Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры (обобщение опыта)
учебно-методический материал
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.
Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры - укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры.
Реализуя на практике здоровьесберегающие технологии, я на своих уроках ставлю перед собой задачи оздоровительной, образовательной, воспитательной направленностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdrov_tehnologii.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области
Выступление
на заседании ШМО учителей физической культуры и ОБЖ на тему:
«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры (обобщение опыта)»
Подготовила:
учитель физической культуры
Плугатрева Р.А.
Утевка 2021г.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.
Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры - укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры.
Реализуя на практике здоровьесберегающие технологии, я на своих уроках ставлю перед собой задачи оздоровительной, образовательной, воспитательной направленностей.
Образовательная направленность:
- использование программы физической культуры по освоению двигательных умений и навыв.
- обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика.
- использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
- учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.
Оздоровительная направленность:
- защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования;
- укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма;
- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания;
- взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная(Сидящий режим)).
Воспитательная направленность:
- учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;
- создание эмоционально - положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);
- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
- развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);
- получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
В связи с этим урочная и внеурочная деятельность, а также работа с родителями была направлена на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспитание потребности к системной целенаправленной двигательной активности.
В основе успешной реализации педагогической деятельности лежат следующие основополагающие принципы:
- Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
- Учет познавательной активности в двигательной активности.
- Единство психического и физического развития.
- Наглядность.
- Принцип целостности человека, психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.
- Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Учет возрастных и половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Несомненные преимущества урока физической культуры: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со стороны учителя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов физического воспитания, эмоциональная насыщенность и широкие возможности поддержания высокой мотивации.
Всесторонняя программа здоровья в организованном детском коллективе, должна включать следующие компоненты: образование в области здоровья, физическое воспитание, школьную медицинскую службу, службу питания, школьную психологическую службу, социальную службу, формирование здоровой среды школы, вовлечение в реализацию программы родителей и общественности.
Для успешной реализации цели и решения задач при работе учитель использует следующие педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающая технология: создание условий для сохранения здоровья учащихся; соблюдение необходимых мер профилактики травматизма; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; выполнение требований к месту занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся; подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся.
2. Здоровьеформирующая технология: создание условий для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и развития основных двигательных способностей обучающихся; подбор упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Сообщение теоретических сведений о ценности здоровья, о преимуществах ведения ЗОЖ, о пагубном воздействии вредных привычек; формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
3. Личностно-ориентированный подход: учет особенностей, возможностей, способностей и уровня физического развития каждого ребенка;
соответствие предлагаемых упражнений и физической нагрузки возрасту, полу и уровню развития двигательных способностей;
оценивание индивидуальных достижений каждого учащегося; индивидуальная работа с одаренными учащимися.
4. Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей: развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты как путь всестороннего, гармонического развития школьника. На развитие двигательных способностей направлено 40% программного материала.
5. Игровая и соревновательная технология: применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Немаловажна и образовательная роль данных технологий. «Игра это упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни» - оценивал игру П.Ф. Лесгафт. При правильном использовании игровой и соревновательной технологий раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины. А проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащихся. В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра; ситуационный, игровой, соревновательный методы, активные методы обучения. Средства необходимо выбирать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки; «минутки покоя»; различные виды гимнастик; подвижные игры; специально организованная двигательная активность; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Формирование культуры здорового образа жизни проходит через урочную и внеклассную деятельность. Для повышения авторитета предмета осуществляется подход, соединяющий в одно целое уроки физкультуры, спортивные внеклассные мероприятия, выступления на родительских собраниях.
Объём двигательной активности обучающихся складывается из участия в комплексе мероприятий дня: в проведении утренней зарядки до учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, спортивного часа в группе продленного дня, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, занятия в спортивных секциях.
В учебном плане школы предусматривается проведение уроков «Физическая культура» в объёме трёх часов в неделю. Преимущественно в начальных классах используется в процессе занятий игровая деятельность.
Урок физической культуры служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у обучающихся необходимых знаний, умений, навыков и качеств. Поскольку уроки физической культуры должны разносторонне воздействовать на организм обучающихся, я провожу их на основе занимательности, стремясь создать положительную атмосферу на каждом уроке. Считаю, что формированию положительной мотивации к изучению предмета способствуют:
- тщательный подбор содержания учебного материала (чтобы было интересно заниматься и сильному и слабому ученику);
- продуманная организация учебной деятельности (минимум простоя, максимум возможной плотности урока);
- учет способностей и возможностей учащегося;
- использование группового метода;
- стиль педагогической деятельности учителя и личный пример.
Приступая к проведению любого урока, я следую не только его структуре, выраженной в трёхчастной схеме (вводная, основная, заключительная), программе, основным требованиям и методам, но и чётко ставлю перед собой задачи по формированию здорового образа жизни.
Способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды, работаю в рамках личностно – ориентированного подхода это:
- признание приоритета личности перед коллективом, не умаляя роли коллектива.
- создание гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других.
- отказ от деления детей на сильных и слабых, просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.
- признание того, что учитель равноправный участник образовательного и воспитательного процесса, хотя и с направляющими функциями.
На уроках обучающиеся не только выполняют двигательные действия, но и получают необходимые знания и представления об основных гигиенических правилах, о режиме дня, закаливании, правильной осанке, о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни, об оказании первой доврачебной помощи при травмах. Для сообщения теоретических сведений провожу кратковременные беседы в начале урока из цикла «Основы Здоровья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании классными руководителями здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Их опыта работы учителей МОУ школы №13 г.о. Жуковский Московской области
В работе представлена система работы по здоровьесбережению в начальной школе...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в ...
Внедрение ИКТ-технологий в обучение математики - обобщение опыта
В данной работе писывается опыт использование информационных технологий на уроках математики его результативность....
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения» ( из опыта работы)
Материал из опыта работы объединения эколого-биологической направленности. Рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, применяемых на занятиях объединения....
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)
Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...
Татьяна Валентиновна Дементьева ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (из опыта работы)
Татьяна Валентиновна ДементьеваГосударственное бюджетное образовательноеучреждение общеобразовательная школа№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга ЗДОРОВЬЕСБЕР...