В творческой мастерской учителя литературы.
учебно-методический материал (8 класс)

Хатмуллина Айгель Мажитовна

Мастер-класс по передаче опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русской литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса: «В творческой мастерской учителя».

   Цель мастер-класса: создание условий для передачи опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русской литературы.

   Задачи:1) обеспечить активность участников в предстоящей деятельности;

2) оценить эффективность взаимодействия педагога и участников мастер-класса;

3) определить значимость полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности.

   Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие.

   Оборудование: презентация, раздаточный материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса.

   Приѐмы: творческие задания, вовлечение участников в работу, рефлексия.

  Тема моего мастер-класса «В творческой мастерской учителя».

 Крис Андерсон в книге «Слова меняют мир» приводит формулу успешного публичное выступления. По его мнению, успешное публичное выступление должно отвечать на три вопроса:

1.Что?    2. И что?    3. И что теперь?

Я свой мастер-класс  построю на этих трёх вопросах.

Что? Я расскажу о приёмах, которые важны для меня как учителю русского языка и литературы.

И что? Я расскажу: почему они важны, что в них интересного и полезного.

И что теперь? Я расскажу, где и как можно использовать их на практике.

- Первый приём, который я вам предлагаю, называется «Верите ли вы, что…», его можно использовать в начале урока, чтобы связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию.

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию у учащихся.            

Предлагаю ответить вам на вопросы приёма «Верите ли вы, что…»

  (ответ ДА  - аплодируете, НЕТ - топайте)

  1. Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?

Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках.

  1. Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»?

Да. Это университеты, слово образовано от латинского слова универсум».

  1. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
  2. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли при обучении детей?
  3. Верите ли вы, что по окончании мастер-класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

– Маска - театральная, карнавальная, всегда завораживает. Она скрывает тайну, которую хочется раскрыть. Итак, приём «Маска»: угадайте, кто под маской.

  • Писатель.
  • Родился в Сибири.
  • «Уроки доброты» ему преподала Лидия Михайловна Молокова.
  • Среди русских классиков своими учителями считал Федора Михайловича Достоевского и Ивана Алексеевича Бунина. 
  • В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру на присуждение Нобелевской премии по литературе.

(Валентин Григорьевич Распутин)

-Ну а чемодан может быть наполнен разными вещами. При помощи приёма «Чемодан» можно выйти на тему и цель урока, когда из чемодана достаешь разные предметы, а обучающиеся угадывают, о чём пойдет речь на уроке. Угадайте, пожалуйста, какое произведение Валентина Распутина связано с этими вещами: молоко, один рубль,  макароны, три больших красных яблока)? Верно, это произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»?

-Во время анализа эпизода произведения , после изучения главы/тома, перед написанием сочинения, развёрнутого ответа на вопрос можно использовать  Колесо эмоций психолога Роберта Плутчика.

Эффективнее всего будет сначала подробно проанализировать с учениками само колесо: все ли эмоции им понятны, знакомы?

В чём разница между печалью и грустью? Почему оптимизм находится между интересом и безмятежностью?

Уверена, что это будет очень интересная беседа. После того, как вы проделаете такую подготовительную работу, можно будет приступать к анализу эпизода и более детально обращать внимание на внутренний мир героя или читателя, который познакомился с текстом.

- Следующее интересное упражнение - приём «Что у героя в голове?» можно вести на протяжении изучения всего произведения, можно на уроке обобщения, обращаем внимание на потребности, ценности литературного героя. Это силуэт головы персонажа, который вы заполняете теми мыслями, которые появляются у него в голове. Можно заполнить области.  Например, какое место занимает карьера?

-Для развития творческих способностей учащихся, можно использовать приём ассоциаций «Если бы этот герой был бы… эпохой, пейзажем, музыкой, стихией, цветом, цветком»

Карточки для характеристики героя. Для характеристики литературного героя можно использовать карточки с необычными вопросами, которые помогут охарактеризовать героя по-новому, посмотреть на него под новым углом.  Можно раздать как индивидуальное задание, работать парами (причём можно сначала дать карточку каждому, попросить написать ответ, потом поменяться карточками и проверить, совпал ответ или нет).

- Благодарственное письмо литературному герою помогает ученикам проанализировать и оценить поступки героев, лучше понять внутренний мир. Предлагаю вам написать благодарственное письмо Лидии Михайловне.

- Конец урока предполагает рефлЕксия. Приём «Продолжи фразу»

На кубике написаны фразы. Учащиеся кидают кубик, и ту фразу, которая окажется на верхней грани,  продолжают.

Раньше я не знал, что…

Меня удивило…

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне захотелось…

   Используя на уроках литературы  данные приемы, убеждаюсь, что они способны поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижать утомляемость, повышать мотивацию обучения и интерес к предмету, формировать обстановку творческого сотрудничества, воспитывает творческую личность. 

    Закончить свое выступление я хотела бы словами древнегреческого философа Плутарха «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.    

Век XXI –век открытий.

Век инноваций, новизны, но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам  и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кабинет технологии - творческая мастерская учителя

Кабинет технологии. Оснащение кабинета....

Презентации к уроку по литературе "Цветопись в поэзии" (творческая мастерская по литературе)

Презентация учителя содержит вводный урок по литературе по теме "Цветопись в поэзии". Творческая мастерская по литературе. Данный урок можно проводить в 5-6 классах. Краткая аннотация §...

Кабинет - творческая мастерская учителя

Школа - это мастерская для наших учеников, ашкольные кабинеты – это отдельные участки этой мастерской, помещения, где проходит удивительная и увлекательная часть школьной жизни.В кабинете учителю прих...

Урок – творческая мастерская учителя.

Сегодня урок – это  творческая мастерская учителя....

Программа занятий кружка «Творческая мастерская» учителя русского языка и литературы

    Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе....

Кабинет информатики - творческая мастерская учителя

Обучение проходит более успешно, если хорошо оборудован кабинет информатики, в котором все должно содействовать повышению эффективности труда учителя и ученика, совершенствованию учебно-воспитательной...