Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности у детей общеобразовательных и коррекционных школ.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. При каких обстоятельствах в школе учащиеся испытывают тревожность? Перед контрольной работой, экзаменом, опросом на уроке, при ответственных ситуациях и, конечно же, перед публичным выступлением.
Успешность в таких ситуациях, а именно в сценической деятельности, напрямую зависит не только от способности ученика и профессионального мастерства его педагога, но и от уровня общей социально-психологической адаптации, и готовности ученика к общению с публикой. Рассмотрим именно данную ситуацию, так как являюсь руководителем сценического мастерства «Радость» и часто сталкиваюсь с проблемой сценической тревожности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преодоление тревожности в сценической деятельности | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценическая деятельность, как способ снижения уровня тревожности у детей общеобразовательных и коррекционных школ.
Цель: моделировать и отработать с учащимися основные способы преодоления сценического волнения – погружение в сценический материал и помехоустойчивость для включения их в систему жизненного опыта учащихся.
Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. При каких обстоятельствах в школе учащиеся испытывают тревожность? Перед контрольной работой, экзаменом, опросом на уроке, при ответственных ситуациях и, конечно же, перед публичным выступлением.
Успешность в таких ситуациях, а именно в сценической деятельности, напрямую зависит не только от способности ученика и профессионального мастерства его педагога, но и от уровня общей социально-психологической адаптации, и готовности ученика к общению с публикой. Рассмотрим именно данную ситуацию, так как являюсь руководителем сценического мастерства «Радость» и часто сталкиваюсь с проблемой сценической тревожности у детей.
В процессе выступления ребенок испытывает серьезные нервно-психические нагрузки, связанные с необходимостью полной эмоциональной, интеллектуальной и физической отдачи. Исполнитель одновременно должен продемонстрировать и сценическое мастерство, и артистизм, и владение звуком, и реакцию зрителей на его выступление.
Некоторые психологи рассматривают концертное выступление как «итоговую деятельность в экстремальных условиях», поскольку сценическое волнение может стать «камнем преткновения» для любого исполнителя, в том числе, и самых юных.
Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только они начинают осознавать, что их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.
Большинство психологов и педагогов-практиков сходятся в том, что первое проявление симптомов сценического волнения дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, и данная возрастная категория в этом смысле считается типовой.
Чтобы исключить сценические срывы и снизить порог тревожности, необходимо начинать сценическое воспитание будущего исполнителя с самых первых дней обучения в коллективе.
Для решения подобных проблем требуются оптимальная психологическая стратегия и тактика. Их разработку целесообразнее проводить на основе диагностических исследований ребенка - свойств его нервной системы, активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга; свойств восприятия, памяти, мышления, реакций темперамента и других индивидуальных особенностей. По сути это – работа для специалистов-психологов.
Но, полагаю, изучив литературу по данному вопросу, можно и самому руководителю коллектива научить детей справляться со сценической тревожностью. Ведь концертная деятельность (публичные выступления) - это не просто один из элементов обучения в коллективе. Это уникальная возможность реализации художественно-творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ценные советы по психологической подготовке исполнителей можно отыскать в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, и др. Следует, однако, отметить, что большинство авторов научных работ - исполнители-пианисты, а также то, что эти рекомендации мало систематизированы и, соответственно, нет общих методик, особенно для работы с детьми коррекционных школ.
В данной статье предлагаются некоторые обобщенные результаты поиска наиболее универсальных способов, направленных на снижение уровня сценического волнения учащихся, не зависимо от их специализации.
1. Рациональный подбор репертуара
С учетом индивидуальных возможностей подбирается репертуар оптимального уровня сложности для данного конкретного ребенка, что особенно актуально для учащихся только начавших обучение в коллективе сценического мастерства, не сценических навыков. Учащимся предлагаются легкие небольшие стихи для декламации или детские известные на слух песни. При этом активно учитываются пожелания самих учащихся, так как личная заинтересованность в выучивании понравившегося произведения значительно повышает уровень мотивации, а успешность работы укрепляет уверенность в своих силах. Низкий (а в некоторых случаях даже сильно заниженный) уровень сложности - непременное первоначальное условие более качественной деятельности учащихся: их стабильности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, когда у ребенка «все под контролем», – как на занятии, так и во время выступления.
