ДОКЛАД "Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью"
учебно-методический материал
Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
Процесс формирования навыка чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, имеет определенные особенности. Овладение данным навыком умственно отсталым ребенком происходит значительно дольше, чем у его сверстника с нормальным развитием. Формирование навыка чтения у данной категории детей растягивается во времени, а промежутки между ступенями более длительны. Все это приводит к возникновению различных трудностей в понимании прочитанного текста.
Трудности в овладении навыком чтения возникают вследствие органического повреждения коры головного мозга. У таких детей замедлен темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудности в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, задействованными в процесс чтения, низкий темп протекания мыслительных операций, вследствие чего самоконтроль снижен.
На первом этапе обучения чтению, зрительно воспринимаемой единицей является буква и слог. Эта ступень предоставляет большую трудность для обучающихся с отклонениями в развитии.
На втором этапе единица зрительного восприятия представляет собой слово. Здесь у детей с недоразвитием интеллекта почти нет доминирующих букв из-за недифференцированности восприятия. Звуко-слоговой синтез, как правило, снижен, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова
В четвёртом и пятом классах этап синтетического чтения должен завершаться, однако это свойственно не всем обучающимся с умственной отсталостью.
Переход от аналитического чтения к синтетическому затруднён, так как действия обучающихся стереотипны, и им тяжело воспринимать новый материал.
Предложение является единицей третьего, автоматизированного этапа. На этой ступени понимание опережает процесс воспроизведения читаемого. Здесь школьники должны полностью овладевать навыком беглого чтения. Однако не все обучающиеся с нарушением интеллекта достигают и этого этапа.
Опыт работы доказывает, что чтение продолжает оставаться для обучающихся с нарушением интеллекта одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.
Уроки чтения выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно-следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.
Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: беглость, правильность, выразительность, осознанность.
Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.
Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.
Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.
Приемы работы по формированию беглого чтения:
-многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
-речевая гимнастика:
«Забей гол», «Качели», «Лошадка», «Задуй свечу»;
- скороговорки;
-сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста;
-прием подсчета слов («жужащее» чтение);
-развитие смысловой догадки;
- зрительные диктанты, проводятся на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).
Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах
Типичные ошибки и их причины:
-замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
-пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
-добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).
Приемы работы над правильностью чтения:
-многократность прочтения текста со сменой заданий:
-чтение по заданию;
-эстафета цепочкой;
-выборочное чтение;
-чтение по ролям;
-проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения;
-использование различных игровых приемов: игра «Будь внимательным» (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели),
игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения), игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников);
-отражённое чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
-хоровое чтение;
-чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает).
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи, паузы, мелодика тона, логические ударения.
Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении. Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.
Логические ударения
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.
Например:
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:
учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.
Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.
Задания, связанные с лексической работой над словом.
Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
Ключ – родник
Воин - солдат, боец
Зябнуть - стынуть, мерзнуть
Забор - изгородь, плетень
Стеречь - охранять, караулить, сторожить
Храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный
Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Веселый - грустный (рассказ).
Веселое - грустное (выражение лица).
Веселый - скучный (день).
Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
Найди ошибку.
У котенка белая лапки.
Дедушке Ване семь лет.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.
Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевые игры в развитии навыков говорения у учащихся среднего звена
В данной статье раскрывается аспект развития говорения , как вида продуктивной деятельности, у учащихся среднего звена....
Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида
Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательн...
Преодоление трудностей в овладении навыков чтения и письма у младших школьников.
Методические рекомендации...
"Преодоление трудностей чтения в развитии навыков чтения у учащихся с ОВЗ "
статья о методах и приемах преодоления трудностей в обучении чтению учащихся с ОВЗ...
Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».
Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и пон...
Развитие навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Работа учителя с обучающимися по индивидуальным программам на дому, предполагает постоянную работу над навыком чтения. Известно, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
ДОКЛАД "Приёмы формирования орфографической зоркости у обучающихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в среднем звене".
Приёмы формирования орфографической зоркости у обучающихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в среднем звене"...