Технология "Исследование урока", как средство повышения профессионализма педагогов
опыты и эксперименты (7 класс)
Технология "Исследование урока", как средство повышения профессионализма педагогов.( МХК)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология "Исследование урока" | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология «Исследование урока» как средство повышения профессионализма педагогов»
Какие бы преобразования не происходили в сфере образования, какие бы новые методы, новые технологии не внедряли в процесс обучения, смысл обучения и воспитания остается тем же: школа должна эффективно готовить подрастающее поколение к жизни. Мы не должны забывать, что за всеми преобразованиями в школе стоят наши дети, им нужно дать хорошие современные научные знания, развить их практические умения и навыки, научить учиться всегда, везде, всю жизнь, получать знания из различных источников и уметь правильно с ними работать и их преобразовывать, воспитать достойного человека с активной жизненной позицией, умеющего адаптироваться в любых условиях быстро меняющегося общества, развить способности и творческий потенциал личности.
В современном мире возникает необходимость в творческих личностях, умеющих нестандартно мыслить, принимать креативные решения. Основной фигурой в образовательном процессе является учитель. Во многом от его профессиональной подготовки и внутренней убежденности зависит успех реформ в школе. Современная система образования предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями и технологиями.
Сегодня учителя особо нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников.
Можно по-разному организовывать профессиональное взаимодействие между учителями. Но есть некоторые важные моменты, которые должны сохраняться вне зависимости от способа:
-акцент на детей (на то, как они учатся, что меняется в их поведении в зависимости от действий учителя);
-постоянное наблюдение учителей за своей практикой,
-постоянный поиск эффективных педагогических технологий;
-создание в школе атмосферы поддержки изменений.
Основной формой организации учебного процесса является урок, так как именно на уроке осуществляется совместная учебная деятельность учителя и учащегося, посредством учебных ситуаций происходит обучение. Поэтому и результативность, и качество обучения по тому или иному предмету определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, комфортностью. Педагог будет тем увереннее чувствовать себя на уроке, чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее продумана структура, уместно подобрано содержание учебного материала, целесообразно использованы методические приемы. Заранее точно продумать урок – означает необходимость определить (по возможности) все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить все соответствующие меры для их преодоления.
И именно учителя могут помочь друг другу решить методические проблемы – например, используя технологию «Исследование урока» Lesson study. Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников. Технология lesson study зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство.
Исследование урока строится следующим образом:
- группа учителей определяет некоторую проблему, связанную с преподаванием, которую важно решить на уроке;
- педагоги выбирают один конкретный урок для планирования, совместно его разрабатывают, ставят цели и измеримые характеристики их достижения;
- в классе, где будет проходить занятие, выбирают трех типичных учеников из разных групп (успевающий, средний, отстающий), поэтому цели на урок ставятся не абстрактно для всего класса, а прописываются для каждого представителя одной из трех групп;
- один из учителей проводит урок, другие наблюдают за теми самыми учениками, фиксируют их реакции, успехи;
- затем группа учителей обсуждает, что удалось и что не очень, что повлияло на обучение школьников;
- после подведения итогов эта же группа планирует второй урок, который решал бы все ту же проблему — и процесс повторяется;
- как правило, группа проводит три занятия и переходит к следующему исследовательскому вопросу.
Это если описывать подход очень коротко. В чем же особенности данной технологии «Исследование урока»?
- Это не способ контроля учителя и не анализ урока. Обычно учителя опасаются критики в свой адрес, здесь же внимание направлено на работу учеников. То есть ситуация для учителя менее стрессовая, чем на открытом уроке.
- Решается одна конкретная проблема: например, как не допустить отставания «слабых» учеников, или как внедрить групповую работу и так далее. Берется та проблема, которая наиболее актуальна для школы, параллели, класса.
- Педагоги вместе планируют урок и ставят измеримые цели, достижимые для разных учеников. Объектами наблюдения становятся 3 типичных ученика: «успевающий», «средний», «отстающий». То есть работа идет не только c «сильными» учениками, которые сами идут на контакт.
- Три цикла проекта в форме трех уроков и последующего анализа позволяют оперативно пробовать и корректировать методические приемы для решения проблемы.
- В совместной работе учителя получают доступ к «человеческому капиталу» друг друга (к опыту, методам, находкам).
- Преподаватели оказываются в ситуации командной работы, совместной проектной деятельности. Таким образом, они сами осваивают и применяют на практике навыки, которые должны транслировать своим ученикам.
- Поскольку внимание концентрируется на действиях отдельных учеников, на уроках реализуется один из главных образовательных трендов — индивидуализация обучения.
- Результаты проекта учителя могут эффектно презентовать, передать коллегам.
В нашей школе были сформированы 2 команды по изучению и применению педагогического подхода "Lesson study". Команды состоялись на добровольной основе в рамках работы апробационных площадок «Механизмы повышения качества естественнонаучной грамотности учащихся» и «Развитие культуры устной и письменной речи учащихся». В первую группу вошли учителя биологии, химии и географии. Во вторую – 2 учителя русского и родного языка и литературы, а потом к ним присоединилась учитель истории и обществознания.
Работу построили следующим образом: 3 цикла на уроках биологии, географии, химии в начале года и в конце года, применяя приёмы развития естественнонаучной грамотности. В начале года и в конце года провели диагностические работы и зафиксировали небольшую динамику повышения естественнонаучной грамотности. Аналогично работала и команда по развитию смыслового чтения.
Чаще всего учитель самостоятельно работает над разработкой урока, подборе методов и стратегий, что не всегда бывает верным, наблюдать во время урока не всегда получается, анализировать ситуацию – то, что запланировано, может не давать в реальности ожидаемого результата.
