«Симптомы эмоционального выгорания и уровни ресурсов педагога-психолога»
методическая разработка

Попова Ольга Николаевна

Понятие эмоционального выгорания было сформулировано в противовес явлению «профессионального горения», так характерного для начинающих специалистов в области  помогающих  профессий.  Действительно, первое время специалист, как правило, работает с воодушевлением, интересом, вкладывает в работу много сил и эмоций. Однако со временем можно наблюдать,  как ситуация меняется, и на смену энтузиазму приходит усталость,  апатия и потеря интереса к работе, которые сигнализируют о развитии эмоционального выгорания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА  «Симптомы эмоционального выгорания

и уровни ресурсов педагога-психолога»

Подготовила

педагог-психолог

МБОУ-СОШ №1

сл. Большая Мартыновка

Попова О.Н.

Анекдот

Молодой психолог обращается к своему старшему коллеге:

— Скажите, как вам удается сохранить столько сил и энергии? Ведь у вас столько клиентов, каждый со своими проблемами и всех нужно выслушать?

— А кто их слушает?

Понятие эмоционального выгорания было сформулировано в противовес явлению «профессионального горения», так характерного для начинающих специалистов в области  помогающих  профессий.  Действительно, первое время специалист, как правило, работает с воодушевлением, интересом, вкладывает в работу много сил и эмоций. Однако со временем можно наблюдать,  как ситуация меняется, и на смену энтузиазму приходит усталость,  апатия и потеря интереса к работе, которые сигнализируют о развитии эмоционального выгорания.

Эмоциональным выгоранием сегодня называется совокупность проявлений, основанием которых является утрата мотивации к конструктивной профессиональной деятельности.

Американские исследователи  К.  Маслач  и  С.  Джексон выделили  три  фазы эмоционального  истощения,  каждая  из  которых  включает  в  себя определенные симптомы:

фаза  «напряжения»  (является  «запускающим»  механизмом  в формировании  эмоционального  выгорания  и  включает  в  себя  ряд факторов:  осознание  психотравмирующих  триггеров профессиональной  деятельности,  недовольство  собой, неудовлетворенность  избранной  профессией,  состояние интеллектуально-эмоционального истощения, тревогу и депрессию);

фаза  «резистентности»  (формируется  защита,  характеризующаяся  неадекватной  эмоциональной  реакцией,  эмоционально-нравственной  дезориентацией,  расширением  сферы   экономии  эмоций,  упрощением  профессиональных  обязанностей. Таким  образом  неприятные  эмоции  или  воспоминания  вытесняются, человек  пытается  объяснить  свои  неудачи  случайными обстоятельствами);

фаза «истощения» (определяет себя такими  особенностями  как эмоциональный дефицит, то есть отрицательные  эмоции  преобладают  над  положительными  и,  в  дальнейшем,  наблюдается  полное исключение эмоций из сферы своей трудовой деятельности)

Вслед за К. Маслач в симптоматике эмоционального выгорания выделяется три аспекта:  - чувство эмоционального истощения (профессионал чувствует, что не может больше отдавать себя клиентам так, как делал это раньше);

 - развитие отрицательного отношения к клиентам («дегуманизация»);

 - развитие негативного отношения к себе как профессионалу и к своей профессиональной деятельности (потеря ощущения личных достижений в профессии).

В профессиональной деятельности психолога есть множество особенностей, которые могут выступать факторами риска развития синдрома эмоционального выгорания. Среди них нужно, в первую очередь, обратить внимание:

• на большое количество контактов с разнообразными людьми, предполагающее огромный объем информации, впечатлений и эмоциональных переживаний, в том числе негативных эмоций, полученных от клиента, что создает постоянный фон психического напряжения;

• столкновение с рутиной ежедневной работы, противоречащей первоначальному романтическому образу профессии психолога;

• нестабильную организационную сторону деятельности, связанную с тем, что при всех попытках планировать свой график психолог никогда не может с точностью предугадать объем работы (внеплановые мероприятия);

• разнообразие профессиональных ситуаций, которое приводит психолога к размышлениям о границах своей компетентности (как ни странно, по мере накопления профессионального опыта у психолога зачастую уверенность в своем профессионализме не нарастает, а снижается, поскольку оказывается, что имеющихся к данному моменту в его арсенале профессиональных сценариев недостаточно).

Помимо особенностей профессиональной деятельности, эмоциональному выгоранию способствует ряд личностных особенностей психолога, например: эмоциональная ригидность — «застревание» в определенных эмоциональных состояниях, неспособность быстро переключаться с одних эмоций на другие; гиперответственность;  интровертированность - направленность интересов психолога на собственный внутренний мир; неуверенность в себе и др.

Эмоциональное выгорание проявляется в разнообразной симптоматике:  1.физической, 2.психологической, 3.социальной.

  1. К числу физических симптомов эмоционального выгорания относятся усталость, физическое утомление вплоть до полного истощения сил, нарушение сна или аппетита, плохое самочувствие и объективное ухудшение состояния здоровья.
  2. Психологические симптомы выгорания: изменения в эмоциональной (эмоциональная холодность, безразличие, беспомощность, раздражительность, тревога, вина и т.д.) и интеллектуальной (цинизм, отсутствие интереса к новому в профессии, отказ от самообразования и т.д.) сферах.
  3. Социальные изменения затрагивают сложившуюся систему социальной активности и проявляются в ухудшении отношений с близкими, разрушении прежних привычек и хобби, ограничении сферы общения, ощущении непонимания и отсутствия поддержки.

