ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО(ИН)
материал
Игры и упражнения для развития сенсорных и психомоторных процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сахалинской области
«Школа – интернат «Радуга»
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО(ИН)
Выполнила:
учитель- дефектолог
Хусаинова А.В.
Смирных,
2023г.
В период с 01.09.2021 по 15.09.2021 года были обследованы дети в количестве 8 человек (3-е,4,5,6, 7 классы).
Цель: анализ уровня актуального сенсорного и психомоторного развития обучающихся на входном этапе; проектирование коррекционной работы на основе результатов мониторинга.
Предполагаемый результат мониторинга: повышение эффективности коррекционно-педагогической процесса.
Для определения уровня актуального сенсорного и психомоторного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), были использованы следующие методики:
№ | Название, автор методик |
1. | А.А. Венгер «Группировка придметов» |
2. | М.И. Земцова «Уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов» |
3. | Е.А. Стребелева «Разрезные картинки», «Собери цветок», «Форма, цвет, размер»,«Пространственный компонент слухового восприятия» |
4. | Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич «Методы исследования психомоторики» |
5. | Выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета |
6. | "Вырежь фигуры" Р. С. Немова |
7. | «Статическое равновесие» Н.А. Бернштейн |
Оценка психомоторных и сенсорных процессов включает в себя диагностируемые параметры:
- Оценка зрительного восприятия;
- Оценка слухового восприятия;
- Оценка пространственного восприятия;
- Оценка восприятия времени;
- Оценка восприятия вкуса и запаха;
- Оценка восприятия эмоций человека;
- Оценка психомоторного развития.
В конце приводится суммарная оценка данных. Дополнительно анализируются рабочие тетради и контрольные работы ребенка.
Мониторинг сформированности психомоторных и сенсорных процессов
Уровень оценки | Количество детей | в % |
Высокий | 0 | 0 % |
Выше среднего | 0 | 0 % |
Средний | 4 | 50% |
Ниже среднего | 1 | 12,5% |
Низкий | 2 | 25% |
Действие отсутствует (обследовать не удалось) | 1 | 12,5% |
Все обучающиеся зачислены на коррекционно-развивающие занятия.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- Сенсорное развитие;
- Психомоторное и сенсорное развитие.
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, определяет следующие задачи:
1. Развивать зрительное восприятие: умение зрительно обследовать, анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам; учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности (контурные, зашумлённые, наложенные изображения; различение формы, группировка геометрических фигур с учетом цвета, формы)
- «Что изменилось?»
- «Найди ошибку»
- «Найди отличия»
- «Наложенные изображения»
- «Спрятанные изображения»
- «Зашумленные" изображения»
- «Незаконченные изображения»
- «Перевернутые изображения»
- «Разрезанные изображения»
- «Сложи узор»
2. Формировать пространственные представления: навыки практической ориентировки на собственном теле, в открытом и замкнутом пространстве, на микроплоскости, ориентироваться по простейшим схемам и планам, обозначать местоположение предметов в окружающем пространстве; совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении по ориентирам и без них (показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; выполнение аналогичного задания в комнате, определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.)
- «Какая рука?»
- «Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
- «Что где находится?»
- «Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)
- «Муха»
3.Формировать временные представления: ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).
- «Когда деревья надевают этот наряд?»
- «Когда это бывает?»
- «Что длится короче»
- «Определи возраст человека»
- «Что сначала, а что потом?»
4.Учить понимать и выделять бытовые звуки, звуки природы и улицы; воспроизведение ритмических рисунков; определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; умение слушать музыкальные произведения; реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями; определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
- «Различай веселую и грустную музыку»
- «Тихо и громко»
- «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
- «Далеко — близко»
- «Определи, что слышится»
- «Слушай и делай»
5.Повышать уровня психомоторного и психоречевого развития: статическое равновесие, зрительно-моторная координация, артикуляция и интонирование, тактильные ощущения, мелкая моторика рук.
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнения с предметами:
- составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
- составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
- вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой мелких бусин, бисера;
- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
- доставание бусин ложкой из стакана;
- складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
- продевание нитки в иголку;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
- надевание и снимание колечка (массаж пальца);
- втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
- перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью в пластиковых ведрах или тазиках;
сжимание и разжимание эспандера;
— катание мячей-ежиков (с шипами).
Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
«Рамки с застежками».
Кинезиологические упражнения
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследование особенностей уровня сформированности моторных и сенсорных процессов младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов...
Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать об уровне с...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по окружающему природному миру «Веселые котята» (развитие сенсорных, психомоторных процессов) в 3 классе
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их ...
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с умеренной у.о.
Возраст - важнейший период жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств....
Диагностические материалы «Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов»
диагностические материалы «Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов»...
Диагностический материал уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-7 классов на уроках ИЗО учащихся с ОВЗ
Диагностический материал уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-7 классов на уроках ИЗО учащи...
Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст
Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...
- Мне нравится (1)