Доклад на МО
опыты и эксперименты

Журавлева Ирина Николаевна

Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Автор: Журавлева Ирина Николаевна

Организация: ГКОУ школа № 8 г. Лабинск

Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать,

От мастерства педагога, его культуры, любви чувствовать окружающий мир, она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. к детям зависит всесторонне воспитание детей и счастливое детство каждого из них. Развивая музыкальные способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, фонематический слух, организованность и внимание. Все эти качества нужны каждому человеку в современном мире. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок станет уверенным в себе, научиться пониманию и состраданию.

От заинтересованности ребенка к музыке зависит его музыкальность. С развитием музыкальности приходит радость и необыкновенное желание новых встреч с музыкой.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Сегодня, просто, необходимо, наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

В музыкально-коррекционной деятельности, основные элементы направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, развитию у него творческих способностей, воображения, речи. Особенно хочется обратить внимание на музыкальную деятельность. Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы.

  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать грамматический строй и связную речь.
  • Развивать дыхание.
  • Развивать координацию движений и моторные функции.
  • Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать правильную осанку
  • Формировать способность восприятия музыкальных образов.
  • Совершенствовать личностные качества

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая). Это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат. Одной из современных технологий в системе коррекционной помощи детям с ВОЗ безусловно, является важнейший педагогический принцип Карла Орфа («Шульверк») – импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя”.

Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах и играть с элементами музыки и речи: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.п.; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Музыкальное воспитание по Орффу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра - могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания.

В рамках данной технологии ставлю перед собой такие задачи:

- развивать музыкальные способности детей;

- развивать в детях способность слушать и наблюдать;

- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;

- увлечь детей музыкальными инструментами;

- развивать творческое воображение и слуховую фантазию;

- развивать способности детей к организованной игре в ансамбле;

- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.

Орффовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка “Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.

Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:
• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

• учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

• закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности

Обучение детей в рамках данной системы включает в себя следующие элементы:

- Речевые упражнения.

- Рифмодекламация

- Поэтическое музицирование.

- Сказки-шумелки

- Музыкально-двигательные упражнения.

- Игры с инструментами К. Орфа.

Рассмотрим более подробно инструментарий методики «Элементарное музицирование», способствующий коррекции нарушений речи.

Исполнение песни Фролова «Весна»

Речевые упражнения

Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певчески, но и через приучение детей с первых шагов к осмысленному отношению к любым проявлениям интонации. В её основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма.

 

Ритмизированная и озвученная инструментами речь, по сути, является чудесной музыкой. Как показывает практика, речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Из своего самого первого опыта дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, стоит речевое упражнение. Речевые упражнения являются основой из основ технологии «элементарное музицирование».

Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, стоит речевое упражнение.

– это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку.

Речевое упражнение служит также эффективным средством развития интонационного слуха, оно наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.

Развитие музыкального слуха у дошкольников с нарушением речи вызывает определённые трудности. Очень важно при этом уделять внимание комплексному сочетанию слова, музыки и движения. Речевые упражнения нужно рассматривать не только как основу первоначальной музыкальной тренировки, но и как средство коррекции речевых нарушений у детей. Ведь ребёнок, не слышащий метра, плохо двигается, делает всё «поперёк такта», невыразительно интонирует, не чувствует формы, не ощущает движение мелодической линии, Поэтому задания: ощутить метр, отметить его разными способами в пении, инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях так важны в коррекции и профилактике речевых нарушений дошкольников.

Основная цель использования музыкально-речевых упражнений - развивать фонематический и музыкальный и слух дошкольников

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Научить детей различать определённые ритмические и метрические соотношения посредством практических действий:

-исполнять метрическую пульсацию (в речевых упражнениях, игре на музыкальных инструментах, в движении, звучащих жестах)

-имитировать ритмические мотивы в движении

-«переносить» ритм слов на инструмент и в «звучащие» жесты

-исполнять несложные ритмические мотивы в игре «эхо»

-создавать ритмические композиции, используя тексты и шумовые инструменты

-импровизировать, создавая тембровые композиции, используя шумовые инструменты

-различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление

2. Развивать речедвигательную, зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве

3. Формировать музыкально-сенсорные способности, способствовать развитию интонационно-речевых навыков

4. Создавать условия для музыкально-игрового творчества

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением.

