«Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО, на основе дифференцированного подхода».
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
В этой статье я рассказываю о своих методах и формах работы с детьми, которые использую на уроках не только изобразительного искусства, но и на уроках черчения и технологии. Такие уроки не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_i_gruppovye_formy_raboty_shkolnikov_na_urokah_izo.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО, на основе дифференцированного подхода».
(из опыта работы)
С.В.Лосевой
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Гулькевичи
муниципального образования Гулькевичский район
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного мира.
Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки изобразительного искусства.
Такие уроки не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно значимые ценности, а это – основная задача личностно ориентированного обучения.
Известно, что изобразительное творчество для детей развивается по тем же законам, что и творчество взрослых. В обоих случаях в основе лежат одни и те же психические процессы. Они функционируют в единстве и составляют саморазвивающуюся систему, определяя поступательное развитие и уровень творческой активности личности. Но данная система начнет действовать только в том случае, если будет включена в действие с помощью педагогических средств и методов с опорой на дидактические принципы.
Для понимания механизма развития творческих способностей, а значит и творческой активности, необходимо знать их свойства, к которым В.С.Кузин относит: 1. Художественно-творческое воображение и мышление, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; 2. Свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в создании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ; 3. Эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению; 4. Волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
Работа над развитием художественного творчества на уроках изобразительного искусства и внеклассных занятиях является одной из важных составляющих в развитии школьников, их творческой личности и позволяет формировать всесторонне развитую личность, что в наибольшей степени соответствует современным требованиям.
Всякий учитель, пожалуй, стремится к тому, чтобы каждый день его работы, каждый урок были наполнены радостным ожиданием чего-то необычного, нового. Но не каждый может сознаться в том, что с удовольствием наблюдает, как ученики увлечены именно его предметом, а их маленькие творческие открытия не дают учителю остановиться в своем профессиональном росте, побуждают его к поиску новых способов объяснения, повторения, закрепления и проверки усвоения учебного материала, к ведению нестандартных приёмов выполнения различных видов учебной деятельности.
Работая над этой темой и прочитав немало дополнительной литературы, использую в своей работе всевозможные дидактические формы (терминологические диктанты, филворды, круглограммы, кроссворды, проверочные тесты, развивающие упражнения, викторины), предлагаемые разными авторами. Постепенно увлеклась составлением всевозможных творческих заданий, а потом с увлечением присоединились и учащиеся, удивляя своими способностями и возможностями.
На уроках изобразительного искусства предлагаю детям выполнять различные задания, по степени знаний данной темы, т.е. задания делятся на три категории для детей сильных, средних и детей слабоуспевающих. Соответственно и выставление отметок распределяется по таким же критериям.
Задание 1. «Филворд» «Найдите названия картин, авторов известных полотен или предметы для рисования», задания распределяются таким образом: для детей с большим запасом знаний (первая группа) – найти эти слова, а из оставшихся букв составить новое слово, по этой же тематике. Для учащихся со средним уровнем знаний (вторая группа)– найти только названия. Для третьей категории учащихся (третья группа) даётся задание найти несколько названий. Можно изготовить и для каждой категории учащихся разные карточки. Дети с удовольствием выполняют такие несложные задания втечении 3-5 минут.
Например, для первой группы даётся задание: найдите названия девяти предметов для рисования и из оставшихся букв составьте ещё один предмет для рисования. Вторая группа ищет только девять предметов. Третья – ищет пять любых предметов для рисования. Можно ещё усложнить задание для первой группы, чтобы они найденные слова составили в алфавитном порядке.
Л | Л | Е | Т | С | А | П |
Ь | Ь | И | Г | С | А | П |
Т | Б | У | У | Ь | С | Т |
С | А | М | А | Ш | Л | Е |
И | Г | М | О | Л | Ь | Т |
К | А | А | Ь | Ь | Б | Е |
Ш | А | К | Л | Ь | Т | Р |
Н | Д | В | Е | Л | С | Т |
А | Р | А | Р | О | Л | К |
К | А | А | У | Г | О | Х |
Ответы: акварель, бумага, гуашь, карандаш, кисть, мольберт, пастель, уголь, холст. Новое слово: ластик.
