Презентация "Использование приёма «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса у обучающихся + доклад
методическая разработка по литературе (5, 7, 10 класс)

Татьяна Алексеевна Яковлева

Данная презентация и доклад подготовлены для участия в районном семинаре  учителей русского языка и литературы. Приём "облако слов" я использую недавно. Чтобы на семинаре перед коллегами выступить, мне пришлось его освоить самой и научиться создавать "облака" для работы в разных классах: с 5 по 11 класс, провести занятия с использованием данного приёма.  Идею, признаюсь, я увидела в Интернете. Меня это заинтересовало. А главное - понравилось ученикам. Они с удовольствием работают на уроке с "облаками". Из можно использовать и в электронном виде(через презентации, через экран), и в бумажном виде. Можно работать индивидуально (по вариантам), в парах, в группах, фронтально. Данный вид работы помогает развивать речь и применять полученные по теме знания. Делюсь своими наработками. Буду рада, если кому-нибудь материал пригодится.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom_._prezentatsiya.pptx2.82 МБ
Файл obmen_opytom._doklad.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёма «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса у обучающихся МБОУ «СОШ №4» г.Миньяра Яковлева Т.А.

Слайд 2

Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: « Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».

Слайд 4

Работа в группах/ по вариантам/ в парах Выбрать синонимы к словам: 1 группа – к слову «добрый» 2 группа – к слову «целеустремлённый» 3 группа – к слову «равнодушный»

Слайд 5

Работа в парах Выписать слова в два столбика: в 1-й - с приставкой, оканчивающейся на –з в о 2-й - с приставкой, оканчивающейся на –с Графически обозначьте орфограмму.

Слайд 6

Работа в группах/ по вариантам/ в парах Выписать: 1 группа – эпитеты 2 группа – олицетворения Приведите 2-3 своих примера.

Слайд 7

Работа в группах Собрать известное вам четверостишие Ф.И.Тютчева . Кто продолжит, получит оценку «5». Для каждой группы отдельное стихотворение.

Слайд 8

Работа в парах Собрать пословицы. Какие пословицы ваши родители используют в повседневной жизни и в каких ситуациях? А вы?

Слайд 9

Работа в группах Подобрать антонимы к словам: 1 группа – к существительным 2 группа – к прилагательным 3 группа – к глаголам

Слайд 10

Работа в группах Расселить героев по произведениям: 1 группа – А.С.Грибоедов «Горе от ума» 2 группа – М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 11

Работа в парах/ индивидуальная/ фронтальная Какие чувства Вы испытали после прочтения романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»? Ваши ученики?

Слайд 12

Мнение учеников 10А класса Гордость – 16 Предвкушение – 14 Симпатия – 12 Жалость – 11 Раздражение – 10 Восхищение – 8 Азарт – 8 Сожаление – 8 Горе – 6 Страх – 4 Надежда – 4 Восторг – 4 Грусть – 2 Благодарность – 2 Радость – 2

Слайд 13

Работа в группах Какие черты характера можно отнести к героям романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? 1 группа – к Раскольникову 2 группа – к Лужину 3 группа – к Свидригайлову Аргументируйте своё мнение примерами из текста.

Слайд 14

5 класс В.П.Астафьев « Васюткино озеро» Какие качества характера помогли Васютке преодолеть все трудности и вернуться домой? Аргументируйте ответ.

Слайд 15

5 класс В.П.Астафьев « Васюткино озеро»

Слайд 16

5 класс В.П.Астафьев « Васюткино озеро»

Слайд 17

Литература. 7 класс. Выписать в 1 столбик элементы композиции , во 2 столбик – тропы («облако слов» распечатать на каждую парту)

Слайд 18

Работа по вариантам

Слайд 19

Работа по вариантам

Слайд 20

Как создать «облако слов »? 5 бесплатных сервисов для создания облака слов: https://wordcloud.online/ru https://wordscloud.pythonanywhere.com/ https://www.wordclouds.com/ https://wordcloud.pro/ru?ref=vc.ru https://wordart.com/?ref=vc.ru Облако слов - создать онлайн /для «чайников»/