                                           

Симптомы эмоционального выгорания являются для психолога сигналами о том, что его личностные ресурсы, необходимые для продолжения конструктивной профессиональной деятельности, истощились, и ему требуется что-то изменить в текущей логике жизни, профессиональной (например, уменьшить профессиональную нагрузку, сделать более комфортными условия своего труда) или внепрофессиональной (например, организовывать интересный досуг, больше времени проводить с близкими).

Приведем некоторые способы профилактики и преодоления проявлений эмоционального выгорания, зарекомендовавшие себя как эффективные.

Во-первых, это привнесение разнообразия в свою профессиональную деятельность. Этого можно добиться, разрабатывая и воплощая в жизнь новые проекты, программы, методики и техники работы. Существенным стимулом является повышение квалификации, посещение семинаров, тренингов, мастер-классов, конференций, чтение новой профессиональной литературы.

Во-вторых, это забота о качестве собственной непрофессиональной жизни. Такая забота проявляется, например, в развитии увлечений, не связанных с работой психолога (хобби, чтение непсихологической литературы), поддержании здоровья и хорошего физического самочувствия (занятия спортом, режим питания и сна), укреплении контактов со значимыми людьми (семьей, друзьями), создании ситуаций, в которых можно получить много ярких позитивных впечатлений и узнать что-то новое (прогулки, путешествия, праздники и т.д.).

В-третьих, это использование ресурсов преодоления эмоционального выгорания, которые предоставляются самой профессией психолога. В профессиональном психологическом сообществе существуют различные формы поддержки коллег: группы поддержки, баллинтовские группы, супервизия. В таких форматах профессионального взаимодействия у психолога есть возможность обсудить возникшие в работе трудности и пути их преодоления.

Проанализировав  многочисленные  источники,  обозначим  ряд  личностных  особенностей,  которые  могут  препятствовать  возникновению эмоционального выгорания:                                                                                                   – личностная  выносливость,  это  способность  личности  быть  в  активной деятельности,  контролировать жизненные  ситуации и гибко реагировать на изменения;                                                                                                  – связи  между  выгоранием  и  индивидуальными  стратегиями сопротивления  выгоранию  (люди  с  высоким  уровнем  выгорания владеют  пассивными тактиками сопротивления  стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания);               локус  контроля  («внешний»  локус  контроля  направлен  на приписывание  происшедшего  с  ними  или  своих  успехов  случайным обстоятельствам  или  деятельности  других  людей,  и  «внутренний»                локус контроля характерен для людей, считающим  свои достижения и происшедшее с ними  личной  заслугой, результатом своей активной деятельности, способностей или готовности к риску);                                                       – самоактуализация,  в  ситуациях,  когда  необходимо  сделать  выбор,  человек  ориентируется  в  пользу  личностного  роста, вследствие  этого,  самоактуализирующаяся  личность  высоко  ценит  себя, осознает свои потребности, а также способен ценить других;                                                                   – эмоциональный  интеллект,  то  есть  умение  распознавать  и управлять  своими  и  чужими  эмоциями  «как  я  себя  чувствую,  как другие люди себя чувствуют». Данное определение включает в себя четыре  составляющих:  самосознание  (способность  осознавать  и  анализировать  свои  эмоции),  самоконтроль  (умение  управлять  своими  эмоциями  и  сохранять  эмоциональный  баланс  даже  в  кризисных  ситуациях),  эмпатия  (понимание  эмоций  окружающих), навыки отношений (умение взаимодействовать с людьми, управлять  их эмоциями, улаживать конфликты);                                                                                                                                   – стрессоустойчивость,  которую  можно  определить,  как совокупность  личностных  качеств,  дающие  человеку  возможность  перенести  значительные  интеллектуальные,  волевые  и  эмоциональные  нагрузки,  обусловленные  особенностями  профессиональной  деятельности,  без  негативных  последствий  для  деятельности, окружающих и своего здоровья.

 Таким  образом,  резюмируя,  важно  отметить,  что  с эмоциональным  выгоранием  может  столкнуться  каждый  человек, каждый специалист, это обусловлено условиями окружающего мира, ростом темпа жизни, частым взаимодействием людей  друг с другом, нехватки времени и большим каждодневным потоком информации, в результате чего психическое здоровье может пошатнуться, ровно, как и  физическое.  В  таких  условиях  специалистам  крайне  необходимо обладать  определенными  навыками и уметь самоанализировать  свое  состояние  и  улавливать  первые  признаки  возникновения  эмоционального истощения и в следствии выгорания, а также  владеть  приемами и методами оказания себе экстренной самопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"

Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролиро­вать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа тре­бует ...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"

Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...

Цифровые образовательные ресурсы педагога-психолога

Перечень цифровых образовательных ресурсов к разделам программы педагога-психолога МКОУ « Чонтаульская  СОШ №1» schoolpress.ru - Журнал "Воспитание и обучение дете...