Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"
методическая разработка по психологии
Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессии педагога и психолога являются более сложными, поскольку и тот, и другой в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми участниками образовательного процесса происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, безболезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек-человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Поэтому важно вовремя оказать своевременную психологическую поддержку. Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?" направлены на снятие эмоционального напряжения педагогов, на улучшение их эмоционального состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_na_ev.docx | 80.71 КБ |
trening_dlya_psihologov_po_profilaktike_ev_14.03.19.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
«От усталости к ресурсу. Как не «сгореть» на работе?»
Цель: снятие эмоционального напряжения педагогов.
Задачи:
- улучшить эмоциональное состояние педагогов;
- способствовать позитивному настрою на работу.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных, ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску, самоклеющиеся стикеры в форме листочков, метафорические ассоциативные карты «Ресурсы».
Ход тренинга
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.
Но прежде мы сделаем с Вами «Замер состояния». Выберите одну из картинок, которая соответствует Вашим чувствам и ожиданиям от сегодняшнего тренинга.
Спасибо всем!
Что может сделать встречу приятной? Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент.
Упражнение «… Зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе.
Ход упражнения: Каждый из Вас подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист по кругу другим участникам. Каждый из Вас пишет на листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество того человека, чей листок у Вас находится: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по-другому посмотреть на себя.
Упражнение “Кинопроба”
Цель упражнения: развитие чувства собственной значимости.
Ход упражнения:
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми Вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым Вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.
Рефлексия:
- Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
- Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
Упражнение “Ассоциации”
Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”?
Упражнение «Плюс-минус»
Цель упражнения: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
ручки для каждого участника.
Ход упражнения: Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
В любой деятельности есть как плюсы, так и минусы. И наша педагогическая деятельность не исключение. Мы не можем и не должны быть совершенны, главное, что мы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и быть счастливыми. Бывший руководитель компании Coca-Cola Брайан Дайсон так говорит о жизни: "Представьте себе, что жизнь — это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Эти шарики — Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и вам необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре вы поймёте, что шарик Работа сделан из резины — если вы его невзначай уроните, он подпрыгнет и вернётся обратно. Но остальные четыре шарика — Семья, Здоровье, Друзья и Душа — стеклянные. И если вы уроните один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно поврежден или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Вы должны осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось. Работайте максимально эффективно в рабочее время и уходите домой вовремя. Посвящайте необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху. Ценность ценна только если её ценят".
Упражнение «Счастье это…» (работа с МАК)
Цель упражнения: создание ситуации для раскрытия внутренних ресурсов, накопление положительного эмоционального опыта.
Ход упражнения: выберите карту, которая была бы Вам приятна. Скажите, глядя на нее, что она для Вас значит. Означает ли изображение на карте для Вас счастье? Продолжите предложение «Счастье для меня – это…»
Рефлексия
- «За что я благодарна этому моменту?»
- «Неожиданным для меня сегодня было…»
Спасибо всем!
Упражнение «Аплодисменты»
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
Педагоги-психологи МБОУ гимназии г. Советский:
Подоксенова И. В., Жутикова Л. С.
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов-психологов,
направленный на профилактику эмоционального выгорания.
Цель: снятие эмоционального напряжения педагогов-психологов.
Задачи:
- улучшить эмоциональное состояние педагогов-психологов;
- способствовать позитивному настрою на работу.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных, ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску, самоклеющиеся стикеры в форме листочков, метафорические ассоциативные карты «Ресурсы».
- Тренинговое упражнение «… зато ты».
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
Ход упражнения: Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (например, у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
- Упражнение «Мотивация в помощь».
Цель упражнения: осознание педагогами истинных мотивов деятельности.
Ход упражнения: Если вы перечислите все те дела, которые делаете ежедневно, а еще лучше запишите — то удивитесь, как много разных мотивов скрывается за этими делами. Посмотрите на этот список дел — наверняка найдутся такие дела, которые просто «надо сделать». Но эти дела игнорируются и плавно переносятся изо дня в день, из недели в неделю. Возможно, эти дела лишние в вашем списке, или на них не хватает времени. А может быть, вы просто не очень понимаете, кому это дело надо делать и зачем?
