Организация самоподготовки в условиях школы-интерната
статья по теме

Боярова Людмила Валентиновна

От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков  воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_samopodgotovki_v_shkole-internate_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Тема: Организация самоподготовки.

Автор: Боярова Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории

Актуальность: От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков  воспитанников.

Педагогические задачи:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся.
  • Формирование умения использовать полученные знания.
  • Развитие осознанного желания работать самостоятельно.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому, я считаю, что взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников. В нашей школе-интернате мы стараемся, чтобы требования учителя и воспитателя были едины.  Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий Я систематически выясняю:

  • какие темы наиболее трудны для воспитанника, в чем именно;
  • какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий

Все эти данные должны  отражаются в моих планах.

Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанников необходима при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим воспитанникам в процессе самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одни из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения. В нашей школе-интернате ведется тетрадь взаимосвязи учителя и воспитателя, где записывается не только домашнее задание, но и то на, что обратить особое внимание при их выполнении и  чем необходима помощь. Если в задании есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления

Мне необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки. Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Я стараюсь приучать воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания. Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток: Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному плану и т.д. Я помогаю  таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам разрешаю приготовление уроков вне групповой комнаты – в своей комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако  я все время держу этих воспитанников в поле зрения и время от времени проверяю ход их работы.

Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить как это делалось на уроке, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, что было им сделано до этого.

         В группе исключена возможность списывания. Соседом по парте, как правило, является ученик другого класса. Во время самоподготовки я всегда делаю акцент на том, что своим поступком (дав списать однокласснику) ребята лишают своих товарищей возможности развиваться, запоминать информацию, обогащать словарный запас и. т. д. Учу детей уважительно относиться к особенностям развития своих сверстников.

Рабочий шум вполне допустим в группе, и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже моих громких замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Нужно строго следить, чтобы родители тоже планировали своё время, не нарушая режим самоподготовки, не отвлекали детей во время выполнения домашней работы. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.

Часто в группу приходят дети, после продолжительной болезни, с пробелами в знаниях. Поэтому моя задача в работе с этими учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Ученики, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, могут быть помощниками для воспитателя. Получая одобрение старшего они старательно проверяют домашнее задание более слабых учеников. Такой прием развивает познавательные способности учащихся.

В группе есть компьютер и дети могут подготовить дополнительное сообщение к урокам или заняться играми, развивающими логическое мышление.

Для сообщений к урокам можно воспользоваться интернетом. Соответственно, дети получают не только дополнительные знания по предметам, но приобретают навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя. Дети, работая за компьютером всего 15 – 20 минут в день, имеют возможность провести диагностику и коррекцию своих знаний, получить рекомендации, сделать работу над ошибками, попробовать написать диктанты или сдать экзамены. Так же можно снова пройти ту или иную тему, выбрав красочную, краткую, но доступную (в схемах, рисунках, таблицах и т. д.) теорию. Темы уроков, как и темы тестирований можно выбирать. В группе используются следующие игры, развивающие логическое мышление:

а)      шахматы;

б)      шашки;

в)      «Морской бой;

г)      «Пять в ряд»;

д)      «Крестики – нолики»;

е)      «Коридорчики»;

ж)    «Точки»;

з)       «Эрудит»;

и)     «Пазлы»;

к)      кроссворды, шарады, ребусы;

л)      «Балда», и др.

Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. Категорически нельзя копировать урок и подходить формально к организации самоподготовки, как нельзя забывать то, что дети целый день находятся в школе-интернате и для них это огромный труд. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.

За время работы в интернате я поняла, что самоподготовку лучше проводить в классной комнате. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники,  После первых 30 - 40 минут самоподготовки Я разрешаю обмен мнениями, передвижения по комнате.

Место воспитателя в начале самоподготовки – у стола. Я должна убедиться, что все воспитанники включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать.

Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у  меня появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе Я стараюсь на самоподготовке использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интереса к учению. Один из них – создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп консультантов.  Все, кто за предыдущую неделю не получил троек и двоек, включаются в  эту группу. Эти же группы могут оказывать помощь более слабым ученикам.

        

Создать определенный настрой ходе самоподготовки поможет и музыка.  Музыка поможет сосредоточиться, создаст иллюзию уединения, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной работе.

Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания, я кладу  на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом.

Я стараюсь  использовать разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, устный или письменный план – ответ по заданию урока, индивидуальное задание на карточке, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.

Так же я использую метод самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания.

Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаю тех,  кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.  

Я считаю – если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

Правильно организованная самоподготовка, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

Алгоритм проведения самоподготовки.

Самоподготовка проводится с 15.00 до 17.00 часов. Время приготовления уроков для 4–6-х классов - 1,5 – 2 часа; для 7–9-х классов – 2  - 2,5 часа; для 10–11-х классов – 2,5- 3 часа.

Памятка: 

Общие указания

  1. Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  2. Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
  3. Посмотри в дневнике домашнее задание.
  4. Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.
  5. Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.
  6. Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.
  7. Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа.
  8. Выполняй задание четко, аккуратно.
  9. Через  каждые  10 минут   давай  отдых глазам   и пальцам  - несколько раз  открой  и зажмурь   их, посмотри по сторонам и т.д., сожми разожми пальцы.
  10. Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку -  встань,   сделай  несколько упражнений,  глубоко вдохни и выдохни.
  11. Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.
  12.  Сдай   уроки    и   положи    дневник   воспитателю. Пройди очередной тест на компьютере. Осталось время - тихо займись своими делами, не мешая другим.

Используемая литература

  1. Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. С-Петербург. Речь. 2003.
  2. Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способов их коррекции на начальном этапе обучения. М., 1989.
  3. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск. 1980.
  4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997.
  5. Страхова Л.М. Воздействие эмоционального поведения учителя на развитие познавательной сферы учащихся // Учебная деятельность и развитие познавательной сферы учащихся. Волгоград, 1991

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самоподготовки в условиях школы интерната

     Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  школьники самостоятельно выполняют  учебные задания в...

"Организация самоподготовки в условиях школы-интерната "

laquo; ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ    ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНО – ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»   "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ"  "ЧЕСНОЧОК&qu...

Организация досуговой деятельности в условиях школы- интерната. Доклад на методическом объединении воспитателей.

«Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельк...

Организация и проведение самоподготовки в начальных классах в условиях школы-интернат.

          На самоподготовке осуществляется закрепление  навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитатель...

Справка № 1536 от 28.04.17г о курсах повышения квалификации «Управление образовательной организацией. Проектная деятельность в современных условиях школы-интерната»

Данная справка подтверждает, что  я прошла дистанционное обучение по курсу «Управление образовательной организацией. Проектная деятельность в современных условиях школы-интерната» в о...

Доклад на педагогическом совете «Организация самоподготовки в условиях школы-интерната»

Докладна педагогическом совете«Организация самоподготовкив условиях школы-интерната»...