Обеспечение взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода
проект
Данная программа выступает методическим обеспечением педагогического сценария взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода, а именно его подготовительного периода.
Программа-модуль представляет собой комплекс, содержащий пояснительную записку; общую характеристику курса; планируемые результаты освоения программы; содержание и тематическое планирование; описание педагогического процесса (педагогической и образовательной деятельности), учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение взаимодействию в малых группах | 88.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода
Универсальная программа-модуль «Учимся сотрудничать»
Данная программа выступает методическим обеспечением педагогического сценария взаимодействия обучающихся в малых группах на основе дифференцированного подхода, а именно его подготовительного периода.
Программа-модуль представляет собой комплекс, содержащий пояснительную записку; общую характеристику курса; планируемые результаты освоения программы; содержание и тематическое планирование; описание педагогического процесса (педагогической и образовательной деятельности), учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Тема 1. «Введение. Сотрудничество»
Цель: формирование знаний о сотрудничестве, принципе позитивной взаимозависимости; мотивация обучающихся к учебному сотрудничеству.
Содержание
Определение смысла понятий «сотрудничество», «партнерство». Позитивная взаимозависимость как основа возникновения сотрудничества; связь, при которой невозможно обойтись друг без друга. Выявление преимуществ групповой деятельности в жизни и учебной деятельности.
Анализ проблемы построения партнерского взаимодействия в обществе детей и взрослых. Демонстрация литературных примеров и видеосюжетов, транслирующих примеры отрицательных и положительных образцов общения детей, взрослых в социуме.
Методы образовательной деятельности обучающихся:
- методы воспитательной деятельности: размышление, обсуждение, наблюдение, внутренний диалог, критика, самокритика, оценка, самооценка;
- методы учебной деятельности: анализ знаний, сравнение, выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотез.
Тема 2. «Групповая и индивидуальная ответственность»
Цель: уточнение смысла понятия «ответственность», осознание значимости индивидуального вклада в общее дело; формирование у обучающихся ответственного отношения к совместной деятельности.
Содержание
Демонстрация положительных и отрицательных образцов отношения к совместной деятельности — «ситуации из жизненного опыта обучающихся»,
«готовые видеосюжеты». Проблема индивидуальной ответственности как сознательного отношения к совместной деятельности при достижении групповой цели. Индивидуальная ответственность — требования, предъявляемые обучающемуся группой — ответственность за собственные действия и действия других членов группы.
Закономерность распределения заданий в группе в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями членов группы. Принцип зависимости группового успеха от вклада каждого участника. Взаимопомощь в достижении группового и индивидуального успеха.
Практическое решение групповой задачи, предполагающей разделение задач между членами группы, выделение зон индивидуальной ответственности.
Методы образовательной деятельности (обучения, воспитания) обучающихся такие же, как в предыдущем занятии.
Тема 3. «Групповые роли»
Цель: осознание необходимости в выделении социальных ролей в малой группе; определение основных групповых ролей и ролевых обязанностей, распределение их между членами реальных групп.
Содержание
Проблема самоорганизации, самоуправления в малой группе. Демонстрация примеров из жизни детей и взрослых.
Уточнение понятия «групповая роль», «ролевые обязанности». Определение основных групповых ролей («учебный лидер», «коммуникативный лидер»,
«участник взаимодействия или партнер»).
Выработка ролевых обязанностей. Оформление адаптированной карты «Групповые роли, ролевые обязанности и действия» (ориентиром для учителя служит таблица 1). Практическое распределение основных ролей в каждой малой группе (роль учителя консультативная).
