"Игровая культура как средство организации досуга детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования"
учебно-методический материал
Одним из наиболее эффективных способов социализации детей с ОВЗ является воспитательная работа, связанная с внедрением в образовательный процесс игровой деятельности как индивидуальной, так и коллективной направленности.
Игра – это совершенно особая форма досуговой деятельности, в которой ребёнок с ОВЗ и учится, и отдыхает одновременно.
Игра - это, прежде всего разрядка, отдых, средство психологической компенсации, способ радостного общения детей с ОВЗ. Игра так же является ведущим условием личностного развития, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности, освобождения от власти условий социума. Забавляясь и играя, ребенок с ОВЗ обретает себя и осознает себя личностью. Для детей данной категории игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем». Игра - путь поиска ребенком с ОВЗ себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
В моем понимании, игровые технологии - это совокупность разнообразных игр и игровых проблемных ситуаций, способствующих организации досуга детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_kultura.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
"Игровая культура как средство организации досуга детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования"
«Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности».
Всеволод Петрович Кащенко.
Пихиенко Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района.
Актуальность.
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их становлении и развитии. В связи с этим на базе Центра уже семь лет функционировала группа для детей с ОВЗ «Надежда», для детей этой группы была разработана комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Надежда». Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня. Данная программа является победителем Республиканского конкурса: «Новое в образование»-2015, призёром в Республиканском конкурсе дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ социально-педагогической направленности в 2018 году.
Создание программы продиктовано назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Педагогическая работа с детьми данной категории становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, где педагог для ребёнка и семьи становится другом, партнёром, помощником и защитником. Специфика работы заключалась в характере, содержании обучения и воспитания, требует профессионализма, знаний особенностей развития ребёнка с особыми потребностями, определённых знаний использования современных образовательно-воспитательных технологий.
Теоретическая база опыта.
Психологические аспекты игровой деятельности наиболее подробно на данном этапе развития науки изучены в трудах С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, Д. Б. Эльконина, зарубежных ученых Дж. Брунера, Ж. Пиаже и др. В работах этих авторов игра представлена как самостоятельная творческая деятельность. Содержание игры неизменно влияет на формирование творческой личности ребенка с ОВЗ. Творческая игра насыщена эмоциями, причем именно такими, какие в жизни ему еще не доступны, то есть здесь проявляется компенсирующий характер игры как досуговой деятельности с точки зрения социализации детей с ОВЗ. Особое значение имеет игровой опыт. Задатки художественного развития детей тесно связаны с игрой, так как дети, создавая игру, сами в ней создаются и развиваются.
Применение именно игровых технологий отмечает Л.С. Выготский, способствует объединению детей с ОВЗ, помогают им найти общий язык, являются прообразом коллективной деятельности, так как учат договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами.
Новизна.
Одним из наиболее эффективных способов социализации детей с ОВЗ является воспитательная работа, связанная с внедрением в образовательный процесс игровой деятельности как индивидуальной, так и коллективной направленности.
Игра – это совершенно особая форма досуговой деятельности, в которой ребёнок с ОВЗ и учится, и отдыхает одновременно.
Игра - это, прежде всего разрядка, отдых, средство психологической компенсации, способ радостного общения детей с ОВЗ. Игра так же является ведущим условием личностного развития, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности, освобождения от власти условий социума. Забавляясь и играя, ребенок с ОВЗ обретает себя и осознает себя личностью. Для детей данной категории игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем». Игра - путь поиска ребенком с ОВЗ себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
В моем понимании, игровые технологии - это совокупность разнообразных игр и игровых проблемных ситуаций, способствующих организации досуга детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования. Это определение игровой технологии, взятое мною за основу моего педагогического опыта: "Игровая культура как средство организации досуга детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования"
Влияние игровой деятельности на жизненное самоопределение детей с ОВЗ велико, так как происходит становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игровая деятельность выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
2. Технология опыта.
Эффективным методом организации коммуникативной досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями являются игры. Игра особенно важна для ребёнка, так как является ведущей формой общения. Игра является не только формой общения, но и важным этапом на пути социализации ребенка. Именно в игровой деятельности ребенок постигает специфику действий и отношений взрослых, осваивая и отражая социальные функции людей, их отношения, нормы поведения, воссоздавая в игровых условиях социальную суть человеческой деятельности, отрабатывая роли взрослого, примеряя их, проектируя свое «я» среди взрослых. Посредствам направленного использования игровых форм досуга решаются важные задачи воспитания и распространения культурных ценностей. С помощью игры значительно легче привить ребенку многие навыки, научить ладить с другими детьми и с взрослыми и, конечно, обучить наукам.
Для решения поставленных целей и задач на занятиях я использую следующие игры:
а) – дидактические;
«Построй дорожку», «Аквариум», пальчиковая гимнастика «Цепочка», «Колечко», «Мозаика», упражнение «Штриховка», «Пластилинография», «Ёжик», «Пирамидка», «Угадай-ка», «Четыре стихии»
в) – ролевые;
Игры на бытовые сюжеты ( дом, магазин)
«Мы едим в гости»
Игры на общественные темы (автобус, почта)
г) – театрализованные;
Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». Особенно интересны сказки, где действующие лица - звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения, как тела, так и психики ребёнка с ОВЗ. Снимаются мышечные зажимы, речь становится раскованнее и эмоциональнее.
д) – подвижные;
«Зоопарк», «Попробуй повторить», «Узнай по голосу», «Догоняй мяч», «Догони колокольчик», «Веревочка», «Что пропало», «Узнай друга» «Сидячий футбол», «Метание мешочков», «Сбей кеглю».
е) – конструктивные.
«Построй по образцу», «Строим башню», «Строим дома для зверюшек», «Забор из счётных палочек».