Л | Л | Е | Т | С | А | П |
Ь | Ь | И | Г | С | А | П |
Т | Б | У | У | Ь | С | Т |
С | А | М | А | Ш | Л | Е |
И | Г | М | О | Л | Ь | Т |
К | А | А | Ь | Ь | Б | Е |
Ш | А | К | Л | Ь | Т | Р |
Н | Д | В | Е | Л | С | Т |
А | Р | А | Р | О | Л | К |
К | А | А | У | Г | О | Х |
Задание 2. «Найди пару», составить слова из предлагаемых слогов, находящихся в разных столбиках, или на форме какого-то предмета, здесь уже вступает в силу фантазия педагога, к каждой теме можно изготовить разные формы заданий, чтобы детям было интересно выполнять задания. Также можно усложнить выполнение работы, перемешав пары в столбцах.
Например, «Великие художники России», даны девять пар. Первая группа ищет девять пар и составляет их в алфавитном порядке. Вторая пара - девять фамилий находит. Третья пара ищет пять фамилий великих художников.
ПОЛЕ ВИН
РЕ РОВ
ЛЕВИ БЕЛЬ
КОРО РОВ
ПЕ ТАН
ШИШ КОВ
СУ ПИН
ВРУ КИН
СЕ НОВ
Ответы: Врубель, Коровин, Левитан, Перов, Поленов, Репин, Серов, Суриков.
Задание 3. «Составьте кроссворд», при составлении этого задания можно отойти от традиционной системы составления кроссворда, т.е. дать детям только набор слов по данной теме. Для детей первой группы задание можно усложнить, например, предложить не только составить кроссворд, но и придумать вопрос к данному слову. Вторая группа детей - составляет только кроссворд. Третьей группе предложить по желанию выбрать те слова, из которых они будут составлять свой кроссворд.
Например, дана группа слов: перспектива, горизонт, ракурс, композиция, свет, рисунок, набросок, эскиз, этюд, ритм, контур, силуэт, штрих, оттенок.
Ответы. Примерное составление кроссворда и варианты вопросов к данным словам.
С | ||||||||||||||||||||
Н | Э | Т | Ю | Д | В | |||||||||||||||
Р | А | К | У | Р | С | Е | С | |||||||||||||
Б | К | К | Ш | Т | Р | И | Х | |||||||||||||
К | О | Л | О | Р | И | Т | И | О | Л | |||||||||||
О | З | Р | И | Т | М | У | ||||||||||||||
С | О | Е | П | Э | ||||||||||||||||
К | О | Н | Т | У | Р | Ф | Г | О | Р | И | З | О | Н | Т | ||||||
К | Т | И | Л | З | ||||||||||||||||
П | Е | Р | С | П | Е | К | Т | И | В | А | ||||||||||
Н | У | К | Ц | |||||||||||||||||
О | Н | С | И | |||||||||||||||||
К | О | Я | ||||||||||||||||||
К |
Кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии называется________(Перспектива).
(Горизонт)_________ это условная линия соединения земли с небом.
(Ракурс)______в живописи изображение фигуры или предмета в перспективе, с сокращением удаленных от зрителя частей.
(Композиция)_____это построение художественного произведения.
(Свет)____поверхность на которую падают прямые лучи.
(Рефлекс)_____это отображенный свет и цвет на какой-либо поверхности.
(Рисунок)____изображение с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна.
(Набросок)____произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное.
(Эскиз)_____подготовленный набросок для более крупной работы.
(Этюд)____в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемого с натуры.
(Ритм)___повторяемость, чередование одинаковых частей целого в художественном произведении.
(Контур)____линия, очерчивающая форму предмета, очертание предмета.
(Силуэт)_____форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на более темном или более светлом фоне.
(Колорит)___это задуманное художником цветовое сочетание, с помощью которого он создаёт художественный образ.
(Штрих)____это короткие линии, с помощью которых подчёркивают характер формы.
Цветовой тон- одна из основных характеристик цвета, определяющая его (Оттенок)___ по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «фиолетовый».
