«Развитие мелкой моторики у школьников на уроках технологии».
методическая разработка (5 класс)
Формирование мелкой моторики - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует целостную систему восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskritskaya.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Искрицкой А.В. на ШМО учителей
предметов эстетического цикла.
«Развитие мелкой моторики у школьников на уроках технологии».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Формирование мелкой моторики - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует целостную систему восприятия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий) отмечают, что развитие интеллекта у ребенка сочетается с развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками.
В конечном счёте, все эти нарушения в развитии моторики, отрицательно сказываются не только на физическом развитии ребенка, но и на социализации его как личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей социальной адаптации.
В связи свыше изложенным, важным моментом в работе учителя с учащимися по развитию мелкой моторики рук, являются занятия по технологии.
Делая что-либо своими руками, учащиеся развивают внимание и память, приучаются к аккуратности и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у ребят совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для школьников. Правильно организованный труд дает учащимся углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.
В процессе трудовой деятельности активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П. Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления».
Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями руки. Следует особо подчеркнуть, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами.
На уроках швейного дела учащиеся осваивают следующие двигательные трудовые навыки:
- навыки разметки (разметка путем сгибания бумаги или ткани по разным направлениям, нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу, ткань);
- навыки обработки материала (резание);
- навыки соединения деталей (соединительные швы);
- навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки).
Эти навыки подразделяются на:
- безорудийные (складывание материала и т.д.)
- орудийные (вырезание ножницами, работа с иглой и т.д.)
Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми безорудийными и несложными орудийными навыками, затем со сравнительно более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные навыки. Так, резать ножницами по линиям различной формы школьники упражняются в течение всех лет, применяя их при работе то с бумагой и картоном, то с тканью.
Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий учащийся должен научиться следить за выполнением любого приёма, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если в начале овладения приёмом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный.
При формировании двигательных трудовых приёмов учитель также выделяет для наблюдений нескольких параметров:
- правильность выполнения двигательного приёма (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приёма, дифференциация усилий);
- понимание фронтального объяснения приёма;
- реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приёма);
- темп овладения приёмом;
- прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);
- качественный результат выполнения.
При обучении швейному делу ребенок преодолевает трудности, связанные с развитием зрительной и двигательной координации, приобретает навык управления движением. Трудовая деятельность вызывает у ребенка значительное мышечное напряжение и лишь под влиянием большого количества повторений, он овладевает легкими и свободными движениями.
Занятия швейным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер, воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус.
Кроме того, в процессе художественно - трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умение работать иглой, ножницами, фигурными трафаретами, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах.
При изготовлении изделий развиваются:
- воображение,
- внимание,
- зрительная память,
- глазомер,
- чувство формы, ритма, восприятие пространства, цвета.
Апрель 2023 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Развитие мелкой моторики на уроках технологии в условиях ФГОС
В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, вык...
развитие мелкой моторики на уроках технологии
развитие мелкой моторики на уроках технологии...
Доклад по результатам самообразования на тему: Развитие мелкой моторики школьников с УУО
Дети с умеренной умственной отсталостью характеризуются многообразными признаками в клинической картине вследствие органического поражения ЦНС, а также комплексными нарушениями физических, психических...
Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью. Пальчиковые дорожки
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательн...
СТАТЬЯ "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
Статья "Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики младших школьников с интеллектуальными нарушениями"...