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
– Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
– Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
– Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
– Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
– Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
– Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
– Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Развитие и коррекция воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья путём применения развивающих игр и упражнений на занятиях.
Не менее своеобразны результаты игровой деятельности. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определенные психические качества, приобретаются многие знания и умения. Это и есть ее основной продукт, очень важный и ценный как в общественном, так и в личностном плане. Играя, ребенок освобождается от целого ряда механизмов, сдерживающих его спонтанное поведение.
Нравственно воспитывающее влияние игровой деятельности связано с тем, что игры осуществляются главным образом в коллективно-групповых формах и основаны на прямом непосредственном общении детей. Всякий раз, когда ребенок становится участником командных игр у него, так или иначе, возникает чувство общности с другими игроками. Развлечения игрового типа неизменно предполагают взаимную помощь и взаимную выручку. Почти во всех игровых ситуациях слаженные коллективные действия – как основное условие успеха – обязательно получают сильное подкрепление в виде ярких положительных переживаний.
Не менее интересны детям игры со словами и игры – загадки. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывают радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждениям. Игра – труд, она приносит детям радость не только оттого, что они все делают, как взрослые, но и оттого, что видят результат своего труда. При изготовлении самодельных игрушек из различных материалов развивается фантазия ребенка. Каждый листочек, ветка, кусок коры, корень своей формой может напомнить ребенку какой-то предмет, нужно только немного отломить, отрезать, поправить, чтобы добиться еще большего сходства.
Особенности организации работы с детьми данной категории очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, профессиональной и творческой подготовки.
3. Результативность опыта.
Работа с использованием игровой культуры как средство организации досуга детей с ОВЗ дает определенные позитивные результаты, Дети стали активно участвовать в мероприятиях, праздничных играх, активно участвуют в различных мероприятиях Центра «ЮНИТЭР», в творческих конкурсах
и становятся победителями и лауреатами Международных, Всероссийских, Республиканских, муниципальных и учрежденческих конкурсов:
1. Экологическая акция по развешиванию скворечников» - участие;
2. Фестиваль - конкурс детского и юношеского творчества «Юнитэр зажигает звёзды» - участие;
3. Квест- Фестиваль «В содружестве с природой» - участие;
4.Праздничный концерт посвящённый Дню Матери - участие;
5.Муниципальный этап республиканского конкурса «В свете ёлочных огней» - победитель.
6. Муниципальный конкурс «День птиц» - участие;
7. VI муниципальная научно- практическая конференция школьников «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РЕСПУБЛИКА»- призёр;
8.Муниципальный этап республиканского конкурса: «Птичий дом» посвящённого празднованию Всемирного дня птиц- 3 место;
9.Республиканская орнитологическая научно-практическая конференция- победитель;
10.Республиканский конкурс «Стиль жизни-здоровье» - участие;
11.Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Таланты и поклонники»- 3 место;
12.Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»- 2 диплома за участие;
13.Восьмая Республиканская орнитологическая научно-практическая конференция-3 место;
14.Республиканский конкурс «Защитим лес» - призёр;
15. Всероссийский конкурс «Стиль жизни-здоровье» - участие;
16. Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета» - дипломы Лауреатов-9 участников;
17. Межрегиональный конкурс по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» - победитель.
18. 8 и 9 Международный творческий фестиваль детей с ОВЗ «Шаг навстречу»-3 участника, 1 победитель.
19.9 Международный детский фестиваль «Подводный мир глазами детей»- диплом участника.
По моему мнению - сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. «В игре нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Через игровую деятельность ребенок с ОВЗ может успешно освоить многие элементы и
человеческой деятельности.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». Таким образом необходима специальная работа по формированию досуговой культуры детей с ОВЗ посредством игровой деятельности, в соответствии с их возрастными потребностями и особенностями.
4. Список литературы.
1.CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 604 c.
2. Александра, Юрьевна Юсупова Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Александра Юрьевна Юсупова. - М.: Владос, 2015. - 306 c.
3. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.
4. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.
6. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2014. - 364 c.
7. Евтушенко, Е.В. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Евтушенко. - М.: Национальный книжный центр, 2019. - 816 c.
8. Елена, Орлова Дети с ограниченными возможностями здоровья / Орлова Елена , Валерий Дюков und Игорь Семенов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 404 c.
9. Ефимов, О. Аутизм дружбе не помеха. Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О. Ефимов. - М.: Диля, 2015. - 208 c.
10. Ефимов, О. И. Аутизм дружбе не помеха Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О.И. Ефимов. - М.: Диля, 2015. - 512 c.
11. Журнал учета воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: моногр. . - М.: Учитель, 2017. - 788 c.
12. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.
13. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 962 c.
14. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 840 c.
15. Карасёва, Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС / Е.Г. Карасёва. - М.: Русское слово, 2018. - 527 c.
16. Кукушин, Вадим Сергеевич Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России / Кукушин Вадим Сергеевич. - М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2014. - 997 c.
17. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.
18. Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2015. - 382 c.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/konstruktivnaja-dejatelnost-kak-sredstvo-razvitija-detei-s-ovz.html 2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/30/podvizhnye-igry-dlya-detey-s-ovz
4 https://moluch.ru/th/1/archive/99/3475/
7. https://multiurok.ru/files/didakticheskie-igry-dlia-detei-s-ovz.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация деятельности детского кафе в условиях дополнительного образования детей"
Работа содержит теоретический и практический материал по организации деятельности детского кафе и может быть полезна педагогам - организаторам общеобразовательных учреждений и учреждений дополни...
организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования
организация досуга детей спортивного направления в сфере дополнительного образования...
Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"
В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...
Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей
В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...
Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей.
Материал по теме "Методика организации занятий армейским рукопашным боем в системе дополнительного образования как средство физического развития детей"...
Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...