Задание 4. «Найдите в данном слове новые слова существительные из букв, имеющихся в данном слове». Даётся определенное количество времени для нахождения данных слов, чтобы все категории учащихся находились в равных условиях. Первая группа находит как можно больше слов, причем задание можно усложнить, предложив найти в данном слове слова связанные с предметом изобразительное искусство. Вторая группа – только слова и уже соответственно в меньшем объёме. Третья группа может просто найти слово, связанное с предметом или темой задания.
Например, дано слово «КОНСТРУИРОВАНИЕ» .
Ответы: кон, кот, ток, сон, нос, рот, тор, ров, рис, сор, рука, нора, река, трон, трус, трек, трон, свет, ветка, сетка, ворона, ворота, корова, корона, трико, стена, рисование, костер, руина и т.д. Всего можно составить более двухсот слов. В данном слове есть слова непосредственно связанные с изобразительным искусством это – свет, урок, рисование.
Задание 5.«Разгадайте ребусы» можно использовать привычную форму для детей второй и третьей группы. Первой группе дать, например, слово, а дети пусть сами попробуют составить ребус.
Например, слово «Горизонт». Можно изобразить гору, заменив букву «А» на «И», и зонт. «Полутень», изобразить пол, падающую тень от предмета и между ними букву «У».
Одной из основных задач, является обучение учащихся коллективной работе. Для этого применяются различные формы организации выполнения заданий: в паре, в группе, коллективно. Для удобства организации класс можно разбить на небольшие бригады, выбрать бригадира (который может меняться каждый месяц или каждую четверть). В итоге такой работы ребята ощущают социальную значимость, становятся более ответственными и организованными. Умение работать в таких небольших бригадах необходимо учащимся для дальнейшей трудовой деятельности при выполнении коллективных работ, работ в творческих группах.
Разнообразие, оригинальность заданий и упражнений, новизна и занимательность приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство, и вопрос о том, насколько они целесообразны, должен решаться учителем в конкретных условиях обучения.
Надеюсь, что предложенные варианты упражнений позволят расширить и дополнить арсенал средств, активизирующих процесс изучения и освоения учащимися основных принципов. Вовлечь учащихся в активное выполнение заданий, на уроке контроля и обобщения знаний развить творческую дискуссию. Позволит достичь высоких результатов в знаниях и навыках школьников, построить занятия на ситуациях нового, интересного.
«Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО, на основе дифференцированного подхода».
Лосева С.В.
Лосева Светлана Владимировна / Loseva Svetlana Vladimirovna – учитель изобразительного искусства и черчения, муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 муниципального образования Гулькевичский район Краснодарский край
г. Гулькевичи
Аннотация: в статье анализируются необходимость индивидуальных и групповых заданий, составленных в соответствии с программой, для дифференцированного подхода к учащимся. Применение различных форм организации выполнения заданий: в паре, в группе, коллективно.
Abstract: the article analyzes ….
Ключевые слова: терминологические диктанты, филворды, круглограммы, кроссворды, проверочные тесты, развивающие упражнения, викторины Keywords: analysis, marketing, ….
Литература
1. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984.112 с.
2. Сластникова М.В., Усова Н.В., Вереитинова Е.И. Изобразительное искусство 5-8 классы. Управление познавательной деятельностью учащихся. Волгоград: Учитель, 2012. 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные и групповые формы работы с текстом как средство развития учебной мотивации учащихся и повышения их качества знаний.
Формирование функциональной грамотности учащихся достигается прежде всего на основе работы с текстами различных типов, стилей речи, разнообразия их тематики и проблематики. В связи с этим я...
Дифференцированное обучения при групповой форме работы на уроке географии.
В статье, автор рассказывает об использовании им дифференцированного подхода при групповой форме работы на уроке географии. ...
Методическая разработка: применение групповой формы работы на примере урока по теме "Решение показательных уравнений"
Данный урок является первым уроком в теме "Показательные уравнения". На уроке планируется ознакомить учащихся с основными подходами в решении показательных уравнений, а углублять знания и отраба...
Аналитическая разработка по методической теме: «Использование групповой формы работы при дифференцированном подходе к обучению».
В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в мы должны сформировать у школьника основные компоненты ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учеб...
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
Статья из опыта работы «Индивидуальные и групповые формы работы школьников на уроках ИЗО на основе дифференцированного подхода».
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного мира....