Карта «Групповые роли, ролевые обязанности и действия»
Роли | Ролевые обязанности | Ролевые действия | |||
Учебный лидер (ор- ганизатор учебной деятельности) | Ответственен за постановку учебных целей и задач, их распределение между участниками. Несет ответственность за групповой учебный результат. Выполняет функцию управления интеллектуальной работой группы. Знает академические возможности членов группы. | Руководит организацией и процессом решения полученного учебного задания. Конструктивно распределяет конкретные задачи между участниками взаимодействия в соответствии с их возможностями. Организует взаимные помощь, контроль и оценку. Несет ответственность за корректирование и перераспределение задач, если этого требует ситуация. Организует обсуждение решений, поддерживает инициативу членов группы, | |||
Подчиняется коммуника тивному лидеру в аспекте межличностного общения. | учитывает мнение участников. Имеет право приоритета в определении правильности выполнения задания или решения задачи. | ||||
Коммуни- кативный лидер (ор- ганизатор общения) | Ответственен за налажива- ние и поддержание меж- личностных отношений в группе, за соблюдение чле- нами группы принятых правил сотрудничества. Подчиняется учебному ли- деру в аспекте учебной ра- боты. | Организует межличностное общение; способствует установлению контактов между всеми участниками группы; вы- страиванию партнерских взаимоотно- шений; улаживает разногласия. В кон- фликтных ситуациях способствует по- иску компромисса, конструктивному разрешению спора, в том числе, за рам- ками учебного времени. Признает наличие учебного лидера в группе, понимает и принимает его функцию. | |||
Участник взаимо- действия (партнер) | Участвует в распределении учебных задач, несет ответ- ственность за выполнение принятой индивидуальной задачи, соблюдение правил сотрудничества. Подчиняется учебному и коммуникативному лиде- рам. | Проявляет инициативу в постановке учебных задач; активно участвует в ре- шении задач. Несет ответственность за решение ин- дивидуальной задачи; разделяет ответ- ственность за коллективный результат. Позитивно относится к замечаниям, рекомендациям, помощи участников группы. Соблюдает правила сотрудни- чества. Выполняет рекомендации и требования лидеров группы. |
Методы образовательной деятельности обучающихся:
- методы воспитательной деятельности: обсуждение, диалог, оценка, самооценка готовности к выполнению роли, выбор, мечта об исполнении полученной или другой роли; самообязательство; активная и пассивная социальная адаптация;
- методы учебной деятельности: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, формализация, моделирование.
Тема 4. «Правила группового сотрудничества»
Цель: формирование знаний о правилах сотрудничества в малой группе; выработка правил группового сотрудничества; формирование в обучающихся потребности в построении взаимодействия на основе правил сотрудничества.
Содержание
Демонстрация примеров конфликтных ситуаций и примеров поиска компромиссов (мини-сценки «ситуации из жизненного опыта», «готовые видеосюжеты» из школьной или общественной жизни). Выявление проблемы построения партнерских взаимоотношений в малой группе.
Раскрытие смысла понятия «нормы сотрудничества». Руководствование правилами сотрудничества как необходимое условие построения партнерских взаимоотношений. Характеристика благоприятных и неблагоприятных отношений. Влияние на эффективность совместного труда качества отношений в группе.
Выработка правил сотрудничества и оформление карты «Правила группового сотрудничества». Обязательность выполнения правил сотрудничества всеми членами группы.
В таблице представлена методическая разработка «Ориентировочные правила взаимодействия» в помощь учителю, которая содержит описание действий, позволяющих решать проблемные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия обучающихся в малых группах.
Методы образовательной деятельности обучающихся:
- методы воспитательной деятельности: метод примера, наблюдение, размышление, критика, оценка, самоанализ, диалог, выбор, самообязательство, подражание; пассивная и активная социальная адаптация;
- методы-действия учебной деятельности: анализ, синтез информации и знаний, сравнение, выявление противоречий, постановка проблемы, построение предположений, конструирование.
Карта «Правила группового сотрудничества»
Группа № … ФИО членов группы: ………………………….
Проблемные ситуации | Правила решения проблемных ситуаций |
Коммуникативный компонент сотрудничества | |
1) Как следует слушать собеседника? | |
2) Что делать, если не удалось понять собеседника? | |
3) Как ясно и точно выражать свои мысли? | |
4) Как доказывать и отстаивать свою точку зрения? | |
5) Как разрешать спор, принимать общее решение? | |
Регулятивный компонент сотрудничества | |
6) Как правильно поставить задачи для того, чтобы достичь цели? | |
7) Как правильно распределить задачи между участниками группы? | |
8) Как справедливо, объективно оценить вклад каждого в общее дело? | |
9) Как следует оказывать помощь, поддержку друг другу? | |
10) Что значит выполнять ролевые обязанности? |
Ориентировочные правила группового взаимодействия обучающихся в проблемных ситуациях (в помощь учителю)
Ситуации, в которых члены группы | Правила взаимодействия, разрешающие проблемные ситуации | |||
1) не слушают друг друга, реагируют, прежде чем выслушают говорящего |
ждать возможности вставить свою реплику.
слушания, не позволять себе слишком длинных монологов.
| |||
2) «не слышат», не понимают друг друга |
объясняющие вопросы «Почему…?».
информации. Следует выбрать главное и сказать это своими словами, начинать фразами: «Другими словами, ты считаешь...». «Если я тебя правильно понял, то...», «Поправьте меня, если я ошибусь, но...».
вывод фактами, примерами; есть ли другая информация, влияющая на выводы? Подводить итоги, формулировать выводы, используя фразы: «Таким образом, ты считаешь...», «Итак, ты предлагаешь...», «Если теперь подытожить сказанное, то...», что позволяет выделить главную мысль. | |||
3) не ясно, не точно выражают свои мысли |
выражают смысл, помогают избегать разночтений, исключают двусмысленность образов, выражений.
информация была истинной.