Выделили несколько групп музыкально-речевых упражнений:

  • упражнения с палочками (ритм, темп, автоматизация звуков, связная речь)
  • упражнения со звучащими жестами (ритм, темп, модуляция)
  • упражнения с пением (плавность, модуляция, автоматизация, темп)
  • голосовые упражнения (просодическая сторона речи)
  • упражнения с музыкальными инструментами
  • ритмические упражнения с заданиями на ориентировку в пространстве

Коррекция речевых нарушений через музыку имеет большое значение:

– с помощью музыки у детей можно вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, спокойное, доброжелательное;

– в процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;

– речевые упражнения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;

– музыкально-речевые упражнения развивают у детей координацию движения, возможность переключаться с одного движения на другое, планировать движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и интенсивностью движения.

Именно эти достоинства музыкально-речевых упражнений используем на своих занятиях для коррекции произношения, формирования речевого дыхания, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха, ведь ритмический рисунок музыкального произведения позволяет определить ритмический рисунок слова.

Использование музыкально-речевых упражнений позволяет более эффективно корректировать имеющиеся у детей нарушения развития, что даёт возможность более легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

ИГРА С МУЗЫКАЛЬНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

Ритмодекламация

Творческие, коррекционные занятия музыкой с дошкольниками обогатились в нашей практике новым разделом - ритмической декламацией, одной из основных элементов системы музыкального образования, по К. Орфу, базирующейся на ритмическом родстве музыки и речи. Ритмодекламацию можно рассматривать, как одну из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.

Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритмепредставляет собой синтез поэзии и музыки. По мнению Т.А Боровик: «Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и является важным развивающим фактором для ребёнка».

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, он не сможет правильно и выразительно петь.

Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Это - темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, динамика, тесситура, фразировка, акцентуация, форма.

Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям?

Во-первых, соединение стилистически разноплановой, музыки (от старинных музыкальных произведений XV-XVI вв. до современных джазовых импровизаций) и ярких поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма) вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса не испытывают неуверенности в себе. У них возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение. При начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога. При следующих возвращениях к изучаемому произведению внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически-музыкального образа.

Чтение возможно как индивидуальное, так и хором, «цепочкой», групповым диалогом. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии. Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка дополняется жестами, пластикой, движением, что помогает детям телесно пережить ощущение тепла, динамики, ритма речи.

Процесс выбора как стихотворения, так и музыки к нему (или наоборот) не прост. Следует обратить внимание на возможно более полное совпадение содержания стихов с композиторским замыслом, часто выраженным в программном названии пьесы. К ритмодекламациям можно подобрать не только музыку, исполняемую на фортепиано, но и пьесы, которые исполняются на других инструментах или оркестром. Но центральным должно стать собственное желание педагога творить. Оно и направит на поиск сюжетов, поможет соединить в оригинальной композиции увлекательный мир поэзии и музыки.

Таким образом, исполнение ритмодекламации развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.

БУМАЖНЫЙ ОРКЕСТР

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества

ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом. Таким образом, ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, со интонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.

Ритмодекламации представлены множеством форм:

- унисонных ;

- диалогических ;

- с куплетным строением;

- многоголосных.

ДЕТИ «ВЕСНА»

ХОР РУК

«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий, и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик.

Ценность и комплексность входящих в нее музыкальных, психолого-педагогических, художественно-вариативных, сценических линий достаточно широка.

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии.

Данная форма направлена на развитие

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

 

Особенностями являются:

 

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не высказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

7. Способствует развитию чувства ритма.