Слайд 21

«Как создать «облако слов»? 1.Открываем программу. 2.Нажимаем кнопочку «создать». 3.Открывается табличка, в которую + впечатываем слова + выбираем цвет, размер, шрифт. 4.Выбираем картинку /форму . 5.Нажимаем кнопочку « визуализировать». 6. Скачать.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

        ДОБРОЕ УТРО, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Рада видеть Вас в нашей школе. Тема моего выступления: «Использование приёма «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса у обучающихся»

            Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам Интернет – это использование различных интернет-сервисов, дающих возможность разрабатывать педагогу различные задания, направленные на развитие познавательного интереса к предмету и на реализацию принципа активности учащегося в процессе обучения.

           Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».

         Для тех детей, у которых развита зрительная память,  важно использовать на уроке приём «облако слов».    

 Облако слов – это схема взаимосвязанных одной темой слов.

          Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности. Особенно удачно складывается групповая и парная работа.

Использование «облака слов» позволяет сделать урок продуктивнее, выполнение заданий интереснее, а совместную работу – активнее.

ЧТО ТАКОЕ ОБЛАКО СЛОВ?

  • Кто знаком с понятием «облако слов»?(3 ) кол-во?
  • А кто пробовал создать «облако слов»? (1 ) кол-во?
  • Кто использовал в своей работе? ( 1) кол-во?
  • А кто первый раз слышит про это понятие? (9) ?

Значит, Вы сегодня не зря у нас в гостях. Я постараюсь Вам доходчиво объяснить, как без труда освоить данный приём и использовать его на уроках русского языка и литературы.

Облако слов –  это визуальное представление списка слов.

Облако слов – это  интересный способ сделать краткое описание текста или какой-либо информации. Такой приём обычно используется для описания ключевых слов и идей.

 Слова могут быть объединены в любом формате: в виде горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, колонок или в любой другой форме.

ГДЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ «ОБЛАКА СЛОВ»?

  • В повседневной жизни:

- при изготовлении оригинального подарка (облако помещается на футболку, на кружку, на открытку…)

- при создании образа чего-либо, при анализе, при проведении рефлексии, при планировании…

  • в образовательном процессе:

- эмблема учреждения, класса, кружка

- при подготовке и проведении занятия (введение в тему, зашифровать тему занятия, зашифровать фразу, пословицу, рефлЕксия занятия)

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ С «ОБЛАКОМ»

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫА)

Слайды 4-11 (демонстрация и комментирование)+РАБОТА КОЛЛЕГ

Б)Фотоотчёт – 5-е классы (литер.), 7а класс – рус.яз.

КАК СОЗДАТЬ «ОБЛАКО СЛОВ»?

Сервисов множество. Все они разные, как по уровню сложности, так и по получению результата.

WordArt.com - это онлайн-создатель облачного искусства, который позволяет с лёгкостью создавать удивительные и уникальные облака слов.

Результаты могут быть достигнуты в кратчайшие сроки даже для пользователей, не имеющих предварительных знаний графического дизайна.

WordArt.com – одна из легких программ, хотя и имеет англоязычный интерфейс, она имеет много шаблонов и функций.

Облака слов идеально подходят для создания потрясающих персонализированных подарков. Регистрация не требуется!

КАК РАБОТАТЬ С ПРОГРАММОЙ?

1.Открываем программу.

2.Нажимаем кнопочку «создать».

3.Открывается табличка, в которую:

- впечатываем слова

- выбираем цвет, размер, шрифт.

4.Выбираем картинку.

5.Нажимаем кнопочку «визуализировать».

.

ЕЩЁ Примеры использования «облака слов»:

  • «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
  • На любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
  •  «Составьте предложения или рассказ» - используется как можно больше слов из облака;
  • «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака. 
  • Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Ученики при работе с учебником или дополнительной литературой по предложенной теме выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа. В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.

https://vk.com/away 


Облако слов - создать онлайн   !!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует  активизации познавательной деятельности , что позволяет   уроки сделать  более интересными и продуктивными....

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...