2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет систематической предварительной подготовки.
В предварительную подготовку необходимо включить следующее:
2.1. Сотрудничество педагога и ученика в создании «концертного» варианта исполняемого вокального , танцевального или другого номера в условиях класса, куда помимо работы над целым произведением, нужно активно включать методику создания «опорных точек». Данная методика дает ученику навык номера, начиная, практически с любого его места. Это – эффективный способ устранения отказов памяти учащегося во время выступления.
2.2. Домашняя работа учащегося
Здесь, особенно на начальном этапе, решающую роль играет степень сотрудничества педагога с родителями. Поскольку для ученика – это новый вид деятельности, без специальных объяснений, как именно ему нужно работать дома, и контроля со стороны родителей вряд ли стоит ждать значительных достижений в этой области.
2.3. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке:
- на занятии, в сотрудничестве с другими детьми.
При этом выступление обсуждается и оценивается другими учащимися с позиций, что удалось – что не удалось. Более опытные учащиеся дают необходимые рекомендации к дальнейшей работе, а педагог, завершает обсуждение, подводя итог;
- в зале, в таком же сотрудничестве, если есть такая возможность;
- выход на различные, пусть даже незначительные площадки, с приглашением друзей, родственников, одноклассников и пр.
3. Предварительная отработка комплекса сценических ритуалов
Выход, поклон, улыбка, начало, завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся с самого начала почувствовать себя на сцене более комфортно и значительно повышает их артистизм.
4. Предварительное изучение возможностей сцены или площадки, на которой будет проходить выступление (если позволяет ситуация).
5. Организация режима труда и отдыха учащегося в преддверии концерта с целью сохранения оптимального уровня его сценического самочувствия (отсутствие переутомления).
6. Удобная комфортная одежда на сцене.
7. Вы весить за неделю до концерта сценарный план и предложить выделить свой номер цветным фломастером и посмотреть кто выступает перед ним (тогда участник будет меньше волноваться по поводу того, что он может опоздать выйти на сцену)
Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения можно предложить следующие дополнительные меры.
1. Постепенное привыкание к условиям публичного выступления через творческую ансамблевую деятельность, где учащийся чувствует поддержку со стороны таких же исполнителей, как и он сам.
2. Эпизодическое включение учащегося в концертную программу с творческими номерами заниженного уровня сложности с целью повышения самооценки.
3. Участие в общей программе, но в самых первых номерах концерта с целью сократить время пребывания в стрессовой ситуации.
Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций. Но все они, в той или иной мере, требуют присутствия и участия в них педагога.
Однако сценическая подготовка это - не только сотрудничество педагога с учеником, но и обязательная самостоятельная работа учащихся. Соответственно нужны простые, доступные для учащихся средства и способы снижения уровня сценического волнения, которыми они, при желании, смогут воспользоваться и без помощи педагога. При этом, хорошо бы самих учащихся включить в поиск таких средств, используя сотрудничество и применяя игровые технологии.
С указанной целью и был разработан данный материал, направленный на формирование подобного практического опыта учащихся по преодолению сценического волнения.
Предлагаю ознакомиться с простейшими способами снижения уровня сценического волнения, которые в дальнейшем они, при желании, смогут самостоятельно использовать в своей практике.
Приложение №1.
Упражнение «Прислушайся к себе»
Установка. В процессе работы над вокальным или танцевальным номером, особенно, если речь идет о создании музыкального образа, вам часто приходится фантазировать. Сейчас мы с вами будем выполнять упражнения, в которых также без вашей фантазии не обойтись.
В течение 30 секунд нужно представить, что вокруг вас абсолютно никого нет и полностью сосредоточиться на своих ощущениях.
Прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как бьется ваше сердце, какое у вас настроение.
Чтобы выполнить упражнение более качественно, необходимо закрыть глаза.
Как только вы почувствуете, что полностью справились с заданием, не открывая глаз, поднимите, пожалуйста, руку.
Итак, мы начинаем выполнение упражнения «Прислушайся к себе!». В зале полная тишина в течение 30 секунд.
Теперь откройте глаза. Запомните ваши ощущения.
Подведение итогов.
Если у некоторых учащихся возникли затруднения с самодиагностикой, педагог должен обязательно отреагировать, поддержав таких учащихся. Например, если возникли трудности, значит нужно потренироваться. Выполнив упражнение несколько раз, вы обязательно научитесь хорошо чувствовать свое внутреннее состояние».