позволяют слушателям сосредоточиться на смысле. Наиболее часто в речи обучающихся встречаются помехи: | |||
Ситуации, в которых члены группы 4) доказывают свою точку зре- ния враждебным (агрессивным) об- разом | Правила взаимодействия, разрешающие проблемные ситуации «ну», «да ладно», «понимаете», «вроде как», «типа того», «где-то так» и другие.
зрения человека, она имеет право на существование.
типа: «Мне так кажется», «Так было всегда» и т. п. — аргументами не являются.
личный враг, а человек с другой точкой зрения. Не переходить на личности. | |||
5) не могут договориться и принять общее решение (найти компромиссное решение), чтобы разрешить спор |
выделить в его суждении главное, подытожить сказанное или попросить говорящего сделать резюме: он должен будет избавить свое возражение от всего второстепенного, что значительно облегчит задачу.
оппонента оказываются более убедительными.
примет большинство. | |||
6) затрудняются в постановке задач, необходимых для достижения цели |
разработать план действий, то есть, определить задачи.
необходимости. | |||
7) затрудняются в распределении задач между участниками |
возможностью решения поставленных задач.
ответственного выбора.
| |||
8) затрудняются в определении вклада каждого в общее дело группы |
перед учащимся. Критерии оценивания: задача выполнена полностью (отлично); задача выполнена в основном, большая часть вопросов раскрыта (хорошо); задача выполнена частично — | |||
Ситуации, в которых члены группы 9) не поддержи- вают друг друга, не оказывают вза- имную помощь | Правила взаимодействия, разрешающие проблемные ситуации | |||
половина вопросов не раскрыта (удовлетворительно); задача не выполнена (неудовлетворительно).
«большинством».
удалось договориться, следует обратиться за консультацией к учителю. | ||||
партнерам следует оказывать взаимную помощь, поддерживать друг друга?
(вначале корректно выяснить, требуется ли помощь, при необходимости уважительно ее оказать; принимать помощь следует с уважением и благодарностью). | ||||
10) не должным образом выполняют ролевые обязанности |
данной роли. Сделать вывод и озвучить его.
обязанности в группе. |
Тема 5. «Оценивание группового взаимодействия»
Цель: формирование знаний о видах оценивания (внешнем и внутригрупповом) групповой деятельности и их критериях; самооценка готовности к сотрудничеству.
Содержание
Виды оценивания при работе в группе. Внешняя оценка деятельности группы учителем: единая оценка и отметка группового результата («одна оценка и одна отметка на всех»). Критерии педагогической оценки и отметки — ознакомление с ними обучающихся. Выработка критериев оценивания индивидуального вклада (например, по степени правильности, полноты выполнения индивидуального задания и др.).
Самостоятельная групповая оценка качества взаимодействия. Демонстрация карты «Оценка сотрудничества в группе» (таблица 4), ее обсуждение.
Проявление показателей сотрудничества: 0 — показатель не проявляется; 1
— показатель проявляется редко; 2 — показатель проявляется в большинстве ситуаций (часто); 3 — показатель проявляется всегда.
Перевод суммы баллов в уровни сформированности малой группы, группового взаимодействия: 0-15 баллов — низкий; 15-30 баллов — средний; 31- 45 баллов — высокий.
При выставлении общей оценки группе суммируются индивидуальные оценки ее членов и определяется средний групповой результат.
Карта «Оценка сотрудничества в группе»
Группа № … ФИО членов группы: …………………….
Цель: оценить показатели группового сотрудничества, проанализировать полученные результаты.
Задание: отметить соответствующей цифрой (0, 1, 2, 3) проявление показателей.
Показатели сотрудничества в группе | Проявление показателей на конкретном занятии | Динамика показателей: (положительная, отрицательная, отсутствует) | ||||
1. Оказываем помощь и поддержку друг другу | ||||||
2. Отмечаем успехи друг друга | ||||||
3. Доверяем друг другу | ||||||
4. Берем на себя ответственность за дело | ||||||
5. Все члены группы включены во взаимодействие | ||||||
6. Проявляем самостоятельность и инициативу | ||||||
Показатели сотрудничества в группе | Проявление показателей на конкретном занятии | Динамика показателей: (положительная, отрицательная, отсутствует) | ||||
7. Совместно ставим задачи, распределяем их с учетом возможностей участников | ||||||
8. Внимательно и уважительно слушаем друг друга, стараемся понять | ||||||
9. Задаем вопросы, получаем на них положительные ответы | ||||||
10. Выбираем оптимальный способ достижения цели, при необходимости изменяем намеченный путь | ||||||
11. Легко обращаемся за помощью к учителю | ||||||
12. Отстаиваем свое мнение доброжелательным образом | ||||||
13. Не обвиняем друг друга, стараемся разобраться в возникшей ситуации | ||||||
14. Договариваемся, ищем компромиссные решения, чтобы разрешить спор | ||||||
15. Обсуждаем совместно проблемы после уроков | ||||||
Сумма баллов |
Рекомендации по коррекции взаимодействия. Среди показателей сотрудничества определяются те, которые «не проявляются» или «проявляются редко», а, следовательно, затрудняют общение и взаимную деятельность в группе, мешают достижению цели и установлению партнерских отношений.
