Доклад на педагогическом совете «Организация самоподготовки в условиях школы-интерната»
материал

Климова Оксана Евгеньевна

Доклад

на педагогическом совете

«Организация самоподготовки

в условиях школы-интерната»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samopodgotovka.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

Доклад

на педагогическом совете

«Организация самоподготовки

в условиях школы-интерната»

Подготовила: воспитатель

ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»                                                                                                                          Климова О.Е.

Шуя, 2023

ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент обучающихся, с которыми мы работаем – дети со слабыми способностями.  Нарушения познавательной деятельности, свойственны этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность? 
Дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать? 

Для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные формы, методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. Рассмотрим некоторые из них.
На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса:
1. Развитие и стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.
2.  Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, - потеря интереса к деятельности (физ. минутки, динамические музыкальные паузы и т.д.).
3. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности)
Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности , выделяю основные структурные элементы:

1. Организационный момент (подготовка рабочего места).

2. Вводная часть (психологический настрой). В старших классах обучающиеся под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть  учатся планировать свою деятельность по этапам.

3. Самостоятельная работа учащихся. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

4. Проверка. В старших классах можно использовать после выполнения всего задания. Можно использовать такие приемы работы как взаимопроверка.

Организационная часть:

Приготовление рабочего места.

Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется домашнее задание по каждому предмету.

Рассказать о рациональном использовании рабочего времени, установить регламент по предметам.

Выполнение домашнего задания в старших классах:

Русский язык: предлагается выучить или повторить правило

опрос правил с приведением примеров

воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от начала до конца

вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?» Объяснить индивидуально.

Математика: предлагается выучить или повторить правило

опрос правила

самостоятельное выполнение письменного домашнего задания.

Воспитатель контролирует работу обучающихся и проводит индивидуальную работу со слабыми детьми (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль).

Литература, география, история, естествознание:

предлагается выучить самостоятельно

затем сильные проверяют средних обучающихся

слабых детей воспитатель проверяет сам

пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим.

Обычно самоподготовку я начинаю с выполнения заданий по русскому языку, математике. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь– в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у  меня появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.

     Так же я использую метод самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания.

         Рабочий шум вполне допустим в классе, и не мешает плодотворной работе обучающихся. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже  громких замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

Иногда в класс приходят новые дети, или дети после продолжительной болезни, с пробелами в знаниях. Поэтому моя задача в работе с этими обучающимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану.

Обучающиеся, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, могут быть помощниками для воспитателя. Получая одобрение старшего они старательно проверяют домашнее задание более слабых учеников. Такая форма развивает познавательные способности обучающихся.

В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности:

  • коллективная деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • привлекать ребят, хорошо выполнивших домашнее задание на роль консультантов – помощников и для проверки выполненного задания у других ребят.
  • при чтении домашнего задания домашнего текста можно использовать работу в парах.

Методы проверки выполнения домашнего задания.

1. Просмотр письменного задания                                                                                

2.Устный опрос по вопросам учебника или по вопросам, рекомендованным учителем.                                                                                                              

3.Игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).                                          

Подведение итогов самоподготовки:                                                                        

1.Анализ самоподготовки детей (поощрение обучающихся за аккуратно и правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).                                            

2.Демонстрация лучших тетрадей

 Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаю тех,  кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.  

воспитатель на самоподготовке

1. Готовясь к занятиям самоподготовки воспитатель намечает на кого из детей обратить особое внимание, и в каком отношении.

2. Узнает какие требования учитель предъявляет к ведению тетрадей и подготовке домашнего задания, чтобы соблюдать единый подход. Взаимосвязь учителя и воспитателя – одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки.

3. Учит детей правильному процессу понимания:                                                                     а) Запомнить главное                                                                                                        б) Запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей                                                                  в) Правильно формулировать свои мысли.

4. Индивидуальная работа проводится через дифференцированные задания, составленные учителем.                                                                                                    

5.Воспитатель чутко, внимательно следит за работой детей.                                                      6. При сниженной рабочей активности проводит физкультминутку.

  Первые признаки утомления во время самоподготовки в классе служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми педагогами.

                                                                                                                           

Правила, которые должен знать воспитатель при  проведении самоподготовки:

1.   Воспитатель ни в коем случае не имеет права объяснять материал ребенку,  т.к. незнание методики предмета может навредить ребенку. Воспитатель, в случае затруднения, может только натолкнуть ребенка на выполнение домашнего задания. Если ребенок не справляется, значит он не усвоил тему. Воспитатель должен поставить в известность об этом   учителя, т.к. самоподготовка направлена на закрепление материала.

2.        Воспитателю необходимо помнить, что самоподготовка направлена на развитие самостоятельности воспитанников, поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, воспитателю необходимо поощрять все проявления самостоятельности.

    Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

   

Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток:

      Некоторые обучающиеся в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со всем классом, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному плану и т.д. Мы помогаем  таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Некоторым детям разрешаю приготовление уроков вне класса– в коридоре. Однако  я все время держу этих воспитанников в поле зрения и время от времени проверяю ход их работы.

Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить как это делалось на уроке, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, что было им сделано до этого.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок проявил максимум активности, то есть, чтобы он сам догадался, как исправить ту или иную ошибку, или как правильно написать слово. А если ребенок с этим справится, очень важно подчеркнуть, подбодрить его. Это вселит в него веру в свои силы, вызовет стремление самостоятельно выполнять домашнее задание.

Если обучающийся допустил ошибку, нужно натолкнуть его на правильный ответ.  

В процессе самоподготовки я использую элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше других  заканчивают выполнение задания, я даю хитроумные загадки, шарады, ребусы.

С  5-го класса дети уже должны уметь планировать свою работу во времени, правильно его распределять и экономно использовать.

Во время самоподготовки главная задача воспитателя - дать детям
возможность работать самостоятельно.

На каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Говоря о работе класса, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов и форм много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе-интернате и для них это огромный труд. А чтобы для обучающихся самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.

    Самоподготовку лучше проводить в классной комнате. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники,  После первых 30 - 40 минут самоподготовки Я разрешаю обмен мнениями, передвижения по комнате.

Я считаю – если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

Правильно организованная самоподготовка, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоподготовки в условиях школы-интерната

От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков  воспитанников....

организация самоподготовки в условиях школы интерната

     Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  школьники самостоятельно выполняют  учебные задания в...

"Организация самоподготовки в условиях школы-интерната "

laquo; ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ    ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНО – ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»   "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ"  "ЧЕСНОЧОК&qu...

Организация и проведение самоподготовки в начальных классах в условиях школы-интернат.

          На самоподготовке осуществляется закрепление  навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитатель...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...

Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимани...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся через игры, упражнения и воспитательные занятия в условиях школы-интерната"

Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л....