Приложение № 2
Упражнение «Надуть шарик», (выполнять с закрытыми глазами)
Чтобы снять волнение перед выступлением или усталость на уроке, можно сделать простейшую дыхательную гимнастику. И вы будете в прекрасной форме.
Каждый выбирает себе «цвет шарика». Если детей семеро - можно вспомнить о цветах радуги.
«Шарик надувается» медленно, через нос, как насосом. Руки - на животе, чтобы контролировать, как он «надувается».
На счет 1-8 - медленно, глубоко вдохнуть («надуть шарик, который находится внутри»). Представить, как меняется вид и цвет шарика.
На счет 9-10 - задержать дыхание, почувствовать воздух внутри себя.
На счет 1-16 – медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш».
Повторить 2-3 раза. Обсудить, какие появились ощущения.
После такой гимнастики внутренне собраться, представить темп, характер первого произведения, 2-3 раза глубоко вздохнуть и выходить на сцену – побеждать.
Приложение № 3.
Упражнение «Погружение»
Установка. Представь, что ты нырнул в воду. Находясь в воде, сможешь ли ты, думать о чем-нибудь еще? (Например, о вкусных маминых пирожках).
Нужно научиться, точно так же погружаться в музыкальное сопровождение номера.. Все мысли должны быть направлены только на исполнение номера. Не позволяй, себе думать ни о чем другом. К каждому слову из декламации, из песни нужно относиться так, словно ты несешь чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются.
Конечно, это упражнение нужно выполнять с закрытыми глазами. Попробуй!
Приложение № 4.
Операционная игра-имитация «Устрани помеху!».
Эпиграф
Здравствуй, милая «Помеха»! Не запутывай, меня!
Приготовился к успеху, день за днем трудился я!
Так старательно учился – не сумеешь помешать!
Знаешь,… в сцену я влюбился! Начинаю понимать…
Научился слышать звуки и слова – они друзья!
С ними я не знаю скуки. Ты прости, но занят я!
Приложение № 5
Упражнение на расслабление
В состоянии тревоги телу человека приходится напрягаться. Поэтому нужно научиться расслаблять мышцы и делать это регулярно, чтобы ваш мозг запомнил состояние расслабления. При соответствующих ситуациях достаточно человеку вспомнить это состояние и дать телу “команду”: “я спокоен, расслаблен”.
Сядьте удобнее, держите спину прямо. Последовательно напрягаем мышцы тела, начиная с мышц стопы, затем икр, бедер, ягодиц, живота, груди, рук, спины, шеи, головы. При этом мышцы всего тела оказались напряженными. Так нужно продержаться как можно дольше, а затем резко расслабиться. Отдыхаем одну минуту, при этом нужно прочувствовать расслабленное состояние своих мышц.
Приложение № 6
Упражнение на дыхание
Очень эффективным является упражнение на дыхание. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание на пять секунд и медленно выдыхаем. Так дышим, постепенно уменьшая на одну секунду задержку дыхания. Выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох. Чувствуете расслабление в мышцах?
Выводы: человеку, а в особенности ребенку, нужно уметь управлять своим чувством тревоги. Для этого необходимо найти, приемлемые в различных ситуациях, способы управления собой и научиться эффективно их применять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
Коррекционное занятие по коррекции логоневроза у детей и снижения уровня тревожности. Повышения уверенности и позитивного самоотношения ребенка. Снятие мышечного напряжения.
Снижения уровня тревожности. Повышения уверенности и позитивного самоотношения ребенка. Снятие мышечного напряжения....
Коррекционно - психологическая программа «Снижения уровня тревожности, повышения самооценки, работа по страхам».
Коррекционно - психологическая программа для детей и подростков....
"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...
Снижение уровня тревожности участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения
Публикация посвящена ряду проблем перехода на дистанционное обучение в школе, которое сопровождалось нервным напряжением и повышением уровня тревожности участников образовательного процесса. В ст...
Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня тревожности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
На современном этапе развития общества у большинства детей довольно часто встречаются психологические трудности, а также эмоциональные расстройства и на...
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»
Данная программа способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Дает возможность удовл...