Однако любое дело, которое «нужно сделать», можно сделать с удовольствием, если понять мотивы. Даже такое непонятное дело, которое делать ну совсем не хочется.
Для этого можно выполнить такое упражнение:
1. Напишите в столбик все те вещи и дела, которые вы должны сделать
Я должна…
Я должна…
Я должна…
Я должна…
Я должна…
Я должна…
Я должна…
2.А теперь представьте, что ничего из этого списка вы делать не должны. Прочтите вслух каждое утверждение, начинающееся со слов «Я должна……» А потом произнесите: «Нет, не должна». Как вам такая фантазия?
3.Если я хочу чего-то, то это что-то я совершаю с удовольствием. Если я совершаю какие-то поступки, просто потому что «ТАК надо», то я делаю это без удовольствия, немотивированно, с сопротивлением. Подумайте, можете ли вы хотеть делать дела из этого списка? Попробуйте произнести весь тот список дел, которые вы «должны» делать, начиная с «Я хочу».
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
Я хочу…
4. Позвольте себе посомневаться – может, и правда, вы хотите сделать эти вещи. Или нет? Можете ли вы вообще отказаться от этих дел? Выдвиньте гипотезу: «Я хочу сделать это дело». Хочу ли? Зачем мне это надо? Какую личную выгоду я получу, сделав это дело? Поразмыслите. У каждого дела есть два проявления – и хорошее и плохое. Важно осознавать, что изменится в вашей жизни, если вы сделаете дело, и что изменится, если не сделаете. Изменится ли что-то?
5. Теперь у вас появилось представление о своем мотиве касательно каждого дела, а осознанная мотивация придает сил и наполняет энергией рабочий процесс. И так можно сказать про все области нашей жизни.
- Упражнение «Плюс-минус»
Цель упражнения: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Ход упражнения: Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
- Техника «Дерево счастья»
Цель: - создание ситуации для раскрытия внутренних ресурсов,
- накопление положительного эмоционального опыта,
- снятие психоэмоционального напряжения и тревожности.
Ход упражнения:
- Беседа о счастье: - что или кто делает тебя счастливым?
- Продолжи фразу «Счастье – это…» (5 раз)
- На листе бумаги любыми изобразительными средствами нарисуйте зернышко.
- Опишите, что чувствует зернышко, что надо ему, чтобы чувствовать себя хорошо, что поможет ему взойти?
- Представьте, что из этого зернышка выросло плодовое дерево.
- Расскажите о дереве. Какое оно? Где оно растет? Какая погода? Есть ли рядом еще деревья или растения?
- Нарисуйте свое дерево так, как вы его представляете (плоды рисовать не надо)
- Давайте поможем вырастить фрукты (один фрукт – счастливый момент в жизни)
- Нарисуйте и подпишите каждый «плод»
Шерринг:
- Что вы чувствуете, глядя на свое Дерево счастья?
- Чем ценно оно для вас?
- Что помогло ему вырасти таким?
- Что или кто делает его наиболее счастливым?
- Что для этого дерева значат плоды?
- Что важного, ценного для этого Дерева вы можете сделать? Сделайте Дереву подарок.
В чем ресурс вашего Дерева счастья? (работа с МАК)
- Рефлексия
- «За что я благодарна жизни?»
- «За что я благодарна судьбе?»
- «За что я благодарна родителям?»
- «За что я благодарна сама себе?»
- «За что я благодарна этому моменту?»
- «Неожиданным для меня сегодня было…»
Разработали: Подоксенова И. В. и Жутикова Л. С.,
педагоги-психологи МБОУ гимназии г. Советский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...
Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками
Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
ГОТОВИМ К ЕГЭ.Стратегии работы с детьми групп риска(для педагогов и педагогов-психологов)
ГОТОВИМ К ЕГЭСтратегии работы с детьми групп риска(для педагогов и педагогов-психологов)...
Внедрение технологий здоровьесбережения с использованием ИКТ в работе социального педагога и педагога-психолога школы.
Данная работа показывает возможности использования ИКТ при психолого-педагогической диагностики уровня школьной тревожности, сравнительном анализе результатов психологической диагностики и КМСЗ, выявл...
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"
Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...
- Мне нравится (1)