Снятие уровня тревожности у учащихся 9, 11 классов при сдаче ГИА и ЕГЭ.
презентация к уроку по психологии по теме

Бусова Марина Александровна

В презентации представлен материал для проведения работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА для учителей и классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект по психологии144.5 КБ
Office presentation icon proekt.ppt55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Шумиловская средняя общеобразовательная школа»

Приозерского района  Ленинградской области

Курсовая работа

по теме:

«Содержательный компонент учебных курсов

 Социально – экономического профиля

(на примере профильного курса «Математика»).

                     

                               Работу выполнили:

                                 учителя математики

                                                        Бусова Марина Александровна,

                                                        Андросова Татьяна Дмитриевна.

п. Саперное

2011 г.

Содержание.

1. Введение.

               1.1   Что такое профильное обучение?

               1.2    Возможные формы организации профильного обучения

2. Основная часть.

               2.1    Математика и профильное обучение.

               2.2   Содержательный компонент учебного курса «Математика» социально – экономического профиля.

               2.3   Требования к уровню подготовки выпускников профильных классов.

               2.4   Тематическое планирование курса «Алгебра и начала анализа» для социально – экономического профиля (10  класс).

3. Заключение.

4. Приложения.

5. Литература.

Введение.

Что такое профильное обучение?

          Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и намерениями в отношении продолжения образования.

 

          Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программой. Сама жизнь уже убедительно показала, что мало эффективно учить “всех всему”. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учётом юношами и девушками своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Именно поэтому так остро встаёт сегодня вопрос о профильном обучении. Говоря о профильном обучении, необходимо четко знать и понимать «словарь» профильного обучения.

          Профиль – комбинация базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки.

          Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющие за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся.

          Профильная школа – форма реализации профильного обучения.

          Базовые предметы – это предметы, изучаемы на уровне общеобразовательной программы.

          Профильный общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

 

          Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  2. Создать условие для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
  4. Расширить возможность социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Существует ли потребность в профильном обучении?

          К 15 – 16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических  исследований Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учиться в ПТУ или техникуме, начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжит  учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса определились в выборе возможность сферы профессиональной деятельности.

 

По каким направлениям предполагается профилирование?

          Основными направлениями профилизации являются следующие:

  1.    Естественно-математическое;
  2.    Социально-экономическое;
  3.    Гуманитарное;
  4.    Технологическое (специализация – информационные технологии)

          Возможно существование и «универсального профиля»

 

Какие типы учебных предметов предполагается изучать в профильной школе?

          Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

          Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предполагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

          Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика – в социально-экономическом профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

          Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

          Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

 

Возможные формы организации профильного обучения

          Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.

Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1) Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом

Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качества образования, то, очевидно, объективность и реализуемость подобной системы может быть обеспечена только введением соответствующих образовательных стандартов не только для базовых общеобразовательных, но и для профильных общеобразовательных предметов.

Основная часть.

Математика и профильное обучение.

          В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» представлены примерные учебные планы для типовых профилей обучения. В соответствии со стандартом школьного математического образования в каждом из этих профилей преподавание математики проводится либо на базовом, либо на профильном уровне, для чего создаются два отдельных курса математики - соответственно базовый и профильный.

          Такая вполне естественная классификация профилей в отношении требований к математической подготовке учащихся является, однако, лишь первым шагом на пути создания оптимальной методической системы обучения в конкретном профиле и не учитывает того достаточно очевидного обстоятельства, что даже обучающиеся в рамках одного профиля имеют совершенно разные потребности в математических знаниях, а зачастую, можно сказать, и в «разной» математике.

          Например, обучающиеся в социально-экономическом профиле определенно могут иметь одну из двух ориентации: на социальные науки и на экономические науки, и если для первых достаточно, в принципе, базового курса - скажем, для наук типа политологии – то ориентирующимся на экономику необходим либо профильный курс - для ориентирующихся на математическую экономику, либо тот же базовый курс - для более «скромных» специальностей с точки зрения потребности в математике. А в художественно-эстетическом профиле даже базовый курс при нынешнем его содержании, предусмотренном стандартом, является непомерно «раздутым» с точки зрения объективных потребностей учащихся этого профиля в математической подготовке, и тем более с точки зрения их субъективных потребностей и возможностей, и необходим им разве лишь для сдачи выпускных экзаменов в школе. Другими словами, грубое разделение профилей на два типа в отношении математики далеко не полностью соответствует целям профильного обучения, безусловно, нуждается в корректировке.

          Кроме того, большие возможности содержатся в организации изучения и основных курсов - базового и профильного, если учитывать возможность разной глубины их прохождения, акцентирования или, наоборот, игнорирования определенных моментов содержания, и в особенности, отбора решаемых задач - для более полного соответствия реальным потребностям в математической подготовке учащихся соответствующего профиля

          Методические рекомендации для решения задачи адаптации обучения математике в конкретных профилях и являются целью предлагаемого материала. Эти рекомендации даются в соответствии с некоторой «типологией» учащихся в зависимости от их субъективных потребностей в знании математики.

          С точки зрения обучения математике, все учащиеся в зависимости от роли, которую играет для них математическая подготовка, делятся, грубо говоря, на три группы. Часть из них, и притом, на наш взгляд, значительная, нуждается в математике как предмете подлинно общего образования и не имеет необходимости в знании математического аппарата - группа А. Эти учащиеся в массе не собираются поступать в вузы, требующие от абитуриентов даже минимального знакомства, например, с тригонометрией или дифференциальным исчислением.

          Для других владение математическим аппаратом хотя бы в небольшой степени является необходимым для реализации их жизненных планов например, для поступления в вуз с не слишком высокими требованиями к математической подготовке - группа В. Наконец, для третьих серьезная математическая подготовка, включающая, естественно, и владение математическим аппаратом, является неотъемлемой, а можно сказать, и главной частью их образования с точки зрения целей, которые они перед собой ставят группа С.

          К группе А относятся следующие профили: социально-гуманитарный, филологический, агро-технологический, индустриально-технологический и художественно-эстетический. Специфической особенностью этих профилей с точки зрения математики является её гуманитарная направленность, ориентация на интеллектуальное развитие человека, на знакомство с математикой как с областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Задача обеспечения возможности поступления учащимися, выбравшими один из профилей этого направления, в высшие учебные заведения по специальностям, связанным с математикой, этим курсом не ставится.

          К группе В относятся следующие профили: химико-биологический, биолого-географический и социально-экономический. Помимо предоставления математического аппарата, необходимого в этих естественно-научных и научно-гуманитарных областях, курс В обеспечивает возможность успешной сдачи экзамена по математике при поступлении в вузы нате специальности, где математика не является профилирующим предметом.

          В группе С физико-математический, физико-химический и информационно-технологический профили. Соответствующий курс математики создает условия учащимся не только для поступления в любое высшее учебное заведение по специальностям, требующим высокого уровня владения математикой, но и для успешного обучения их в соответствующем вузе.

          Возможность варьировать содержание курсов математики для различных профилей заложена в самом федеральном компоненте стандарта математического образования: так, фрагменты содержания, напечатанные курсивом, не охвачены требованиями к подготовке учащихся и, следовательно, не являются обязательными для усвоения всеми учащимися.

          Основу инвариантной части курса математики Профилей группы А составляет напечатанный обычным шрифтом текст стандарта базового уровня, а профилей групп В и С профильного. Материал же, выделенный курсивом, составляет основу вариативной части, он дает возможность разделения содержания в разных профилях с учетом их специфики. Что же касается уровневой дифференциации различных профилей, то резервы для ее осуществления можно найти и среди основного текста. Например, тема «Комплексные числа» может принести определенную пользу «математикам» и «физикам», но «биологи-химики-экономисты»вполне могут обойтись и без них, и логика изложения остального материала от этого не пострадает. Им будет достаточно общего представления о существовании комплексных чисел, изображении их на координатной плоскости и арифметических операций над ними.

Профили группы А

(социально-гуманитарный, филологический, агротехнологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический)

          В этих профилях в большей степени должны быть отражены гуманные аспекты обучения математике: при изучении достаточно ограниченного круга математических знаний на первый план должны быть выдвинуты общеобразовательные умения и навыки - такие, как навыки алгоритмической деятельности, проведения логических рассуждений и обоснований, полноценное владение русским языком. Примерным учебным планом для классов профилей группы А изучение математики предусмотрено на уровне базового курса – 4 часа в неделю в 10 классе, 4 часа в неделю в 11 классе (общий объем 280 часов).

Профили группы В

(химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический)

          Математическая подготовка учащихся, предполагающих получать в дальнейшем высшее образование, связанное с указанными науками, техникой, носит более фундаментальный по сравнению с базовым курсом характер. Выпускники, изучавшие профильный курс, должны иметь возможность поступить в выбранный ими вуз и успешно учиться в нем, неиспытывая трудностей с использованием математического аппарата.

          Примерным учебным планом для классов этих профилей изучение математики предусмотрено на уровне профильного курса - 6 часов в неделю в 10 классе, 6 часов в неделю в 11 классе (общий объем 420 часов).

Профили группы С

(физико-математический, физико-химический, информационно-технологический)

          Помимо тех задач, которые должно решать обучение математике в профилях группы В, здесь ставится задача выработки математического мышления и обеспечения возможности учащимся, выбравшим эти профили, не просто грамотно пользоваться готовым математическим аппаратом в дальнейшем, но и (при соответствующем продолжении образования в вузе) создавать новый, т.е. профессионально заниматься математикой, теоретической физикой и т.п.

