ДОКЛАД "Приёмы формирования орфографической зоркости у обучающихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в среднем звене".
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)

Кузнецова Алла Валерьевна

Приёмы формирования орфографической зоркости у  обучающихся  с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в среднем звене"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы формирования орфографической зоркости у  обучающихся  с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в среднем звене.

     Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

        Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка,  как  в  начальной школе, так и на протяжении всего обучения  детей  с интеллектуальными нарушениями,  так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

      Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 

      Процент самостоятельного нахождения ошибок в собственной работе, у обучающихся с  умственной отсталостью  очень низкий. Эти дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. 

     Вопрос о работе над ошибками полностью не доработан и в современной методике, хотя педагогами сделано очень многое в этом направлении. Что касается специальной коррекционной школы VIII вида, то над данной проблемой  работали: Аксёнова А. К., Воронкова В. В., Галунчикова Н. Г. и др. 

      Степень усвоения правил умственно отсталыми учащимися различных типов неодинакова. Она зависит от большей или меньшей определенности заложенной в правиле инструк​ции, от числа операций, которые должны выполнить учащиеся, исходя из нее, от соотнесенности произношения и написания, от подготовленности сенсомоторной сферы, в первую очередь речедвигательного анализатора и фонематического слуха.

        Относительно легко умственно отсталые дети овладевают историческими   написаниями ​, не определяемыми произношением и восприятием на слух. Для всех орфограмм данного типа в пра​виле  дается конкретное указание, как их надо писать («жи и ши  пиши через и»; «существительные женского рода с шипящей на конце пиши с мягким знаком»).

       Более сложными для обучающихся  с интеллектуальными нарушениями

ока​зываются   фонетические написания, регулируемые правилом и определяемые произношением. Несмотря на то, что правило со​держит точное указание, как писать те или иные орфограммы данной группы, неполноценный звуковой анализ и синтез, не​достатки произношения не обеспечивают правильной передачи звуков на письме. Так, если обучающиеся не слышат раздельного или слитного произнесения согласного и гласного звуков в слове, естественно, что правило правописания разделительного мягкого знака не может быть ими усвоено.

        В статье «Формирование орфографических навыков» А. К. Аксёнова отмечает, что важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками - объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу. 

   Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:
        1. Зрительный фактор
 срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

     2. Слуховой фактор.  Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.  

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. 

В  обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям предъявляются следующие требования:

  • они должны быть по возможности, самостоятельными;
  •   упражнения  должны быть систематическими, то есть

должны  находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперёд;

  • упражнения должны быть логические, это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят;
  • упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным;

    Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.  

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1.  Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

  • внимательно прочитай предложение;
  • повтори его не заглядывая в текст;
  • подчеркни в предложении все орфограммы;
  • прочитай предложение орфографически;
  • повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки;
  • закрой текст, начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы;
  • сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

2. Комментированное письмо.

    Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговаривание.

   Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.   Письмо с пропуском орфограмм.

    Обучающимся дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую  написать.

5.   Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. 

6.  Скоростное письмо.

    Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

  • чтение текста хором с учителем (орфоэпическое);
  • самостоятельное чтение хором;
  • объяснение орфограмм (коллективно);
  • считают количество предложений в тексте;
  • чтение по предложениям;
  • орфографическое чтение;
  • по команде учителя запись текста на время(1-2мин.);
  • подсчитать количество записанных слов, записать на полях;
  • проверка написанного.

7.   Письмо по памяти.

    Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

  • чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию;
  • орфографическое чтение учителем, детьми, орфографический разбор;
  • упражнение в запоминании;
  • орфографическое чтение слов с орфограммами;
  • запись;
  • проверка.

      8. Диктант

  • предупредительный диктант;
  • объяснительный диктант;
  • выборочный диктант;
  • свободный диктант;
  • самодиктант;
  • зрительно-слуховой  диктант.

   Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен  написать текст без ошибок. Попутно оттачивается зрительная  память.

  • диктант с постукиванием;
  • во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой, это постукивание заставляет ученика думать;
  • «проверь себя»;

выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово,

  • словарный диктант.

9. Орфографические минутки

      Процесс обучения орфографии, построенный на основе зрительно-познавательного подхода к формированию знаний, умений и навыков, позволяет максимально использовать потенциальные возможности визуального мышления.

      Использование графической наглядности на урок письма обладает большими развивающими возможностями. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием; усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности ее применения, наличие начальных знаний, которые будут моделироваться в графическом и вербальном видах.

    При переводе информации из вербальной в графическую систему (и наоборот) попеременное смещение активности из одного полушария в другое обеспечивает:

-​ развитие мыслительных операций (кодирования, перекодирования, обобщения, переноса и др.);

-​ обобщенность и систематизированность знаний за счет их многократной переработки.

     Включение учащихся в заполнение, чтение и создание таблиц, опора на материал учебника, применение наглядности на всех этапах работы над орфограммами способствует эффективной орфографической деятельности умственно отсталых школьников.

     Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

     Орфографическая зоркость приобретается теми обучающимися, у которых создана первичная основа,  и медленно формируется у тех детей, кто слабо различает и соотносит звуки речи, не умеет пользоваться ударностью слов, подбором слов по смыслу. Для развития орографической зоркости нужны, прежде всего, постоянные упражнения в выделении орфограмм, и тогда их объяснения   станут намного эффективнее.

      Целенаправленная,  последовательная и систематическая работа на уроках русского языка,  к становлению у школьников умение обнаруживать и  прогнозировать орфограммы,  осуществляемые с позиции фонемной,  так и морфемной теории    письма,  обеспечивает успешную работу по  формированию орфографической зоркости у обучающихся  с интеллектуальной недостаточностью, что создает предпосылки для повышения их орфографической грамотности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка"....

ДОКЛАД "Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью"

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью....