Типы лидеров и вариативность методов их формирования в условиях школы
методическая разработка
Современное общество формирует особый запрос на лидеров. Хотим мы или нет, но человечество входит в новую информационную эпоху, в которой необходимо найти свое место не только всему обществу в целом, но и конкретно нашему, российскому обществу. Тот уникальный облик, который формировался веками, мы не имеем право потерять, но и уметь достойно отвечать на вызовы времени, адаптироваться к новым условиям и двигаться вперед – не менее важная задача.
Возникает вопрос – как с этими важнейшими задачами связана тематика лидерства, задача формирования лидеров в школе и связана ли вообще?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liderstvo_v_shkole.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Типы лидеров и вариативность методов их формирования в условиях школы».
Современное общество формирует особый запрос на лидеров. Хотим мы или нет, но человечество входит в новую информационную эпоху, в которой необходимо найти свое место не только всему обществу в целом, но и конкретно нашему, российскому обществу. Тот уникальный облик, который формировался веками, мы не имеем право потерять, но и уметь достойно отвечать на вызовы времени, адаптироваться к новым условиям и двигаться вперед – не менее важная задача.
Возникает вопрос – как с этими важнейшими задачами связана тематика лидерства, задача формирования лидеров в школе и связана ли вообще? Учитывая то, что пассионарии были, есть и будут всегда, особой задачей системы образования и, в первую очередь, школы, как важнейшего агента социализации, становится воспитание и формирование лидера, который будет способен направлять свою энергию на созидание, соотнося свои интересы с интересами своей страны. То есть, это те самые люди, которые будут определять будущее России.
Учитывая серьезность стоящей перед школой задачей, учитель должен осознанно подходить к вопросу методики формирования лидеров. Для меня, как педагога, безусловно важно опираться не на смутное, интуитивное представление о том, как работать с будущими лидерами, а иметь четкое представление о теоретических и практических аспектах подобной работы.
Психологическая наука определяет лидерство как способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилия всех на осуществление определенной цели. А это значит, что без группы лидера не существует. Можно заметить также, что в разных группах выдвигаются разные по характеру и личностным качествам люди – различные типы лидеров. Разные теории лидерства предлагают свои классификации этих типов: по преобладающим функциям, по влиянию на членов группы и т.п. Есть совсем простое деление на формальных и неформальных лидеров.
Но какую бы мы не брали теорию, какой бы не пользовались классификацией, очевидно, что на всех стадиях работы с будущими лидерами, таких как: выявление потенциальных лидеров, целевое формирование лидерских качеств, обучение навыкам командной работы и т.п., педагог должен постоянно учитывать личностные особенности своих воспитуемых, выбирая те варианты методик, которые в наибольшей степени будут способствовать развитию лидерских качеств конкретного ребенка.
Лидера выявляет деятельность. Соответственно, через сознательно организованную разноплановую деятельность возможно создать как ситуации, нацеленные на консолидацию группы, так и обеспечить благоприятные возможности для успеха учащихся, имеющих влияние на сверстников. И тут, на мой взгляд, ключевым понятием является именно разнообразность деятельности, так как в разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В этом случае различного вида ситуации позволяют выявить сложившиеся отношения в группе, а значит, дают возможность целенаправленно воздействовать на процесс их формирования, развития и исправления. В то же время, они представляют возможность не единожды проводить ребенка через определенные обстоятельства, что позволяет твердо усвоить социальный опыт в его многообразии. Индивидуальные особенности накладывают свой отпечаток на ситуации, что также позволяет корректировать и развивать нужные лидерские качества конкретного ребенка.
Подводя итог, стоит отметить, для успешного развития лидерского потенциала школьников необходимо наличие у педагога нужных компетенций в работе с лидерами. В их число входят знания педагогов о специфике работы с лидерами, осознание феноменов лидерства в современном мире, навык диагностирования лидерского потенциала ученика, умение организовать формирование лидерских качеств, способность учесть личностные характеристики лидеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"
В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...
Доклад «Методы оздоровления детей в условиях школы и дома».
Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Однако здоровье не выдается как выигрыш по лотерее. Ученые доказали, ч...
Трудовое воспитание в процессе реабилитации несовершеннолетних в условиях школы закрытого типа.
1. Роль трудового воспитания в процессе реабилитации в СОШЗТ...
«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях школы пенитенциарного типа
Гражданско-патриотическое воспитание в услових школы пенитенциарного типа...
Социализация детей с нарушением слуха и речи в условиях комплексного подхода по формированию личности в условиях школы-интерната.
Школьные годы – это период социальной адаптации детей к новой среде – обществу других детей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы-инте...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)
В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...