Доклад «Деятельность педагога-психолога службы постинтернатного сопровождения выпускников в Семейном центре после реорганизации»
статья
Работа педагога-психолога и направления деятельности службы постинтернатного сопровождения выпускников после реорганизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sodoklad_prioritetnye_napravleniya.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития
Московской области
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Московской области
Семейный центр помощи семье и детям
«Преображение»
Доклад
«Деятельность педагога-психолога службы постинтернатного сопровождения выпускников
в Семейном центре после реорганизации»
для педагогического совета на тему: «Перспектива развития Семейного центра помощи семье и детям «Преображение» на учебный год»
Подготовила: педагог-психолог Ефремова О.А.
2022 год
Доклад «Деятельность педагога-психолога службы постинтернатного сопровождения выпускников в Семейном центре после реорганизации»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы рассказать о работе педагога-психолога и направлениях деятельности службы постинтернатного сопровождения выпускников после реорганизации.
В настоящее время адаптация выпускников семейных центров и выпускников из замещающих семей представляет собой острейшую социальную проблему. Выпускники испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью, они не в состоянии самостоятельно без поддержки взрослых решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно.
Задачами постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:
– содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;
–обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;
– повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важнейшими функциями отдела являются:
1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения, формирование у выпускников социально-бытовой компетентности и навыков самостоятельного проживания.
2. Оказание поддержки выпускникам в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций.
3. Организация сопровождения выпускников: разработка предложений по социально-психологической коррекции их опыта с целью подготовки их к позитивному жизненному выбору, включая профилактику эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
В первую очередь достижение данных целей напрямую зависит от желания и приложенных усилий самих выпускников. Специалистами службы постоянно проводится работа для воспитания таких качеств.
Постинтернатное сопровождение оказывают специалисты: зав. отделом, социальные педагоги, педагог-психолог, юрист. Они помогают выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, постановкой на биржу труда, трудоустройством, оказанием психологической и юридической помощи.
Надо отметить, что эффективность постинтернатной адаптации находится во взаимосвязи с процессом социализации личности в социуме. Чем выше уровень социализации выпускников, тем менее они нуждаются в психолого-педагогической поддержке в период начала самостоятельной взрослой жизни. Поэтому, работа специалистов службы постинтернатного сопровождения с будущими выпускниками (воспитанниками семейного центра 16-18 лет) направлена на повышение уровня социализации:
-коррекционно-развивающие занятия, направленные на повышение социального интеллекта воспитанников;
- осуществление сопровождения воспитанников на обучение, экскурсии;
- взаимодействие с профессиональными учебными заведениями, посещение Дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях;
- профилактика социально-негативных явлений (ПАВ, табакокурение, ВИЧ/СПИДа) и формирование ЗОЖ
В чем состоит психологическое сопровождение выпускника?
Психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков и социальных сетей выпускника, в результате которых определяется уровень развития социальной компетентности выпускника. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности. На основе данных диагностик строится дальнейшая коррекционная работа с выпускниками.
Психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы. Проводится коррекция сферы профессионального самоопределения, организуются упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение предусматривает работу 4 блоков:
1. Социально-психологическая диагностика. Данные психодиагностики являются основой для разработки и составления дифференцированных социально-психологических маршрутов с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей выпускника, его психосоциального развития («Карта сопровождения выпускника»).
2. Психологическое консультирование. В ходе данной работы оказывается помощь в проблемах, связанных с нарушением социальной адаптации, направленной на осознание личных проблем, способность актуализировать собственный опыт. Мероприятия, направленные на формирование ответственного и осознанного родительства у выпускниц (молодых мам), а также готовящихся стать родителями. Психолого- педагогическое сопровождение пары: патронатный воспитатель-выпускник
3. Психологическое просвещение. Работа в данном направлении осуществляется в рамках распространения буклетов, информационных листовок для выпускников «Советы психолога», размещения информации на сайте учреждения и телеграм-канале службы «Навигатор профориентации и доп. образования» с целью информирования и прояснения ситуаций психологического аспекта.
4. Психологические тренинги (в рамках клуба выпускников «Единение») Тренинги коммуникативных умений, снятия внутреннего эмоционального напряжения, преодоления страхов и опасений и др.
Выпускники всегда находятся в поле зрения педагогов: с ними поддерживается связь через социальные сети Интернета «Одноклассники», «В контакте» «Whatsapp»; телефонная связь, когда им хочется поделиться радостью, новостями или просто выговориться; организуются встречи с выпускниками в рамках клуба выпускников «Единение».
Однако, несмотря на ряд реализуемых мер, ситуация в части социальной адаптации выпускников интернатных учреждений продолжает оставаться напряженной. Круг проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период достаточно широк:
- в области жилищных вопросов - получение жилья, проживание в общежитиях, на съёмных квартирах, задолженность за жильё;
- в получении профессионального образования - разочарование в выборе специальности (как следствие - отсутствие социальной мотивации к обучению, пропуски занятий;)
- в трудовой деятельности - выпускники не мотивированы на работу, не способны соблюдать режим труда и отдыха;
- в оформлении документов - не умеют самостоятельно оформить документы;
- в создании и развитии внутрисемейных отношений, не владеют знаниями и опытом проживания в семье.
- влияние асоциальных компаний;
- боязнь неизвестного.
Всё это подтверждает востребованность постинтернатного сопровождения выпускников данной категории.
С 01.09.2023г. сотрудники службы постинтернатного сопровождения выпускников будут осуществлять обследование жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на территории г.о.
В заключении хочется отметить, что Служба постинтернатного сопровождения — это не только помощь в решении проблем, это ещё и место общения и встреч. В рамках клуба выпускников «Единение» ребята заводят новые знакомства, общаются друг с другом, делятся своими воспоминаниями и помогают советами, также встречаются с воспитанниками семейного центра, делятся своим жизненным опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...
программа по постинтернатному сопровождению выпускников.
Программа по постинтернатному сопровождению выпускников была утверждена на педсовете ГБОУ РМ " Ялгинский детский дом школа" 28.08.2015году до 2017 года....
Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"
В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога службы сопровождения образовательной организации (выступление на городском семинаре 18.11.2015 г.)
В статье рассматривается организационно-методическая документация педагога- психолога службы сопровождения образовательной организации...
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников Верхневилюйского центра содействия семейному воспитанию имени И.И.Седалищева
Пояснительная запискаВ число наиболее актуальных задач, стоящих как перед органами государственной власти и местного самоуправления, так и интернатными учреждениями, входит задача совершенствования си...
конспект встречи выпускников службы постинтернатного сопровождения
конспект встречи в клубе "Маяк"...