Развитие одаренных детей на уроках математики
статья

Салимуллина Ленара Раилевна

Развитие одаренных детей  на уроках математики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_odarennyh_detey_na_urokah_matematiki.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие одаренных детей  на уроках математики

Салимуллина Ленара Раилевна (an4ertik1@rambler.ru)

МБОУ Иж-Бобьинская СОШ имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан (Школа имени Братьев Буби)

Аннотация

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Развитие одаренных обучающихся по математике с использованием дифференцированного, проблемного обучения и исследовательской деятельности исходя из опыта работы

Доклад

Современному обществу нужна творческая личность, поэтому проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна.

Основной формой обучения в школе остается урок. Учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении.  Ему в первую очередь, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.

       После получения пятого класса, я,  с помощью наблюдении, тестировании, диагностик выявляю одаренных детей.   После чего начинается сложная и тонкая работа по развитию способностей детей с использованием интерактивных технологий,  т.к. всем нам известно что все дети, способны в той или иной области. И развитие одаренности в одной области влекут в той или иной мере развитие  способностей в других областях, хотя и неравномерно.

Для развития одаренности учащихся  подбираю задачи, которые решаются различными способами, выделяя оптимальный способ. Решение задач повышенной сложности в освободившееся время на уроках  и внеурочное время. Привлекаю  детей к олимпиадам, турнирам, играм.

Так же большую роль отвожу индивидуальной работе как на уроке, так и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.

Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах,  или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач. Это такие задачи как: логические, математические ребусы, геометрические задачи на разрезание и др., арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.

       Уже в  7 – 8 классах активно работаю на уроках и во внеурочное время с группой учащихся. В 7, 8, 9 классах начинаю индивидуальную работу по подготовке к НПК.  На уроках, работая в группах, можно создавать учебные проекты, мини-исследования, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов,  которые носят исследовательский характер.

В ходе работы обучающиеся осваивают структуру учебного исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, вывод; а также этапы его проведения: постановка проблемы исследования, анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу, экспериментирование, систематизация и анализ полученного фактического материала, выдвижение гипотезы, подтверждение или опровержение гипотезы.

Обычно исследование проводится временными творческими группами учеников. Начинать исследование школьники могут в ходе выполнения творческого домашнего задания, а заканчивать – в классе.

Например, перед изучением темы «Сумма углов треугольника» три группы учащихся дома измеряют углы в остроугольном, прямоугольном и тупоугольном треугольниках, находят их сумму. Затем на уроке, в ходе продолжения учебного исследования выдвигают гипотезу и доказывают, что сумма углов треугольника равна 180 градусам.

При изучении в 7 классе   тему «Формулы сокращенного умножения», 3 группы учащихся самостоятельно умножают 2 одинаковые двучлена и сравнив результат, сами выявляют формулы сокращенного умножения.

Таким образом, организация учебных исследований дает возможность обучающимся самостоятельно открывать новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать их. В совместной деятельности с учителем, одноклассниками, не только развивается мышление учащихся, но и формируется высший его тип – творческое мышление.

С целью развить творческие способности одаренных учеников большое внимание придаю вовлечению  их во внеурочную работу. Например,  при проведении школьной недели математики, где они  могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах

Таким образом, проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно значима для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.  Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, и которые должны учитываться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Развитие мышления на уроках математики в условиях вечерней (заочной) школы

В изучении математики приоритет имеет логическое суждение и поэтому изложение некоторых тем ведет к тому, что многие научные факты учащиеся усваивают формально, без интереса, не вникая глубоко в сущес...

Развитие памяти на уроке математике

В психологии выделяются 3 основных вида памяти: зрительная (визуалы), слуховая (аудиалы), тактильная (кинестетики).В данном 5 в классе было проведено тестирование школьным  психологом в рез...

Эстетическое развитие ребенка на уроках математики

laquo;Какая красивая задача» или «какое красивое решение» не раз эти фразы можно услышать из уст учителя.А что же ученики? Наверняка, в начале, они с усмешкой или недоумением их вос...

Система выявления и развития одаренных учащихся по математике

Методики выявления и развития математической одаренности  учащихся на уроках и во внеурочной деятельности...

Наталья Анатольевна Вязовикова. Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы. Развитие компетенций на уроках математике.

Наталья Анатольевна Вязовикова,учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-ПетербургОбеспечение высокого качества образования...