Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования
учебно-методический материал
Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель учителей – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
После школы ребенку с ОВЗ предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с ОВЗ, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.
Различные категории детей с ОВЗ имеют особые образовательные потребности. Им нужна комплексная система поддержки, поскольку учитывается развитие их навыков. У детей с ОВЗ часто наблюдается более позднее развитие функций восприятия, внимания, памяти и речи. Поэтому воспитание и образование детей с ОВЗ основывается на создании комфортной развивающей образовательной среды. Такую среду часто называют «доступной», поскольку она обеспечивает равные возможности для получения образования, самореализации и социализации, через включение в разные виды социально-значимой деятельности.
Чтобы организовать процесс обучения правильно, необходимо провести предварительную работу. Так, начинает все с диагностики степени сформированности познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы. На основании проведенной диагностики проводится комплексный сбор сведений о ребенке с ОВЗ, например, формирование малых групп в классе на основе контингента учащихся. Затем можно заполнять индивидуальный маршрут развития ребенка: форма и режим онлайн обучения, набор применяемых эффективных методик и приемов обучения детей с ОВЗ.
Систематическая организация уроков для детей с ОВЗ включает психолого-педагогическое сопровождение и социокультурную деятельность. Оптимальная система урока при этом основывается на усиленной мотивации детей, а большая часть времени должна быть посвящена освоению нового материала. Чтобы новый материал на уроке успешно усвоился, необходимо определить зону ближайшего развития ребенка с помощью взаимосвязи с уже усвоенным материалом. При этом обязательна контрольная функция в уроке, которая поможет закрепить этот материал и определить степень его понимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ovz.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области
Выступление
на заседании ШМО учителей физической культуры и ОБЖ на тему:
«Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования»
Подготовила:
учитель физической культуры
Плугатрева Р.А.
Утевка 2022 г.
Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования.
Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель учителей – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
После школы ребенку с ОВЗ предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с ОВЗ, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.
Различные категории детей с ОВЗ имеют особые образовательные потребности. Им нужна комплексная система поддержки, поскольку учитывается развитие их навыков. У детей с ОВЗ часто наблюдается более позднее развитие функций восприятия, внимания, памяти и речи. Поэтому воспитание и образование детей с ОВЗ основывается на создании комфортной развивающей образовательной среды. Такую среду часто называют «доступной», поскольку она обеспечивает равные возможности для получения образования, самореализации и социализации, через включение в разные виды социально-значимой деятельности.
Чтобы организовать процесс обучения правильно, необходимо провести предварительную работу. Так, начинает все с диагностики степени сформированности познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы. На основании проведенной диагностики проводится комплексный сбор сведений о ребенке с ОВЗ, например, формирование малых групп в классе на основе контингента учащихся. Затем можно заполнять индивидуальный маршрут развития ребенка: форма и режим онлайн обучения, набор применяемых эффективных методик и приемов обучения детей с ОВЗ.
Систематическая организация уроков для детей с ОВЗ включает психолого-педагогическое сопровождение и социокультурную деятельность. Оптимальная система урока при этом основывается на усиленной мотивации детей, а большая часть времени должна быть посвящена освоению нового материала. Чтобы новый материал на уроке успешно усвоился, необходимо определить зону ближайшего развития ребенка с помощью взаимосвязи с уже усвоенным материалом. При этом обязательна контрольная функция в уроке, которая поможет закрепить этот материал и определить степень его понимания.
Принципы и правила повышения эффективности урока для детей с ОВЗ:
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- предотвращение наступления утомления. Для этого применяются средства переключения внимания и смены деятельности;
- использование методов, активизирующих познавательную деятельность и формирующих необходимые учебные навыки;
- проявление педагогического такта.
Содержание уроков физической культуры для учащихся с ОВЗ направлено не только на укрепление здоровья учащихся, ставится задача обучения учащихся самостоятельно укреплять и поддерживать свое здоровье. Предметные результаты при этом – знания о физической культуре, способы самостоятельной деятельности для физического поддержания и совершенствование. Требования к достижению предметных результатов основываются на модульном подходе. Под модулем обычно понимается организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели и логически завершенную единицу учебного материала, составленную с учетом внутрипредметных связей и полученных сведений и диагностики контингента учащихся с ОВЗ. Методическое руководство включает дидактический материал и систему контроля.
Так, для учащихся с ОВЗ 5-9 классов ГБОУ СОШ с. Утевка в рабочих программах по физической культуры представлены следующие модули: гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика и коррекционные общеразвивающие упражнения и игры с предметами
Коррекционные общеразвивающие упражнения и игры направлены на:
- развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений;
- формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
- развитие и совершенствование сенсомоторики;
- интеллектуально-познавательное развитие.
Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого учащегося с ОВЗ.
На уроках физической культуры с учащимися 5-9 классов применяется систематизация упражнений и заданий. Например, для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и с искривлением позвоночника начинать урок следует с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам. Оптимальное количество и набор упражнений подбирается в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.
Подготовительная часть урока включает, как ранее разученные комплексы упражнений, так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Разминка обязательна и соотносится с поставленными педагогическими задачами на уроке. В основной части урока выделяются образовательный и двигательный компоненты. При этом нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий, можно повысить количество упражнений или интенсивность выполнения. Обязательно соблюдаются интервалы отдыха после выполнения упражнений. Продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.
Дети с ОВЗ выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований. Фактически, это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленный на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ОВЗ, то есть адаптивная физическая культура.
Основные принципы.
Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности детей для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом.
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, развитие речи (подвижные игры с речетативами), развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры) и развитие интеллекта.
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.
Современные ориентации педагогических технологий процесса преподавания предмета «физическая культура» для детей с ОВЗ направлена:
- на проектирование уроков физической культуры в конструкции достижения планируемых результатов, определяемых образовательным стандартом;
- обучение способам самостоятельной деятельности по совершенствованию физического развития и физической подготовленности занимающихся, подбору содержания занятий в соответствии с учетом их индивидуальных способностей, интересов и потребностей;
- формирование качеств личности, навыков и умений введения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек средствами физической культуры.
Профессиональные умения учителя физической культуры включают разработку рабочих программ, с учетом категорий детей с ОВЗ, применение методов проектной деятельности по разрешению проблемных задач, позволяющих активно развивать интерес, творческое мышление учащихся с ОВЗ, а также оказание консультативной помощи учащимся с ОВЗ и их родителям по вопросам физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных методик и технологий.
Задачи организации урока физической культуры для учащихся с ОВЗ направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков с последующим оптимальным развитием физических качеств. Также одна из ключевых задач урока физической культуры – воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показатели "готовности" детей с ОВЗ к обучению в условиях интегрированного образования.
В презентации раскрыты категории отклоняющегося развития....
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...
Организация деятельности учащихся на уроке в условиях дистанционного обучения и с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Организация деятельности учащихся на уроке в условиях дистанционного обучения и с учетом особенностей детей с ОВЗ....
Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС
Реферат по теме: «Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»...
Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования.
Проблема интегрированного обучения (интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающим...
Сертификат участника вебинара «Организация обучения химии в школе в условиях перехода на ФГОС
Сертификат участника вебинара «Организация обучения химии в школе в условиях перехода на ФГОС...
"Игровая культура как средство организации досуга детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования"
Одним из наиболее эффективных способов социализации детей с ОВЗ является воспитательная работа, связанная с внедрением в образовательный процесс игровой деятельности как индивидуальной, так и коллекти...