Теоретическая база опыта.

К числу причин наиболее распространенных дидактогений (от греч. didaktikos поучающий, и -genes-рождающий, рождённый), негативное психич. состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера) можно отнести: экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс ( от греч. di – дважды, двойной + англ. stress – давление, напряжение) – вид стресса, характеризующийся наибольшей степенью выраженности, оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека.)  и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., 

К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, догматическая система воспитания в школе.

Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Вместе с тем анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность - один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима.

Довольно высокий уровень школьной тревожности детей и, кстати, снижение у них самооценки характерны для периода поступления детей в школу. Напомним, что адаптационный период в первом классе продолжается обычно от одного до трех месяцев. После этого, как правило, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка ребенка стабилизируются.

Таким образом, выделять детей со школьной тревожностью и начинать с ними работу, с нашей точки зрения, целесообразно лишь во второй четверти. Это, конечно, не исключает специальной работы по оптимизации прохождения ребенком адаптационного периода.

Основная задача такой работы - помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Авторы книги "Эмоциональная устойчивость школьника" Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).

Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

         Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Как выявить тревожного ребенка.

Опытный воспитатель или учитель, конечно, впервые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Решение проблемы тревожности у воспитанников интерната зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, физкультурных, прогулках, физминутках, спортивных мероприятиях, праздниках, досугах, развлечениях, сказкотерапии, релаксации,   эмоциональном общении с взрослым и сверстниками, восприятии музыки, детских песен и стихов, двигательной активности и тактильно-двигательных игр, совместных играх со сверстниками и под руководством взрослого, в играх с правилами, народных играх, спортивных играх, пальчиковых играх и других видах игр.

Занятия физкультуры для детей играют важную роль снижении тревожности у ребенка, и в связи, с чем считаем необходимым уделить внимание формам и методам по снятию тревожности на занятиях физкультуры:

- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции

эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказкотерапии является снижение

агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие взаимоотношений с другими людьми. Для этого сказкотерапия использует

сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей

простоты и огромного интереса к самой сказке.

- игры имитации - в играх-имитациях дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Всё это выражается в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость, снимают напряжение.

- куклотерапия- это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

- релаксация - система приемов, способствующих мышечному расслаблению, и сам результат, то есть глубокое мышечное расслабление и связанное с этим внутреннее состояние покоя. Релаксация способствует снятию мышечных зажимов. Приемы релаксации применяются в спорте, аутотренинга, частичная релаксация используется в логопедических упражнениях и психотерапии. Релаксация помогает быстрее засыпать и снимать последствия стресса.

- музыкотерапия - лечение с помощью музыки. Музыка мощное лечебное средство, способ глубоко воздействовать на физическое и психическое состояние человека. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений.

Таким образом можно сделать вывод, что проблема тревожности детей

не теряет своей актуальности, разные авторы дают различные интерпретации,

но в целом они сводятся к необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику, проявляется в изменении уровня притязаний, снижения самооценки, решительности, уверенности в себе, влияет на мотивацию.

И как показала практика, тревожность детей тормозит их развитие, не

позволяет ребенку развиваться в полной мере. Потому необходима работа по

снижению тревожности, и занятия физкультурой являются формой для этого.

Список использованной литературы:

1. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка

// Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. - Мн., 1999.

2. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. - 1998, № 1

3. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ, 1995.

4.  Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2003.

5. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. - 1988, № 2.

6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., И доп. - М.: ВЛАДОС, 1998. - кн.2:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снятие уровня тревожности у учащихся 9, 11 классов при сдаче ГИА и ЕГЭ.

В презентации представлен материал для проведения работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА для учителей и классных руководителей....

«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...

Выявление уровня тревожности у подростков.

С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша....

Анкета для оценки уровня тревожности родителей учащихся сдающих экзамены ЕГЭ

Данная анкета дает возможность определить уровень тревожности родителей перед сдачей их детей экзаменов по ГИА и ЕГЭ. Наличие у родителей стремления к тому, чтобы их дети смогли выполнить все пр...

Тест №4.Определение уровня тревожности

Комплекс психологических тестов направлен на реализацию следующей цели: изучение особенностей учащихся с возможностью определения оценки, которая может быть представлена в описательной, табл...

Рекомендации для родителей детей с повышенным уровнем тревожности

Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуй...

Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности у детей общеобразовательных и коррекционных школ.

Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это т...