8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.

9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков

10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.

11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.

 

Этот вид деятельности очень эстетично смотрится на утренниках. На руках у детей цветы - это перчатки из бумаги. А бабочки тоже из бумаги, крепятся действительно на обычной резинке для денежных купюр.

 

 

ДЕТИ + взрослые хор рук «Цветы и бабочки»

 

Шумовой оркестр

Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Цель шумового оркестра – с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать её ярче. Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок. Музыка исполняется как на фортепиано, так и в записи. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники жизни ребёнка, его музыкальном развитии.

Немаловажным фактором успешного музицирования является знание приёмов игры. Познакомьтесь с ними сами и поясните их маленькому музыканту.

 

Сказки-шумелки

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах – Самым удивительным, «волшебным» и интересным ее видом для детей дошкольного возраста, в том числе, и для для детей с интеллектуальной недостаточностью является музицирование - игра на музыкальных инструментах.

Музицирование как форма активной деятельности ребенка с самыми простыми инструментами стимулирует его социально-эмоциональное развитие: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт.

Музицирование или игра на музыкальных инструментах – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Музицирование даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальной активности и уровня социально-психологического развития ребёнка. В содержание игрового занятия входит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому музицирование прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». К тому же, принцип совместного участия, педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь, показывает детям образец музыкального поведения – того поведения, которое инстинктивно демонстрируют нам сами дети.

Музицирование – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музицировании, в игре гарантируется её простыми правилами. Творческое музицирование – общение равных.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес.

Приобщение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями начинается с и индивидуального, игрового занятия, что позволяет сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком. Эмоционально значимая связь со взрослым не только расширяет представления ребёнка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Так начинается процесс социализации ребёнка, его адаптации к окружающему миру.

Однако невозможно представить себе процесс социализации ребёнка без опыта общения с другими детьми. И следующим этапом в системе по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями к музицированию, является включение в подгруппу детей. В норме у детей в 2-3 года появляется потребность в общении друг с другом, с возрастом эта потребность увеличивается. В общении со сверстниками ребёнок усваивает правила поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера, подражательная деятельность.

У детей с нарушением интеллекта множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, наблюдается снижение активности, работоспособности. У некоторых детей с нарушением интеллекта наблюдается замкнутость и неконтактность. Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребёнок может увидеть других

детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.

Содержание игровых занятий с использованием «Сказок – шумелок» и основная направленность всегда связаны с уровнем готовности ребёнка к установлению эмоционального контакта со взрослым и другими детьми. Всё занятие состоит из нескольких частей, которые ритмично сменяют друг-друга. Чередуются активные общие игры и более спокойные, в которых дети участвуют по очереди. На начальных этапах привлечения ребёнка к групповой деятельности порядок и содержание игрового занятия повторяется из раза в раз. Это позволяет детям легче принять новую ситуацию и чувствовать себя в безопасности.

Вся работа строится на принципе: от простого к сложному. Начинается знакомство с многообразием музыкальных игрушек и инструментов, простые манипуляции с ними, затем играем в игру «Найди такой же», узнаём, показываем, называем на картинках, использование музыкальных инструментах в ритмических играх и упражнениях. Далее музыкальные инструменты используются для озвучки знакомых персонажей, звуков окружающего мира и явлений природы. Следующий этап, это связь всех звуков в единый сюжет, совместное создание «Сказки – шумелки. Заключительный этап – это театрализованный показ сказки с использованием шумовых и музыкальных инструментов.

Таким образом, игровые занятия с использованием «Сказок – шумелок» способствуют:

Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

Развиваются концентрация внимания и выдержка;

Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

И так, особенности музицирования придают ему важное коррекционное и педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры.

 

Список литературы

 

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
  2. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
  3. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  5. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  6. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005
  7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
  8. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб.: Питер,2004.
  9. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. ООО «Гном – Пресс». 1998.
  10. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...