          Примерным учебным планом для классов и их профилей изучение математики предусмотрено на уровне профильного курса 6 часа в педелю в 10 классе. 6 часа в неделю в 11 классе (общий объем 420 часов).

Содержательный компонент учебного курса «Математика» социально – экономического профиля.

Содержание курса.

          Старшая школа (профильный уровень).

          В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих н а п р а в л е н и я х:

  1. систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
  2. развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
  3. систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
  4. расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
  5. развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
  6. совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
  7. формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

Ц е л и.

Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  2. овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  3. развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
  4. воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане.

          Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных курсов. Примерная программа рассчитана на 408 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

          В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  1. проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  2. решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
  3. планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
  4. построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
  5. самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Результаты обучения.

          Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

·                значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

·                значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

·                идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

·                значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

·                возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

·                универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

·                различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

·                роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

·                вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;

Числовые и буквенные выражения

уметь

·                выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

·                применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

·                находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

·                выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

·                проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь

·                определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

·                строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

·                описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

·                решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;

Начала математического анализа

уметь

·                находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;

·                вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;

·                исследовать функции и строить их графики с помощью производной;

·                решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

·                решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

·                вычислять площадь криволинейной трапеции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

Уравнения и неравенства

уметь

·                решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

·                доказывать несложные неравенства;

·                решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

·                изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

·                находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

·                решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                построения и исследования простейших математических моделей;

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

·                решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;

·                вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера;

Геометрия

уметь

·                соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

·                изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

·                решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

·                проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

·                вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

·                применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

·                строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

·                вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

 

          Приведем как пример в сравнении тематическое планирование курса «Алгебра и начала анализа» в 10 классе базового уровня и профильного уровня:

Литература:

  1. Аксёнова Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции // Профильная школа, 2004, № 1. – С. 48-53.
  2. Артёмова Л.К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование, 2003, № 4 . – С. 84-88.
  3. Артёмова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии, 2003, № 4. – С. 22-31.
  4. Баскаев Р.М. На пути к профильной школе // Учитель, 2002, № 6 .
    - С. 18-20.
  5. Броневщук С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. – М., 2004.  75
  6. Броневщук С.Г. Сельская школа на современном этапе: (Основы профильной дифференциации обучения учащихся). – М.: ИОО МО РФ, 1997. – 190 с.   76
  7. Гузеев В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование, 2002, № 9. – С. 113-123.
  8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования России от 18.07.2002, №2783) // Дидакт, 2002, № 5.   218
  9. Кузнецов А.А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, № 3.
    - С. 54-59.
  10. Методическое обеспечение профильного обучения. Математика: метод. рек. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 20 с.
  11. Об организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению: Письмо Минобразования России от 10.02.2004 №03-51-22ин/14-03.
  12. Орлов В.А. Образовательный стандарт в условиях профильного обучения: проблемы и решения // Профильная школа, 2004, № 1.
    – С. 15-17.
  13. Рафикова Ф.М. Профильная дифференциация обучения математике в средней школе: монография. – Стерлитамак: СГПИ, 2000. – 159 с.   476
  14. Тахтамышева Г.Ч. Сельская школа и профильное обучение // Профильная школа, 2003, № 3. – С. 39-48.
  15. Тернопол А.Н. Методическое обеспечение профильного обучения. Математика: методические рекомендации. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 20 с.  550
  16. Макарова С.М. Организационно-педагогическое обеспечение развития математических способностей школьников в процессе профильной дифференциации: Автореф. дис. … к.п.н. – Якутск, 2005. – 18 с.  703
  17. Никонова Е.Ю. Особенности содержания математического образования учащихся классов экономического направления: Автореф. дис. … к.п.н / ИОО МО РФ. – М., 1995. – 16 с.   707

   18. Ершова А. П. .Алгебра и начала анализа. Самостоятельные и контрольные

работы, 10 - 11 классы.  М.:ИЛЕКСА , 2007г.

   19. Галицкий М. Л. Углубленное изучение курса алгебры и математического

 анализа,10 - 11. М.: Посвещение, 1990 г.

   20. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. Профильный уровень, 10.М.:

Мнемозина,2008г.

   21. Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. Контрольные работы,10 - 11.

М.: Мнемозина, 2008 г.

  22. Александрова Л. А. Алгебра иначала анализа. Самостоятельные работы,10.

М.: Мнемозина, 2008г.

6. Денищева Л. О. Алгебра и начала анализа. Тематические тесты и зачеты,

10 - 11.М.: Мнемозина,2008 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

проект Снятие уровня тревожности у учащихся 9, 11 классов при сдаче ГИА и ЕГЭ. Проект подготовили: Соловьева А.И. Бусова М.А.

