От повышения профессионализма педагогов к обеспечению нового качества образования
статья на тему
Статья о методической работе в школе направленной на повышение профессионализма педагогических работников в рамках реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_talagaeva_g.v.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
От повышения профессионализма педагогов к обеспечению нового качества образования
Г.В. Талагаева
Инновационные процессы в школе должны охватывать не только образовательную и воспитательную сферы, но и управленческую, имеющую отношение непосредственно к педагогическому коллективу.
Работу по реализации ФГОС в управленческой деятельности администрация школы спланировала и проводит по нескольким направлениям.
Первое направление - рейтинг. Для приобщения педагогов к систематическому самоанализу профессиональной деятельности педагогическим советом школы разработано «Положение о рейтинговой системе оценивания профессиональной деятельности учителей», позволяющее оценить результативность учебной и внеклассной работы по предмету, методическую деятельность учителя и своевременное выполнение им поручений. Рейтинговая оценка дает возможность определения степени эффективности инновационной деятельности школы. Это позволяет администрации школы:
- определить уровень готовности педагогов к введению новых стандартов
- спланировать повышение квалификации педагогов внутри школы по направлениям инновационной деятельности,
- вести контроль качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
- систематизировать деятельность школы по мотивации и стимулированию педагогов, успешно участвующих в инновационных процессах.
Рейтинговая система оценивания педагогов помогает администрации составить объективное представление о профессиональной компетентности учителя, а учителям помогает сравнить результаты с результатами коллег., позволяет решать проблемы, возникающие при аттестации, и осуществлять рефлексию и самооценку собственной деятельности. Рейтинг педагога в рамках МО учит его самостоятельно видеть, ставить и решать свои профессиональные затруднения.
Проводимая в рамках школы работа по системе рейтинговой оценки педагогов имеет свои результаты: изменилось отношение учителей к портфолио, самообразованию, стало больше участников конкурсов профессионального мастерства.
Второе направление - диагностика.
Самоанализ педагога призван дать полное представление о работе и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы. Диагностика позволяет определить область затруднений, планировать учебную и внеурочную деятельность с учетом выбора содержания и форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получение обратной связи.
Главная задача, стоящая перед администрацией школы в условиях введения ФГОС – это создание таких условий профессионального развития, при которых каждый педагог из разряда относящихся негативно и нейтрально к инновациям стремился к разряду повышенной мотивации, только при таком положении дел начинается самоопределение, самовыражение, самореализация и саморазвитие. А для этого необходимо было оценить внутреннее состояние каждого педагога.
С целью изучения способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности, самооценки личности своих качеств, возможностей реализации себя в профессиональной деятельности педагогам школы был предложен тест «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова)».
Результаты теста показали, что уровень стремления к саморазвитию у коллектива школы достаточно высокий, при этом отмечается заниженная самооценка своих качеств педагогами. Для повышения самооценки было принято решение о создании творческих групп - по проектированию интегрированных межпредметных уроков и внеурочных мероприятий. Это дало свои результаты. В прошлом году учителя подготовили замечательные проекты: литературно-краеведческий урок «Поэты родного края», «Наша школа в цифрах и таблицах» - открытый урок предметов естественно-математического цикла, урок русского языка и профориентации «Выбор профессии», интегрированные уроки изо, истории и литературы «Бородино», методическим объединением классных руководителей была создана творческая группа по разработке технологии эффективного взаимодействия школы и семьи, результатом плодотворной работы стал проект «Лучший туристический маршрут». Проектирование таких мероприятий требует длительной подготовки и предполагает активное участие и взаимодействие внутри группы, что повышает самооценку педагога. Работа в команде дает возможность увидеть своих коллег в работе, обменяться опытом, увидеть новые возможности.
На этапе диагностики руководство школы поставило перед собой задачу создать условия для раскрытия личности педагога, научить преподавателей концентрироваться не на проблемах, а на возможностях.
Третье направление - совершенствование методического сопровождения учителя.
Результаты диагностики самооценки профессиональной деятельности были представлены коллективу и обсуждены на одном из педагогических советов. Решением педсовета определено, что самообразование - это фактор устойчивого профессионального роста педагога. А чем выше профессионализм, тем выше самооценка и комфортнее собственное состояние учителя. Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, администрация школы опирается на потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Методическая работа в школе строится с учетом индивидуальных потребностей учителей. Совместное обсуждение проблем, имеющих отношение к каждому учителю, безусловно, стимулирует его самообразовательную деятельность. В числе проблем, составляющих основу педагогического самообразования учителей школы, стали проблемы индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее обучение, проектная деятельность, личностно-ориентированное обучение.
В связи с переходом на ФГОС ООО в этом году были организованы рабочие группы: «Технологическая карта урока», «УМК», «Технология», «Мониторинг», деятельность которых способствовала созданию оптимальных условий для творческого развития личности каждого педагога с учетом его внутренних ресурсов, и возможностей. В свою очередь, создание в школе условий, при которых возможна максимальная самореализация каждого учителя, безусловно, приведет к повышению его самооценки.
Комиссией по распределению стимулирующих выплат были разработаны критерии оценки качества труда учителей. Внедрение такой системы материальной поддержки, позволяющей стимулировать учителей, активно участвующих в инновационной деятельности, также способствует личному росту педагога, повышению качества преподавательской и воспитательной работы и улучшению результатов труда.
Четвертое направление – перспектива.
Учитывая результаты групповой работы учителей, новые стандарты образования, мы поставили перед собой следующие задачи:
- создание в школе информационного поля, формирование школьного банка методических разработок;
- проведение психолого-педагогических семинаров и тренингов;
- разработка планов персонального профессионального роста;
- разработка системы внутри школьного обучения;
Надеемся, что успешное решение поставленных задач создаст условия профессионального комфорта для учителя, а, следовательно, приведет к творческому расцвету его личности, к новым инновациям и, что самое главное к успешным ученикам.
Библиографический список
Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. — М, 1992. — С. 108.
Ю.К. Бабанский. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. — М., 1982.
Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой - М., 1991.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: Минобразования РФ, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»
Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....
Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования
Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения....
Статья "Введение ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования: достижения , проблемы, перспективы"
Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда н...
Сборник методических материалов по итогам муниципальных педагогических чтений 2015 "Профессионализм педагога - условие достижения современного качества образования"
Сборник методических материалов. Материалы муниципальной конференции педагогических работников образования «Педагогические чтения – 2015 «Профессионализм педагога - условие достижения современно...
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...
"Профессионализм педагога - один из аспектов качества образования".
Одной из главных задач системы образования, которая живёт сегодня в условиях модернизации, является повышение качества образования. Повышение качества образования возможно только в случае профе...