«Исследование особенностей уровня сформированности моторных и сенсорных процессов младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»
статья по психологии по теме
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Исследование особенностей уровня сформированности моторных и сенсорных процессов младших школьников
с интеллектуальной недостаточностью»
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учёбе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скоррегировать и компенсировать. А от того, как его сложится для ребёнка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Всё это ещё в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии.
Неоднородность состава воспитанников начальных классов ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В каждом классе встречаются дети, которые плохо запоминают и удерживают то, что преподносится им на уроках, усваивают материал медленно и не полностью; их знания недостаточно прочны и чётки. Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата.
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие общей и мелкой моторики. Нарушение интеллекта у ребёнка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.
Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Педагогом–психологом Косолаповской школы-школы интерната была проведена диагностика обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у обучающихся, воспитанников начальный школы.
Было проведено обследования воспитанников на основе пособия для учителей специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8вида «Развитие сенсорной сферы детей» Л.А. Метиева, Э.Я Удалова.
Среди воспитанников 2-4 классов педагогом-психологом было проведены наблюдения за детьми на уроках труда и в других видах деятельности , а также проведены беседы с учителями и воспитателями. Цель этой работы заключалось в том, чтобы помочь педагогам и детям определиться в выборе кружков и занятий по интересам народного прикладного творчества.
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов показали следующие результаты:
Воспитанники 2-го класса по наблюдениям за детьми на занятиях ручного труда, часов «Умелые руки» показывают и имеют хорошие способности к выполнению несложных видов ручного труда. Данные дети готовы к овладению практическими навыками по отдельным видам народных промыслов(изготовление цветов из ткани).
Этот вид промысла более доступен детям 2 класса. Эти дети с большим желанием выполняют цветы и собирают в букеты, а далее оформляют вазы, светильники, изготовляют миниатюры.
Наблюдения за воспитанниками 3 класса на занятиях ручного труда, часов «Умелые руки» показывают, что они имеют хорошие способности к выполнению несложных видов ручного труда. Данные дети готовы к овладению практическими навыками по отдельным видам народных промыслов( вышивка крестом).Этот вид деятельности более подходит для детей 3 класса. Ребята вышивают картины наиболее упрощённые.
Наблюдения за воспитанниками 4 класса на занятиях ручного труда, часов «Умелые руки» показывают, что дети имеют хорошие способности к выполнению несложных видов ручного труда. Данные дети готовы к овладению практическими навыками по отдельным видам народных промыслов( вышивка шелковыми лентами). Данный вид деятельности имеет более сложные приёмы выполнения работы. Воспитанники 4 класса вышивают миниатюры из цветов, украшают вышивкой футляры для очков, мешочки для безделушек и т.д.
Обучение детей разнообразным видам изготовления изделий народного промысла помогает коррекции эмоциональной сферы, способствует созданию ситуации успеха.
Результаты обследования являются определяющими при формировании групп, которые создаются на основе выявленной зоны актуального уровня развития детей.
Из данных по психологии детей с пониженным интеллектом известно, что дети с пониженными способностями к обучению требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций, наиважнейшим из которых мы считаем обеспечение целенаправленного психолого-педагогического руководства. Только в этом случае будет достигнута цель в обеспечение каждому ребёнку возможность заниматься доступным ему видом деятельности.
Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у обучающихся, воспитанников начальный школы ГОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат».
/ Л.А. Метиева, Э. Я. Удалова « Развитие сенсорной сферы детей»/
- Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н.И. Озерецского, М.О. Гуревича).
Провела обследование психолог – Сбоева Л.А.
- Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движения:
второй и третий («ножницы»), делать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак – ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
3. Тесты зрительно – моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3-4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
4. Оценка тактильных ощущений:
- узнавание знакомых предметов на ощупь;
- узнавание на ощупь объемных и плоскостных фигур.
5. Оценка владения эталонами:
Тесты цветоразличения.
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
- название и показ всех цветов спектра, название и показ не менее 3 оттенков цвета.
Различение формы
- группировка геометрических фигур с учетом форм.
Восприятие величины
- раскладывание в порядке убывающей величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см.
- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определения места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
6. Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений;
- узнавание конкурсных изображений;
- выделение букв и цифр, написанных различным шрифтом, перевернутых.
7. Оценка пространственного восприятия:
- показ и название предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т.д.
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве. (над – под, на – за, перед – возле, сверху – снизу, выше – ниже).
- конструирование по образцу из 1- счетных палочек.
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем начальным критериям:
«хорошо» - если ребенок выполняет задания самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки.
«удовлетворительно» - если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания.
«неудовлетворительно» - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или совсем учащийся не справляется с заданиями.
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов показали следующие результаты:
Обследовано-38 воспитанников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать об уровне с...
Доклад «Особенности в процессе формирования направленности личности при интеллектуальной недостаточности»
В материале раскрывается понятие "личность", "направленность личности". Показаны пути формирования направленности личности у детей при интеллектуальной недостаточности. А так же, особенности данного п...
Особенности развития вербальной памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Выступление на МО...
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с умеренной у.о.
Возраст - важнейший период жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств....
Диагностические материалы «Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов»
диагностические материалы «Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов»...
Диагностический материал уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-7 классов на уроках ИЗО учащихся с ОВЗ
Диагностический материал уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-7 классов на уроках ИЗО учащи...