Развитие мышления на уроках математики в условиях вечерней (заочной) школы
методическая разработка по геометрии на тему
В изучении математики приоритет имеет логическое суждение и поэтому изложение некоторых тем ведет к тому, что многие научные факты учащиеся усваивают формально, без интереса, не вникая глубоко в существо дела. Увлечение формально-логическими методами выглядит особенно навязчивым, когда изучаются формулы для вычисления площадей. Этот материал дает возможность эффективно применять метод «Открытия». С помощью опыта учащиеся наглядно убеждаются в справедливости некоторых геометрических фактов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya_na_urokah_matematiki_v_usloviyah_vecherney.docx | 74.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мышления на уроках математики в условиях вечерней (заочной) школы (из опыта работы)
Одна из основных задач реформирования системы образования, как известно – повышение качества образования посредством отбора теоретических знаний и методов таким образом, чтобы содействовать развитию умственных и творческих способностей учащихся. Организуя умственный труд учащихся, учитель должен стремиться развивать умственные способности, чтобы в будущем он мог самостоятельно применять теоретические знания, овладевать навыками и умениями самообразования, стремиться к продолжению своего образования. В условиях вечерней школы особое место нужно отводить развитию мыслительной деятельности потому, что основной контингент – это учащиеся, которые, обладают средним уровнем обучаемости, а зачастую этот самый уровень совсем низкий. Наша цель помочь таким учащимся преодолеть внутренние проблемы в развитии мышления и развивать другие свойства и качества интеллекта.
Существует множество средств развития мышления, но одним из эффективных может выступать опытное обоснование некоторых математических закономерностей. Обращение к эксперименту всегда способствует формированию у учащихся общих конструктивных умений, составляющих ту практическую сметку, которая нужна и в строительстве, и в технике, и в любой отрасли производства.
В изучении математики приоритет имеет логическое суждение и поэтому изложение некоторых тем ведет к тому, что многие научные факты учащиеся усваивают формально, без интереса, не вникая глубоко в существо дела. Увлечение формально-логическими методами выглядит особенно навязчивым, когда изучаются формулы для вычисления площадей. Этот материал дает возможность эффективно применять метод «Открытия». С помощью опыта учащиеся наглядно убеждаются в справедливости некоторых геометрических фактов. Реализация этой методики проходит следущие этапы:
- Уащимся предлагается прикладная задача, для решения которой им нужны новые теоритические сведения.
- Учащиеся проводят практическую работу, в ходе которой устанавливают необходимые данные, выявляют закономерности и выражают их с помпщью формул.
- Полученная закономерность проверяется опытом, затем начинается поиск логического обоснования полученного.
- Общий выход, подвержденный логически, примеряется к решению исходной задачи.
Примеры реализации методики «Открытия»
- 9 класс. Геометрия. «Площадь круга».
Поиск нужной формулы проходит в виде практической работы. Круг разрезает на два полукруга по диаметру , а каждый полукруг – на одно и тоже число равных секоров. Прорези между секторами делают не до конца, чтобы они расходились друг от друга, но не распадались совсем. Секторы одного из полукругов закрашивают (рис.1). полукруги «распрямляют» и закрашенные секторы вставляют между белыми. Получают фигуру, близкую по форме к параллелограмму (рис.2). При большом числе разбиений на секторы можно считать высоту получившейся фигуры равной радиусу исходного круга, а длину ее оснований, равной длине полуокружности. Таким образом, площадь круга можно вычислить умножив длину его полукружности (2 πR2) на R: Ѕ=𝛑R2. Логическое обоснование формулы площади круга, основано на интуитивном представлении о пределе.
- 8 класс. Геометрия. «Теорема о средней линии трапеции».
Практическое подтверждение основано на том, что учащиеся знают свойство средней линии треугольника. Трапецию разрезают и получают трегольник, затем делают вывод, что основание полученного треугольника равно сумме
длин оснований трапеции.
В С
М N
А Д К
3. 7 класс. Геометрия. Сумма внутренних углов треугольника.
В
А С
Делая сгибания по средней линии и прямым проходящим через точки пересечения средней линии с боковыми сторонами мы получим: < А + < В + <С =180°
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях вечерней школы"
Презентация по теме: "Дифференцированное обучение в услових вечерней школы"...
Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтерн...
Мастер-класс « Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Материал выступления на областном семинаре по теме: " Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС"....
материал по теме самообразования «Использование технологии развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
Применение приемов критического мышления на уроках математики...
Мастер-класс на тему:«Развитие критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС».
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различн...
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС...
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС (презентация)
Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС...