Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"
методическая разработка по психологии

Подоксенова Ирина Владимировна

Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролиро­вать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа тре­бует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Про­фессии педагога и психолога являются более сложными, поскольку и тот, и другой в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с роди­телями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми участниками образовательного процесса происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если кон­кретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, безболезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек-человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.

Поэтому важно вовремя оказать своевременную психологическую поддержку. Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?" направлены на снятие эмоционального напряжения педагогов, на улучшение их эмоционального состояния.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«От усталости к ресурсу. Как не «сгореть» на работе?»

Цель: снятие эмоционального напряжения педагогов.

Задачи:

- улучшить эмоциональное состояние педагогов;

- способствовать позитивному настрою на работу.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных, ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску, самоклеющиеся стикеры в форме листочков, метафорические ассоциативные карты «Ресурсы».

Ход тренинга

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.

Но прежде мы сделаем с Вами «Замер состояния». Выберите одну из картинок, которая соответствует Вашим чувствам и ожиданиям от сегодняшнего тренинга.

Спасибо всем!

Что может сделать встречу приятной? Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент.

Упражнение «… Зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе.

Ход упражнения: Каждый из Вас подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист по кругу другим участникам. Каждый из Вас пишет на листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество того человека, чей листок у Вас находится: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по-другому посмотреть на себя.

Упражнение “Кинопроба”

Цель упражнения: развитие чувства собственной значимости.

Ход упражнения:

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми Вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым Вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
  • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение “Ассоциации”

Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”?

Упражнение «Плюс-минус»

Цель упражнения: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

ручки для каждого участника.

Ход упражнения: Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

        В любой деятельности есть как плюсы, так и минусы. И наша педагогическая деятельность не исключение. Мы не можем и не должны быть совершенны, главное, что мы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и быть счастливыми. Бывший руководитель компании Coca-Cola Брайан Дайсон так говорит о жизни: "Представьте себе, что жизнь — это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Эти шарики — Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и вам необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре вы поймёте, что шарик Работа сделан из резины — если вы его невзначай уроните, он подпрыгнет и вернётся обратно. Но остальные четыре шарика — Семья, Здоровье, Друзья и Душа — стеклянные. И если вы уроните один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно поврежден или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Вы должны осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось. Работайте максимально эффективно в рабочее время и уходите домой вовремя. Посвящайте необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху. Ценность ценна только если её ценят".

Упражнение «Счастье это…» (работа с МАК)

Цель упражнения: создание ситуации для раскрытия внутренних ресурсов, накопление положительного эмоционального опыта.

Ход упражнения: выберите карту, которая была бы Вам приятна. Скажите, глядя на нее, что она для Вас значит. Означает ли изображение на карте для Вас счастье? Продолжите предложение «Счастье для меня – это…»

Рефлексия

  •  «За что я благодарна этому моменту?»
  • «Неожиданным для меня сегодня было…»

Спасибо всем!

Упражнение «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

Педагоги-психологи МБОУ гимназии г. Советский:

Подоксенова И. В., Жутикова Л. С.



Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов-психологов,

направленный на профилактику эмоционального выгорания.

Цель: снятие эмоционального напряжения педагогов-психологов.

Задачи:

- улучшить эмоциональное состояние педагогов-психологов;

- способствовать позитивному настрою на работу.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных, ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску, самоклеющиеся стикеры в форме листочков, метафорические ассоциативные карты «Ресурсы».

  1. Тренинговое упражнение «… зато ты».

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход упражнения: Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (например, у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

  1. Упражнение  «Мотивация в помощь».

Цель упражнения: осознание педагогами истинных мотивов деятельности.

Ход упражнения: Если вы перечислите все те дела, которые делаете ежедневно, а еще лучше запишите — то удивитесь, как много разных мотивов скрывается за этими делами. Посмотрите на этот список дел — наверняка найдутся такие дела, которые просто «надо сделать». Но эти дела игнорируются и плавно переносятся изо дня в день, из недели в неделю. Возможно, эти дела лишние в вашем списке, или на них не хватает времени. А может быть, вы просто не очень понимаете, кому это дело надо делать и зачем?
Однако любое дело, которое «нужно сделать», можно сделать с удовольствием, если понять мотивы. Даже такое непонятное дело, которое делать ну совсем не хочется.

