Формирование читательской грамотности на уроках литературы
статья
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературы, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_literatury.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать».
Д.Дидро
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературы, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития школьника.
Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Уроки литературы зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире недостаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.
Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира.
Учащиеся старших классов - будущие специалисты в области экономического, финансового, кадрового управления, где рынок предъявляет к специалистам жесткие требования. Как бы ни были важны знания в области экономики, финансов, теории маркетинга и менеджмента, реальный механизм производственных отношений действует через общение людей. Здесь то и нужны хотя бы основные знания и, главное, практические навыки устного и письменного общения. Управленческая деятельность в значительной степени строится на письменном общении. В этой сфере администратору, бизнесмену нужны знания образцов различных документов и способность составить юридически, этически и стилистически состоятельные деловые бумаги. Если учащиеся усвоят предлагаемый курс, это позволит им, будущим специалистам в области экономики, финансов, маркетинга и менеджмента составлять юридически, этически и стилистически состоятельные деловые бумаги, что является одним из способов делового общения. Ведь не только грамотное устное, но и письменное общение поможет создать будущему специалисту репутацию профессионала, надёжного, ответственного человека.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Технологии у каждого учителя-предметника могут быть свои.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий сегодня значительно повышает эффективность работы по формированию читательской компетентности и обладает значительным потенциалом для продвижения книги, приобщению к чтению. Учащиеся старших классов могут создавать литературные презентации, как по теме урока, так и по их личным читательским интересам. Создание презентации по творчеству различных писателей, причем, каждый ученик выбирает информацию, которая заинтересует его и будет интересна одноклассникам, например, личная жизнь писателя, яркие этапы творчества. Кроме того, по творчеству поэтов ученики создают в электронном или в бумажном виде поэтическую страничку творчества изучаемого поэта, где выбирают любимое стихотворение, указывают период творчества с анализом лирического произведения. Все презентации и поэтические странички ученики защищают перед классом, одноклассники задают вопросы. Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.
Ведение читательских дневников по прочитанным произведениям, которые изучаются в ходе программы на уроках литературы и на уроках внеклассного чтения помогает учителю отслеживать, на каком уровне прочитано произведение и способствует обязательному прочтению учащимися программного материала. Читательские дневники - это форма контроля и оценивается учителем в конце четверти при выставлении четвертной оценки по русской литературе.
На уроках литературы и русского языка надо использовать приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ).
Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
Приемы ТРКМ
Приемы активного чтения:
- Прием «Чтение с пометами» (чаще на уроках русского языка)
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др. Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».
- Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
- Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
- Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
- Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по
изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей
работы.
- Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети
самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие). Можно проводить викторину по цепочке в классе, а один ученик записывает количество правильных ответов каждого для оценки за урок.
Приемы графической организации учебного материала:
- Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Приемы, требующие творчества учащихся:
- Прием «Синквейн» и «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
|
- Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
- Прием «Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь
ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Групповая форма работы на уроке, которая имеет большие преимущества, а прежде всего вовлекает в учебный процесс всех учащихся класса на уроке, способствует созданию дружной и коллективной среды в классе.
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
- Метод «Шесть шляп критического мышления
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Цель - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
- Прием «Учебный мозговой штурм»
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
- Прием «Письмо по кругу»
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.
Маркировочные таблицы:
- Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.
Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.
На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы
Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...
Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста.
Методические рекомендации к уроку литературы....
Статья "Формирование читательской грамотности на уроках литературы" в сборнике материалов V научно-практической конференции с международным участием, 24.03.2021 г.
Титульный лист и содержание...
Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"
Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...
Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Формирование читательской грамотности на уроках литературы...