Внедрение подхода «Исследование урока» - довольно сложный процесс. Поэтому и у нас что-то получается, что-то нет. Вечно не хватает времени, классы с высокой наполняемостью, большая нагрузка учителей помимо уроков… А совместное планирование и сотрудничество помогает учителям развивать и совершенствовать педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся и своего профессионального роста, так как все аспекты обучения рассматриваются не только со своей позиции, но и глазами коллег. Работа по освоению технологии велась среди учителей одной параллели, переплетая учителей разных предметов, опытных и молодых педагогов. В течение учебного года команды совместно планировали, наблюдали и анализировали уроки друг друга, накапливая "Банк разработанных уроков" (проводя фото и видеосъёмки фрагментов уроков, собирая результаты исследовательской работы для коллег).
Деятельность в группах глубоко погружает учителя в современный инновационный урок. Учителя пытаются ответить на вопросы «Как же повысить профессиональную компетентность учителя, чтобы процесс преподавания и обучения был направлен на развитие ученика? Как повысить естественнонаучную и читательскую грамотность обучающихся?»
У группы учителей, которая работала на проблемой смыслового чтения, высокая эффективность достигнута на этапе совместного обсуждения и планирования урока. Тот факт, что учителя значительно обогатили свой багаж знаниями разнообразных стратегий смыслового чтения и приобрели опыт их использования в практике, позволил активизировать процесс улучшения планирования урока. Именно на этом этапе учителями демонстрировалась коммуникативная гибкость, что не всегда прослеживалось в ходе обсуждения планирования ранее. Полученный опыт профессионального взаимодействия оказал положительное влияние на развитие компетентности отношений учителей: в процессе диалога коллеги демонстрируют умения понимать, слышать и слушать друг друга, аргументировать свои высказывания и сохранять благоприятную рабочую атмосферу.
Этап педагогической рефлексии, т.е грамотного и объективного анализа урока вызывал у педагогов группы затруднения. Данная технология основана на постоянном совместном планировании и анализе, поэтому анализ урока стал более глубоким и осмысленным: от трактовки фактов мы пришли к обсуждению вопросов «почему», «что» и «как». Почему на этом этапе урока такая форма не эффективна, что мы не учли, как изменить ситуацию к лучшему? И такой подход к анализу урока действительно работает на улучшение следующего урока LS.
А у первой команды, работающей над механизмами повышения естественнонаучной грамотности обучающихся, не на должном уровне получается совместное планирование урока. Но при анализе урока они достигли определенных результатов.
Уроки в данном формате дают команде хорошие возможности для дальнейшего развития: мы советуемся, помогаем друг другу при планировании, мы чувствуем коллективную ответственность при проведении урока, мы «болеем» за этот урок, команда учителей становится более сплоченной. Дети привыкают к таким урокам, не боятся отвечать. Были и проблемы, которые мы увидели - ученики не могут работать в группах, точнее работа проходит недостаточно результативно. Есть «выпавшие» ученики. Есть лидеры, не дающие работать другим. Подобные уроки иногда позволяют раскрывать учащихся, с другой стороны.
Пройден определенный этап работы с технологией «Исследование урока», подведены первые итоги, есть «плюсы» и «минусы», вопросы и попытки их решения… Качество исследуемых уроков, их методический уровень возросли. Это доказывают отзывы учеников и учителей, результаты наблюдения коллег, мониторинги качества знаний детей (хотя рост не очень значительный, но он есть).
Что мы планируем делать дальше? Перед нами стоит задача определиться с темой методической работы на следующие 3 года и составить дорожную карту на перспективу. Думаем продолжить работу по технологии «Исследование урока». В первую очередь, следует изучить теорию, т.е. тщательно познакомить весь коллектив с технологией. Думаю, значительную помощь нам окажут члены команд, которые уже «варились» в этом.
Не менее важно правильно сформировать команды учителей. В течение апреля будем изучать мнение педагогов по проблемам, над которыми они хотели бы работать в следующем учебном году, с кем из коллег им было бы интересно работать над ними. Есть уверенность, что сможем сформировать новые проблемные группы учителей, будем пополнять банк сценариев уроков, заданий и решений…
И в заключение своего выступления скажу, что технология Lesson study обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, она побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике эффективных методик и технологий обучения с учетом специфики конкретного образовательного учреждения, помогает включить педагогов образовательных учреждений в эффективную инновационную деятельность. Дерзайте – и у вас все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От повышения профессионализма педагогов к обеспечению нового качества образования
Статья о методической работе в школе направленной на повышение профессионализма педагогических работников в рамках реализации ФГОС...
«Семинар-практикум «Формула успеха» - эффективная технология в условиях современного образования для повышения профессионализма педагогов»
Цель семинара-практикума: Изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности работников образования и н...
Дистанционное обучение как средство повышения квалификации педагогов
Статья для сборника VII Международной научно-практической конференции "ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - 2013", ИРО г.Екатеринбург.В статье представлен ряд интернет-рес...
Совершенствование культуры речи как компонент повышения профессионализма педагога
Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий… на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке...
Роль ГМО в повышении профессионализма педагога
Текст выступления на коллегии управления образования и молодёжной политики администрации города Радужный " Анализ результатов государственной тоговой аттестации как основа совершенствования систе...
Дистанционное образование- одна из форм повышения профессионализма педагога
Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистан...
Обучающий семинар для молодых педагогов «Интегрированный урок как средство повышения активности и творческих способностей обучающихся».
Цель: создание условий для повышения уровня компетентности молодых педагогов через освоение опыта работы по использованию интегрированных уроков в проектировании педагогического процесса.З...