Развитие одаренных детей на уроках математики
статья
Развитие одаренных детей на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_odarennyh_detey_na_urokah_matematiki.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие одаренных детей на уроках математики
Салимуллина Ленара Раилевна (an4ertik1@rambler.ru)
МБОУ Иж-Бобьинская СОШ имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан (Школа имени Братьев Буби)
Аннотация
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Развитие одаренных обучающихся по математике с использованием дифференцированного, проблемного обучения и исследовательской деятельности исходя из опыта работы
Доклад
Современному обществу нужна творческая личность, поэтому проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна.
Основной формой обучения в школе остается урок. Учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении. Ему в первую очередь, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.
После получения пятого класса, я, с помощью наблюдении, тестировании, диагностик выявляю одаренных детей. После чего начинается сложная и тонкая работа по развитию способностей детей с использованием интерактивных технологий, т.к. всем нам известно что все дети, способны в той или иной области. И развитие одаренности в одной области влекут в той или иной мере развитие способностей в других областях, хотя и неравномерно.
Для развития одаренности учащихся подбираю задачи, которые решаются различными способами, выделяя оптимальный способ. Решение задач повышенной сложности в освободившееся время на уроках и внеурочное время. Привлекаю детей к олимпиадам, турнирам, играм.
Так же большую роль отвожу индивидуальной работе как на уроке, так и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.
Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо рассматривать на дополнительных занятиях, факультативах, или предлагать для самостоятельного обучения по дополнительной литературе, различные типы олимпиадных задач. Это такие задачи как: логические, математические ребусы, геометрические задачи на разрезание и др., арифметические задачи, текстовые задачи: решаемые с конца, на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.
Уже в 7 – 8 классах активно работаю на уроках и во внеурочное время с группой учащихся. В 7, 8, 9 классах начинаю индивидуальную работу по подготовке к НПК. На уроках, работая в группах, можно создавать учебные проекты, мини-исследования, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер.
В ходе работы обучающиеся осваивают структуру учебного исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, вывод; а также этапы его проведения: постановка проблемы исследования, анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу, экспериментирование, систематизация и анализ полученного фактического материала, выдвижение гипотезы, подтверждение или опровержение гипотезы.
Обычно исследование проводится временными творческими группами учеников. Начинать исследование школьники могут в ходе выполнения творческого домашнего задания, а заканчивать – в классе.
Например, перед изучением темы «Сумма углов треугольника» три группы учащихся дома измеряют углы в остроугольном, прямоугольном и тупоугольном треугольниках, находят их сумму. Затем на уроке, в ходе продолжения учебного исследования выдвигают гипотезу и доказывают, что сумма углов треугольника равна 180 градусам.
При изучении в 7 классе тему «Формулы сокращенного умножения», 3 группы учащихся самостоятельно умножают 2 одинаковые двучлена и сравнив результат, сами выявляют формулы сокращенного умножения.
Таким образом, организация учебных исследований дает возможность обучающимся самостоятельно открывать новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать их. В совместной деятельности с учителем, одноклассниками, не только развивается мышление учащихся, но и формируется высший его тип – творческое мышление.
С целью развить творческие способности одаренных учеников большое внимание придаю вовлечению их во внеурочную работу. Например, при проведении школьной недели математики, где они могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах
Таким образом, проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно значима для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, и которые должны учитываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Развитие мышления на уроках математики в условиях вечерней (заочной) школы
В изучении математики приоритет имеет логическое суждение и поэтому изложение некоторых тем ведет к тому, что многие научные факты учащиеся усваивают формально, без интереса, не вникая глубоко в сущес...
Развитие памяти на уроке математике
В психологии выделяются 3 основных вида памяти: зрительная (визуалы), слуховая (аудиалы), тактильная (кинестетики).В данном 5 в классе было проведено тестирование школьным психологом в рез...
Эстетическое развитие ребенка на уроках математики
laquo;Какая красивая задача» или «какое красивое решение» не раз эти фразы можно услышать из уст учителя.А что же ученики? Наверняка, в начале, они с усмешкой или недоумением их вос...
Система выявления и развития одаренных учащихся по математике
Методики выявления и развития математической одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности...
Наталья Анатольевна Вязовикова. Обеспечение высокого качества образования по математике в условиях гуманитарной школы. Развитие компетенций на уроках математике.
Наталья Анатольевна Вязовикова,учитель математики высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-ПетербургОбеспечение высокого качества образования...