Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры (обобщение опыта)
учебно-методический материал

Плугатрева Раиса Александровна

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.

Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры -  укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры.

Реализуя на практике здоровьесберегающие технологии, я на своих уроках ставлю перед собой задачи  оздоровительной,  образовательной, воспитательной направленностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdrov_tehnologii.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

Выступление

 на заседании ШМО учителей физической культуры и ОБЖ на тему:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках  физической культуры (обобщение опыта)»

Подготовила:

учитель физической культуры

Плугатрева Р.А.

Утевка  2021г.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.

Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры -  укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры.

Реализуя на практике здоровьесберегающие технологии, я на своих уроках ставлю перед собой задачи  оздоровительной,  образовательной, воспитательной направленностей. 

Образовательная направленность: 

- использование программы физической культуры по освоению двигательных умений и навыв.

- обучение по темам: Лёгкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика.

- использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;

- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

- учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.

Оздоровительная направленность:

    - защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды,   а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования;

    - укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма;

     - повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания;

    - взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная(Сидящий режим)).

Воспитательная направленность:

  - учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;

  - создание эмоционально - положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);

  -  стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;

  -  развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);

  -  получение знаний в различных видах спортивной деятельности.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.

В связи с этим урочная и внеурочная деятельность, а также работа с родителями была направлена на такие важные компоненты, как  формирование ценностных ориентаций на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспитание потребности к системной целенаправленной двигательной активности.

В основе успешной реализации педагогической деятельности лежат следующие основополагающие принципы:

  1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.
  2. Учет познавательной активности в двигательной активности.
  3. Единство психического и физического развития.
  4. Наглядность.
  5. Принцип целостности человека, психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.
  6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.
  7. Принцип дифференцированного подхода.
  8. Учет возрастных и половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Несомненные преимущества урока физической культуры: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со  стороны учителя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов  физического воспитания, эмоциональная насыщенность и широкие возможности поддержания высокой мотивации.

Всесторонняя программа здоровья в организованном детском коллективе, должна включать следующие компоненты: образование в области здоровья,   физическое воспитание, школьную медицинскую службу,  службу питания,   школьную психологическую службу, социальную службу,  формирование здоровой среды школы,   вовлечение в реализацию программы родителей и общественности.

Для успешной реализации цели и решения задач при работе учитель  использует следующие педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающая технология:  создание условий для сохранения здоровья учащихся; соблюдение необходимых мер профилактики травматизма; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; выполнение требований к месту занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся; подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся.

2. Здоровьеформирующая технология: создание условий для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и развития основных двигательных способностей обучающихся; подбор упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Сообщение теоретических сведений о ценности здоровья, о преимуществах ведения ЗОЖ, о пагубном воздействии вредных привычек; формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

3. Личностно-ориентированный подход: учет особенностей, возможностей, способностей и уровня физического развития каждого ребенка;
соответствие предлагаемых упражнений и физической нагрузки возрасту, полу и уровню развития двигательных способностей;
оценивание индивидуальных достижений каждого учащегося; индивидуальная работа с одаренными учащимися.

4. Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей: развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты как путь всестороннего, гармонического развития школьника. На развитие двигательных способностей направлено 40% программного материала.

5. Игровая  и соревновательная технология: применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Немаловажна и образовательная роль данных технологий. «Игра это упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни» - оценивал игру П.Ф. Лесгафт. При правильном использовании игровой и соревновательной технологий раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.  А проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащихся. В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра; ситуационный, игровой, соревновательный методы, активные методы обучения. Средства необходимо выбирать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки; «минутки покоя»; различные виды гимнастик; подвижные игры; специально организованная двигательная активность; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Формирование культуры здорового образа жизни проходит через урочную и внеклассную  деятельность. Для повышения авторитета предмета осуществляется  подход, соединяющий в одно целое уроки физкультуры, спортивные внеклассные мероприятия, выступления на родительских собраниях.

Объём двигательной активности обучающихся складывается из участия в комплексе мероприятий дня: в проведении утренней зарядки до учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, спортивного часа в группе продленного дня, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, занятия в спортивных секциях.

В учебном плане школы предусматривается проведение  уроков  «Физическая культура» в объёме трёх часов в неделю. Преимущественно в начальных классах  используется в процессе занятий игровая деятельность.     

Урок физической культуры  служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у обучающихся необходимых знаний, умений, навыков и качеств. Поскольку уроки физической культуры должны разносторонне воздействовать на организм обучающихся, я провожу их на основе занимательности, стремясь создать положительную атмосферу на каждом уроке. Считаю, что формированию положительной мотивации к изучению предмета способствуют:

  • тщательный подбор содержания учебного материала (чтобы было интересно заниматься и сильному и слабому ученику);
  • продуманная организация учебной деятельности (минимум простоя, максимум возможной плотности урока);
  • учет способностей и возможностей учащегося;
  • использование группового метода;
  • стиль педагогической деятельности учителя и личный пример.

Приступая к проведению любого урока, я следую  не только его структуре, выраженной в трёхчастной схеме (вводная, основная, заключительная), программе, основным требованиям и методам, но и чётко ставлю перед собой задачи по формированию здорового образа жизни.

Способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды, работаю в рамках личностно – ориентированного подхода это:

  1. признание приоритета личности перед коллективом, не умаляя роли коллектива.
  2. создание гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других.
  3. отказ от деления детей на сильных и слабых, просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.
  4. признание того, что учитель равноправный участник образовательного и воспитательного процесса, хотя и с направляющими функциями.

На уроках обучающиеся не только выполняют двигательные действия, но и получают необходимые знания и представления об основных гигиенических правилах, о режиме дня, закаливании, правильной осанке, о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни, об оказании первой доврачебной помощи при травмах. Для сообщения  теоретических сведений провожу кратковременные беседы  в начале урока из цикла  «Основы Здоровья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Внедрение ИКТ-технологий в обучение математики - обобщение опыта

В данной работе писывается опыт использование информационных технологий на уроках математики его результативность....

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения» ( из опыта работы)

Материал из опыта работы объединения эколого-биологической направленности. Рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, применяемых  на занятиях объединения....

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)

Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Татьяна Валентиновна Дементьева ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (из опыта работы)

Татьяна  Валентиновна  ДементьеваГосударственное бюджетное образовательноеучреждение общеобразовательная школа№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга ЗДОРОВЬЕСБЕР...