Здоровьесберегающее направление в работе учителя
учебно-методический материал

Муравьёва Ирина Николаевна

Материал для выступления на засединии методического объединения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для выступления

на заседании методического объединения

«Здоровьесберегающее направление в работе учителя»

Подготовила: учитель Муравьева И.Н.

Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

 

Рекомендация мероприятий по охране здоровья школьников

Рекомендации

Правильная посадка учащихся во время занятий

1.

За столом (партой):

– длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;

– высота ножек стула должна быть равна длине голеней ребенка;

– голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;

– между краем стола и грудной клеткой ребенка должно быть расстояние, равное ширине кисти ребенка

2.

При письме:

– позвоночник ребенка опирается на спинку стула. Ребенок должен сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;

– предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;

– надплечья находятся на одном уровне;

– голова чуть наклонена вперед;

– расстояние от глаз до стола (тетради, книги) равно 30-35 см.;

– тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°;

– левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх

3.

При чтении:

– поза при чтении в основном совпадает с позой при письме;

– предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты);

– кисти рук ребенка поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°

4.

Стоя:

– ребенок должен уметь стоять свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги;

– голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.

Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки учеников

Профилактика близорукости.
Мероприятия, способствующие снижению зрительной нагрузки учащихся во время их пребывания в школе

1.

Рассадка детей в классе с учетом состояния их зрения

2.

Чередование устной и письменной работы на уроке:

– отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы, специальные комплексы гимнастики для глаз),

– минуты тишины с закрытыми глазами

3.

Оборудование учебного помещения плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатных тренажеров

4.

Проведение на каждом уроке гимнастики зрения

5.

Правильное использование ТСО (видеоэкранных):

– расстояние до экрана при просмотре телепередач – в пределах 3-5 м.;

– длительность – не более 20 мин

6.

Использование только допущенных Минздравсоцразвития учебников

7.

Контроль за гигиеной чтения школьников:

– шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов;

– неотрывное чтение – не более 3-7 мин (1-2 классы), 7-15 мин (3-4 классы), 20-25 мин (5-11 классы);

– расстояние от глаз до текста – 24см (для младших школьников), 29см – для средних и старших школьников;

– исключение чтения в положении лежа

8.

Рациональная организация освещения в классе и дома

9.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе – не менее 2-3 часов

10.

Инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения

11.

Учет состояния зрения ученика при определении его в группу для занятий физкультурой

Профилактика нарушений осанки учащихся. Рекомендации для деятельности учителя по профилактике нарушений осанки

1.

Ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы (изучение анамнеза, консультация школьного врача)

2.

Активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами лечебной физкультуры (взаимосвязь в работе учителя и врача ЛФК)

3.

Обеспечение соответствия мебели в классе росту и пропорциям тела ребенка

4.

Инструктаж родителей о требованиях к мебели для ребенка дома

5.

Контроль учителя за правильной осанкой школьника, за соблюдением требований к позам письма, чтения и т.д.

6.

Обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раз в год

7.

Правильное расположение рабочего места (столов, парт) в помещении, где идут занятия или приготовление уроков, достаточное их освещение

8.

Правильная организация режима учебных занятий

9.

Ежедневное использование возможностей активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (занятия в секциях спортивного направления, прогулки с подвижными играми, походы, пешеходные экскурсии и т.д.)

10.

Инструктаж, встреча со школьными врачами по правильной организации активного отдыха учащихся для родителей

11.

Обучение учащихся простейшим приемам массажа, самомассажа, комплексам общеоздоровительной гимнастики и гимнастики для глаз

12.

Оборудование класса несколькими конторками (настольными), регулируемыми по росту для смены поз учащихся во время учебного процесса

Рекомендации для учителя, ведущего работу

в соответствии с принципами здоровьесохраняющей педагогики

Задачи

1.

Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании

2.

Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и т.д. Необходимо контролировать проветривание класса: частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий

3.

Обеспечение сильной, оперативной и надежной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика; передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку

4.

Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, наложение правил игры и т.д.)

5.

Обеспечение положительного настроя учеников на урок, их психологического погружения в целом в пространство школы на позитивной волне

6.

Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их включении в учебный процесс

7.

Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности

8.

Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без  перегрузки учащихся

9.

Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся

10.

Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся

11.

Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия

12.

Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения

13.

Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке

14.

Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным

15.

Максимально возможное использование активных методов обучения. Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество

16.

Использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать новое, поделиться знаниями, радость от достижения)

17.

Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности

18.

Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным

19.

Контроль за состоянием учеников (особенно группы риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя биологии

В статье представлен опыт работы учителя биологии...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ

Обобщение опыта по теме : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ"....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...