«Методические инструменты разработки дополнительных общеразвивающих программ социально-гуманитарной направленности для детей с ОВЗ»
статья (10 класс)

Долгобородова Валерия Алексеевна

Одним из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования детей является «инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться по дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися (в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» от 31.03.2022 г. № 678-р).

В рамках концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года необходимо до 2024 года «создать условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширить возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ путем создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеразвивающие программы».

Актуальностью программы «Шаг навстречу» выступает начальное развитие гибких навыков, а именно – умения принимать решения и работы в команде. Развитие осуществляется посредством игровых технологий, составления портфолио, а также проведения работы в направлении профессиональной ориентации.

Актуальность программы состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений.

Личностное развитие ребенка с ОВЗ – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки с ОВЗ владели основными навыками межличностного общения, разрешения конфликтов и другими качествами, необходимыми для комфортной жизни.

Освоение программы дает возможность начать работу над решением проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность, на основе личных интересов и внутренних побуждений, что и способствует развитию гибких навыков. Особенную необходимость в развитии гибких навыков испытывают дети с ОВЗ, так как им порой непросто дается личностное становление и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_po_pfdo._na_konferentsiyu.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика дополнительных общеразвивающих программ социально-гуманитарной направленности

Компонент ДОП

ДОП «Лига первых»

ДОП «Шаг навстречу» (для подростков с ЗПР)

Титульный лист

Согласно Приложению №1 Распоряжения

Различий нет

Пояснительная записка

Направленность

Социально-гуманитарная

Актуальность реализации

«Программа дает возможность попробовать свои силы в педагогической деятельности»

«- начальное развитие гибких навыков, а именно – умения принятия самостоятельных решений и работе в команде»

Адресат

Подростки и молодежь в возрасте от 14 до 17 лет.

Обучающиеся с задержкой психического развития (14-18 лет), испытывающие трудности в социальной адаптации.

Уровень освоения

Общекультурный.

Общекультурный

(не рекомендуется обозначать углубленный уровень освоения программы, в связи со спецификой контингента учащихся).

Объем и срок освоения

36 часов, 18 дней

12 часов, 6 дней

Отличительные особенности (при наличии)

- «формирование социальной компетентности подростка, а также выявление, поддержку и развитие способностей, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию учащегося.»

- «низкий процент дополнительных общеразвивающих программ в учреждениях дополнительного образования для детей и подростков с ОВЗ.»

- «программа направленна на творческую реабилитацию детей с ОВЗ, основанную на начальном развитии гибких навыков и ориентации в социуме»

Цель

- «организация опыта социальной практики, как средства самопрезентации в среде сверстников, развитие социально-ответственной и творческой личности обучающегося.»

- «начальное формирование гибких навыков, таких как: умение принимать самостоятельные решения, и работа в команде у подростков с ЗПР через представление возможностей общественно-полезной деятельности, а также начальную профессиональную ориентацию обучающихся»

Задачи

Обучающие, развивающие, воспитательные

Задачи соответствуют практической направленности ДОП.

К трём разделам задач добавляются «Коррекционные».

Задачи должны быть конкретны и достигаемы.

Планируемые результаты освоения

Предметные, метапредметные, личностные

Результаты соотносятся с поставленными задачами.

К трём разделам планируемых результатов добавляются «Коррекционные».

Результаты соотносятся с поставленными задачами.

Организационно-педагогические условия реализации

Условия набора и формирования групп

Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом санитарных норм. 

Согласно СанПиНу: «наполняемость группы обучающихся составляет не более 12 человек.»

Кадровое и материально-техническое оснащение

Занятия проводит педагог дополнительного образования в учебных кабинетах с использованием:

  • стола и стульев, в соответствии с количеством учащихся;
  • мультимедийного оборудования;
  • канцелярских принадлежностей.

Занятия проводит педагог дополнительного образования в учебных кабинетах с использованием:

  • стола и стульев, в соответствии с количеством учащихся;
  • дидактических наглядных материалов;
  • мультимедийного оборудования;
  • канцелярских принадлежностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности»

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» для детей 14-18 лет. Добровольчество - один из основных ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"...

З) Учебно-методический комплекс к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"

В этом разделе представлены комплексы корригирующей гимнастики, программа вступительных испытаний, протоколы вступительных испытаний, промежуточного (итогового) контроля, анкеты для родителей....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Мир цвета и чувств"

В результате освоения программы «Мир цвета и чувств» обучающиеся получат комплекс знаний в области регуляции эмоциональных состояний средствами арт-терапии, приобретут определённые умения ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Уроки красоты"

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Уроки красоты"...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Кулинарный микс» (10-11 лет)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кулинарный микс» (далее – программа) предназначена для детей среднего школьного возраста и включает в себя: знания о пре...