Устанавливается возможная последовательность необходимых действий в данной ситуации, позволяющих улучшить межличностное общение и взаимодействие. Данные правила-действия фиксируются в письменном виде и являются обязательными для всех членов группы.
Вариант самооценки готовности обучающихся к сотрудничеству по итогам прохождения программы «Учимся сотрудничать» осуществляется в соответствии с листом-опросником «Самооценка готовности к сотрудничеству в группе».
Лист-опросник «Самооценка готовности к сотрудничеству в группе» Вопросы самооценки:
Мне нравится работать в группе? (да; не очень; нет). Какую роль я хотел бы выполнять в группе?
Готов ли я выполнять ту роль, которая поручена мне группой? (да; не совсем;
нет).
нет).
Согласен ли я с теми правилами, которые приняты в группе? (да; не со всеми; Готов ли я выполнять групповые правила? (да; не знаю; нет).
Готов ли я нести индивидуальную ответственность за те задания, которые
мне поручит группа? (да; не совсем; нет).
Готов ли я оказывать помощь членам группы? (да, нет, не всем).
Хотел бы я, чтобы члены группы оказывали мне помощь при необходимости? (да; не знаю; нет).
Согласен ли я с тем, что работа группы оценивается одной отметкой (то есть, все члены группы получают одну отметку)? (да; не совсем; нет).
Партнер — это …
Сотрудничать в группе — это значит …
Методы образовательной деятельности обучающихся:
- методы воспитательной деятельности: обсуждение, диалог, самоконтроль, оценка, самооценка, самоанализ, самоотчет; пассивная и активная социальная адаптация;
- методы учебной деятельности: методы-операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, формализация, конкретизация.
Тема 6. Итоговое занятие «Учебная техника групповой деятельности»
Цель: конструирование и применение учебной техники групповой деятельности.
Содержание
Учебная техника групповой деятельности как система действий в логике группового процесса, позволяющая осуществлять самоорганизацию и самоуправление в малой группе, выстраивать сотрудническое взаимодействие. Формирование малых групп как будущих команд — правильный подбор качественного и количественного состава группы. Групповой результат как совокупность индивидуальных результатов. Определение критериев оптимального количественного и качественного состава учебной малой группы. Формирование реальных малых групп с учетом установленных количественных и качественных критериев в пределах класса.
Этапы учебной техники групповой деятельности. Проектировочный этап совместной деятельности:
- постановка единой цели;
- разделение группового процесса на отдельные связанные действия-операции и распределение их (как задач) между членами малой группы в соответствии с их индивидуальными способностями и возможностями, определение зон индивидуальной ответственности;
- согласование индивидуальных деятельностей в соответствии с ранее определенной последовательностью;
- распределение ролей и обязанностей, закрепленных за конкретной ролью;
- согласование групповых правил, выполнение которых обязательно для всех членов группы.
Исполнительский этап включает:
- промежуточный контроль и оценка выполняемых действий, направленных на решение задач;
- взаимокоррекция и самокоррекция действий;
- взаимопомощь в достижении индивидуальных целей.
Контрольно-оценочный этап включает контрольно-оценочные и рефлексивные действия:
- внешние — оценка итогового учебного результата педагогом;
- внутригрупповые: а) групповая оценка и рефлексивная самооценка индивидуального вклада; б) групповая самооценка качества взаимодействия.
Оформление технологической карты «Учебная техника групповой деятельности».
Практическая работа по решению конкретной учебной задачи — применение техники групповой деятельности. Роль учителя — консультационная.
Методы образовательной деятельности обучающихся:
- методы воспитательной деятельности: диалог, обсуждение, критика, оценка, самооценка;
- методы учебной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, конструирование, моделирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении».
Школьный курс русского языка в коррекционной школе VIIIвида играет важную роль в системе общеобразовательной подготовки обучающихся. И необ...
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на основе дифференцированного подхода
Сущность опыта заключается в создании условий для развития коммуникативной компетенции учащихся через создание разнообразных речевых ситуаций на основе дифференцированного подхода. Таким образом, обще...
Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.
В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....
«Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО, на основе дифференцированного подхода».
В этой статье я рассказываю о своих методах и формах работы с детьми, которые использую на уроках не только изобразительного искусства, но и на уроках черчения и технологии. Такие уроки не только разв...
Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода в обучении
Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в р...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
(выступление на МО классных руководителей)...
Статья из опыта работы «Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО на основе дифференцированного подхода».
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного мира....