«Симптомы эмоционального выгорания и уровни ресурсов педагога-психолога»
методическая разработка
Понятие эмоционального выгорания было сформулировано в противовес явлению «профессионального горения», так характерного для начинающих специалистов в области помогающих профессий. Действительно, первое время специалист, как правило, работает с воодушевлением, интересом, вкладывает в работу много сил и эмоций. Однако со временем можно наблюдать, как ситуация меняется, и на смену энтузиазму приходит усталость, апатия и потеря интереса к работе, которые сигнализируют о развитии эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vygoranie.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «Симптомы эмоционального выгорания
и уровни ресурсов педагога-психолога»
Подготовила
педагог-психолог
МБОУ-СОШ №1
сл. Большая Мартыновка
Попова О.Н.
Анекдот
Молодой психолог обращается к своему старшему коллеге:
— Скажите, как вам удается сохранить столько сил и энергии? Ведь у вас столько клиентов, каждый со своими проблемами и всех нужно выслушать?
— А кто их слушает?
Понятие эмоционального выгорания было сформулировано в противовес явлению «профессионального горения», так характерного для начинающих специалистов в области помогающих профессий. Действительно, первое время специалист, как правило, работает с воодушевлением, интересом, вкладывает в работу много сил и эмоций. Однако со временем можно наблюдать, как ситуация меняется, и на смену энтузиазму приходит усталость, апатия и потеря интереса к работе, которые сигнализируют о развитии эмоционального выгорания.
Эмоциональным выгоранием сегодня называется совокупность проявлений, основанием которых является утрата мотивации к конструктивной профессиональной деятельности.
Американские исследователи К. Маслач и С. Джексон выделили три фазы эмоционального истощения, каждая из которых включает в себя определенные симптомы:
– фаза «напряжения» (является «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания и включает в себя ряд факторов: осознание психотравмирующих триггеров профессиональной деятельности, недовольство собой, неудовлетворенность избранной профессией, состояние интеллектуально-эмоционального истощения, тревогу и депрессию);
– фаза «резистентности» (формируется защита, характеризующаяся неадекватной эмоциональной реакцией, эмоционально-нравственной дезориентацией, расширением сферы экономии эмоций, упрощением профессиональных обязанностей. Таким образом неприятные эмоции или воспоминания вытесняются, человек пытается объяснить свои неудачи случайными обстоятельствами);
– фаза «истощения» (определяет себя такими особенностями как эмоциональный дефицит, то есть отрицательные эмоции преобладают над положительными и, в дальнейшем, наблюдается полное исключение эмоций из сферы своей трудовой деятельности)
Вслед за К. Маслач в симптоматике эмоционального выгорания выделяется три аспекта: - чувство эмоционального истощения (профессионал чувствует, что не может больше отдавать себя клиентам так, как делал это раньше);
- развитие отрицательного отношения к клиентам («дегуманизация»);
- развитие негативного отношения к себе как профессионалу и к своей профессиональной деятельности (потеря ощущения личных достижений в профессии).
В профессиональной деятельности психолога есть множество особенностей, которые могут выступать факторами риска развития синдрома эмоционального выгорания. Среди них нужно, в первую очередь, обратить внимание:
• на большое количество контактов с разнообразными людьми, предполагающее огромный объем информации, впечатлений и эмоциональных переживаний, в том числе негативных эмоций, полученных от клиента, что создает постоянный фон психического напряжения;
• столкновение с рутиной ежедневной работы, противоречащей первоначальному романтическому образу профессии психолога;
• нестабильную организационную сторону деятельности, связанную с тем, что при всех попытках планировать свой график психолог никогда не может с точностью предугадать объем работы (внеплановые мероприятия);
• разнообразие профессиональных ситуаций, которое приводит психолога к размышлениям о границах своей компетентности (как ни странно, по мере накопления профессионального опыта у психолога зачастую уверенность в своем профессионализме не нарастает, а снижается, поскольку оказывается, что имеющихся к данному моменту в его арсенале профессиональных сценариев недостаточно).
Помимо особенностей профессиональной деятельности, эмоциональному выгоранию способствует ряд личностных особенностей психолога, например: эмоциональная ригидность — «застревание» в определенных эмоциональных состояниях, неспособность быстро переключаться с одних эмоций на другие; гиперответственность; интровертированность - направленность интересов психолога на собственный внутренний мир; неуверенность в себе и др.
Эмоциональное выгорание проявляется в разнообразной симптоматике: 1.физической, 2.психологической, 3.социальной.
- К числу физических симптомов эмоционального выгорания относятся усталость, физическое утомление вплоть до полного истощения сил, нарушение сна или аппетита, плохое самочувствие и объективное ухудшение состояния здоровья.