Слайд 2

Актуальность проекта ГИА и ЕГЭ как форма экзамена появилась сравнительно недавно. В связи с этим такой способ проверки знаний для многих выпускников является непривычным и пугающим. По мнению многих учителей, родителей, а в большей степени выпускников , ЕГЭ - является для выпускников стрессовой ситуацией.

Слайд 3

Цель проекта: снижение уровня тревожности у всех участников ЕГЭ Задачи проекта: • Определить уровень тревожности у выпускников ; • Определить возможные направления психологической работы с выпускниками по снятию напряжения и страха перед ЕГЭ; • Познакомить классных руководителей с системой классных часов по снижению уровня тревожности выпускников;

Слайд 4

Этапы реализации проекта: • Организационный, • Диагностический, • Психопрофилактический, • Развивающий, • Аналитический.

Слайд 5

Организационный этап. Цель этапа: создать психологический инструментарий по предложенной теме проекта (диагностические методики, памятки для всех участников ГИА и ЕГЭ, тренинги и т.д.) Период реализации проекта – учебный год

Слайд 6

Диагностический этап: Цель этапа: выявить учащихся «группы риска», которые в силу психологических особенностей могут испытывать затруднения на ЕГЭ и ГИА. На этапе были использованы следующие методики: • Опросник «Сенсорные предпочтения», Э. Эйдемиллер (определение доминирующих информационных каналов) • Методика «Определение уровня тревожности», А.М.Прихожан • Методика «Определение стиля обучения» (доминирующее полушарие)

Слайд 7

Протокол психодиагностики ФИ учащихся Тревожность ЛП ПП РП Аудиалы Визуалы Кинестетики Дискрет примечания 1. 2. 3. …

Слайд 8

Психопрофилактический этап. Цель: познакомить учащихся, классных руководителей, учителей и родителей с характеристикой каждой группы и возможными трудностями, которые могут испытывать дети при подготовке к ГИА и ЕГЭ и выполнении заданий на экзамене.

Слайд 9

Психопрофилактический этап. На данном этапе педагогам предлагаются рекомендации по стратегии сопровождения учащихся на этапе подготовки к ГИА и ЕГЭ в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями учащихся. Рекомендации для выпускников и родителей, которые позволяют учащимся ознакомиться с результатами исследования и получают рекомендации по подготовке к ГИА и ЕГЭ и поведению на экзамене в соответствии с выявленными у них индивидуальными психологическими особенностями.

Слайд 10

Развивающий этап. Развивающий этап включает в себя : Для учащихся: • тренинг «Эмоциональная устойчивость», • аутогенные тренировки, • упражнения для снятия стресса «Ритмичное четырехфазное дыхание».

Слайд 11

Развивающий этап. Для классного руководителя: Предлагается тематика и разработки классных часов, направленных на психологическую подготовку учащихся к сдаче экзамена. Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдаче экзаменов. Тематика: «Уверенность в себе» «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить» «Снятие нервно-психического напряжения» «Боремся со стрессом» «Готовы ли мы к экзаменам?» «Антистрессовый» классный час

Слайд 12

Аналитический этап. Аналитический этап работы предусматривает анализ результатов ЕГЭ и психологических особенностей выпускников, выявленных в результате исследования, что позволяет осуществлять психолого-педагогический мониторинг по ЕГЭ. Данный мониторинг можно свести в таблицу: Анализ качества знаний по результатам ЕГЭ и индивидуальных психологических особенностей выпускников.

Слайд 13

Анализ качества знаний по результатам ЕГЭ и индивидуальных психологических особенностей выпускников ФИ учащегося Итоговая оценка за год Результат ГИА (ЕГЭ). Учебная отметка Тревожность ЛП ПП РП Аудиалы Визуалы Кинестетики Дискрет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике

Предлагаю набор карточек для учащихся 11 класса по заданиям части В1-В14 по математике, которые позволяют сравнительно неплохо приготовить учащихся к сдаче ЕГЭ....

Особенности подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по математике в формате ГИА

В статье дана сравнительная характеристика письменного экзамена и в формате ГИА. Как в услових гуманитарной гимназии подготовить детей к экзамену....

Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"

Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса  к сдаче экзамена по И и ИКТ....

Анкета для оценки уровня тревожности родителей учащихся сдающих экзамены ЕГЭ

Данная анкета дает возможность определить уровень тревожности родителей перед сдачей их детей экзаменов по ГИА и ЕГЭ. Наличие у родителей стремления к тому, чтобы их дети смогли выполнить все пр...

Результаты диагностики уровня тревожности в 6-х классах

Результаты диагностики уровня тревожности в 6-х классах...

Физическая Культура как одно из средств снятия уровня тревожности у студентов

Тревожность и депрессия одни из самых проблематичных эмоциональных состояний у студентов. Одним из средст регулирования эмоционального фона учащихся могут выступать средства Физической Культуры....