Для этого можно выполнить такое упражнение:
1. Напишите в столбик все те вещи и дела, которые вы должны сделать
Я должна…
Я должна…
Я должна…
Я должна…
Я должна…
Я должна…
Я должна…

2.А теперь представьте, что ничего из этого списка вы делать не должны. Прочтите вслух каждое утверждение, начинающееся со слов «Я должна……» А потом произнесите: «Нет, не должна». Как вам такая фантазия?

3.Если я хочу чего-то, то это что-то я совершаю с удовольствием. Если я совершаю какие-то поступки, просто потому что «ТАК надо», то я делаю это без удовольствия, немотивированно, с сопротивлением. Подумайте, можете ли вы хотеть делать дела из этого списка? Попробуйте произнести весь тот список дел, которые вы «должны» делать, начиная с «Я хочу».


Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…

4. Позвольте себе посомневаться – может, и правда, вы хотите сделать эти вещи. Или нет? Можете ли вы вообще отказаться от этих дел? Выдвиньте гипотезу: «Я хочу сделать это дело». Хочу ли? Зачем мне это надо? Какую личную выгоду я получу, сделав это дело? Поразмыслите. У каждого дела есть два проявления – и хорошее и плохое. Важно осознавать, что изменится в вашей жизни, если вы сделаете дело, и что изменится, если не сделаете. Изменится ли что-то?


5. Теперь у вас появилось представление о своем мотиве касательно каждого дела, а осознанная мотивация придает сил и наполняет энергией рабочий процесс. И так можно сказать про все области нашей жизни.

  1. Упражнение «Плюс-минус»

Цель упражнения: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Ход упражнения: Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

  1. Техника «Дерево счастья»

Цель: - создание ситуации для раскрытия внутренних ресурсов,

    - накопление положительного эмоционального опыта,

    - снятие психоэмоционального напряжения и тревожности.

Ход упражнения:

  • Беседа о счастье: - что или кто делает тебя счастливым?
  • Продолжи фразу «Счастье – это…» (5 раз)
  • На листе бумаги любыми изобразительными средствами нарисуйте зернышко.
  • Опишите, что чувствует зернышко, что надо ему, чтобы чувствовать себя хорошо, что поможет ему взойти?
  • Представьте, что из этого зернышка выросло плодовое дерево.
  • Расскажите о дереве. Какое оно? Где оно растет? Какая погода? Есть ли рядом еще деревья или растения?
  • Нарисуйте свое дерево так, как вы его представляете (плоды рисовать не надо)
  • Давайте поможем вырастить фрукты (один фрукт – счастливый момент в жизни)
  • Нарисуйте и подпишите каждый «плод»

Шерринг:

  1. Что вы чувствуете, глядя на свое Дерево счастья?
  2. Чем ценно оно для вас?
  3. Что помогло ему вырасти таким?
  4. Что или кто делает его наиболее счастливым?
  5. Что для этого дерева значат плоды?
  6. Что важного, ценного для этого Дерева вы можете сделать? Сделайте Дереву подарок.

В чем ресурс вашего Дерева счастья? (работа с МАК)

  1. Рефлексия
  • «За что я благодарна жизни?»
  • «За что я благодарна судьбе?»
  • «За что я благодарна родителям?»
  • «За что я благодарна сама себе?»
  • «За что я благодарна этому моменту?»
  • «Неожиданным для меня сегодня было…»

Разработали: Подоксенова И. В. и Жутикова Л. С.,

педагоги-психологи МБОУ гимназии г. Советский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...

Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками

Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

ГОТОВИМ К ЕГЭ. Стратегии работы с детьми групп риска (для педагогов и педагогов-психологов)

ГОТОВИМ К ЕГЭСтратегии работы с детьми групп риска(для педагогов и педагогов-психологов)...

Внедрение технологий здоровьесбережения с использованием ИКТ в работе социального педагога и педагога-психолога школы.

Данная работа показывает возможности использования ИКТ при психолого-педагогической диагностики уровня школьной тревожности, сравнительном анализе результатов психологической диагностики и КМСЗ, выявл...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"

Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...