- Психологические симптомы выгорания: изменения в эмоциональной (эмоциональная холодность, безразличие, беспомощность, раздражительность, тревога, вина и т.д.) и интеллектуальной (цинизм, отсутствие интереса к новому в профессии, отказ от самообразования и т.д.) сферах.
- Социальные изменения затрагивают сложившуюся систему социальной активности и проявляются в ухудшении отношений с близкими, разрушении прежних привычек и хобби, ограничении сферы общения, ощущении непонимания и отсутствия поддержки.
Симптомы эмоционального выгорания являются для психолога сигналами о том, что его личностные ресурсы, необходимые для продолжения конструктивной профессиональной деятельности, истощились, и ему требуется что-то изменить в текущей логике жизни, профессиональной (например, уменьшить профессиональную нагрузку, сделать более комфортными условия своего труда) или внепрофессиональной (например, организовывать интересный досуг, больше времени проводить с близкими).
Приведем некоторые способы профилактики и преодоления проявлений эмоционального выгорания, зарекомендовавшие себя как эффективные.
Во-первых, это привнесение разнообразия в свою профессиональную деятельность. Этого можно добиться, разрабатывая и воплощая в жизнь новые проекты, программы, методики и техники работы. Существенным стимулом является повышение квалификации, посещение семинаров, тренингов, мастер-классов, конференций, чтение новой профессиональной литературы.
Во-вторых, это забота о качестве собственной непрофессиональной жизни. Такая забота проявляется, например, в развитии увлечений, не связанных с работой психолога (хобби, чтение непсихологической литературы), поддержании здоровья и хорошего физического самочувствия (занятия спортом, режим питания и сна), укреплении контактов со значимыми людьми (семьей, друзьями), создании ситуаций, в которых можно получить много ярких позитивных впечатлений и узнать что-то новое (прогулки, путешествия, праздники и т.д.).
В-третьих, это использование ресурсов преодоления эмоционального выгорания, которые предоставляются самой профессией психолога. В профессиональном психологическом сообществе существуют различные формы поддержки коллег: группы поддержки, баллинтовские группы, супервизия. В таких форматах профессионального взаимодействия у психолога есть возможность обсудить возникшие в работе трудности и пути их преодоления.
Проанализировав многочисленные источники, обозначим ряд личностных особенностей, которые могут препятствовать возникновению эмоционального выгорания: – личностная выносливость, это способность личности быть в активной деятельности, контролировать жизненные ситуации и гибко реагировать на изменения; – связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию (люди с высоким уровнем выгорания владеют пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания); – локус контроля («внешний» локус контроля направлен на приписывание происшедшего с ними или своих успехов случайным обстоятельствам или деятельности других людей, и «внутренний» локус контроля характерен для людей, считающим свои достижения и происшедшее с ними личной заслугой, результатом своей активной деятельности, способностей или готовности к риску); – самоактуализация, в ситуациях, когда необходимо сделать выбор, человек ориентируется в пользу личностного роста, вследствие этого, самоактуализирующаяся личность высоко ценит себя, осознает свои потребности, а также способен ценить других; – эмоциональный интеллект, то есть умение распознавать и управлять своими и чужими эмоциями «как я себя чувствую, как другие люди себя чувствуют». Данное определение включает в себя четыре составляющих: самосознание (способность осознавать и анализировать свои эмоции), самоконтроль (умение управлять своими эмоциями и сохранять эмоциональный баланс даже в кризисных ситуациях), эмпатия (понимание эмоций окружающих), навыки отношений (умение взаимодействовать с людьми, управлять их эмоциями, улаживать конфликты); – стрессоустойчивость, которую можно определить, как совокупность личностных качеств, дающие человеку возможность перенести значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без негативных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Таким образом, резюмируя, важно отметить, что с эмоциональным выгоранием может столкнуться каждый человек, каждый специалист, это обусловлено условиями окружающего мира, ростом темпа жизни, частым взаимодействием людей друг с другом, нехватки времени и большим каждодневным потоком информации, в результате чего психическое здоровье может пошатнуться, ровно, как и физическое. В таких условиях специалистам крайне необходимо обладать определенными навыками и уметь самоанализировать свое состояние и улавливать первые признаки возникновения эмоционального истощения и в следствии выгорания, а также владеть приемами и методами оказания себе экстренной самопомощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"
Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует ...
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"
Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...
Цифровые образовательные ресурсы педагога-психолога
Перечень цифровых образовательных ресурсов к разделам программы педагога-психолога МКОУ « Чонтаульская СОШ №1» schoolpress.ru - Журнал "Воспитание и обучение дете...