«Технология проектной деятельности» - эффективная деятельностная (событийная) технология воспитания школьника.
методическая разработка
Технология проектов – это комплексная технология, которая позволяет индивидуализировать учебный и воспитательный процесс, даёт возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации контроля свой деятельности и творчество при выполнении заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.9.stazhirovka_21_.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мымрина Наталья Васильевна, учитель математики МБОУ «СОШ №73», высшая квалификационная категория.
«Технология проектной деятельности» - эффективная деятельностная (событийная) технология воспитания школьника.
Цель программы: освоение и использование технологии проектной деятельности для воспитания обучающихся.
На современном этапе, как и в обучении, так и в воспитании активно используется технология проектной деятельности. Технология проектов – это комплексная технология, которая позволяет индивидуализировать учебный и воспитательный процесс, даёт возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации контроля свой деятельности и творчество при выполнении заданий.
Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Для того чтобы процесс воспитания стал событийным, его содержание должно быть представлено в виде воспитательных событий. Работа над проектом это и есть событие, в том числе и воспитательное.
Понятие "проект" определяет получение результата, получаемого в процессе работы над проблемой. Результат можно применить в практической деятельности. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает связь исследовательских, поисковых, творческих проблемных методов и методов социального проектирования.
Результаты внедрения проектной деятельности в воспитательный процесс:
1. Умение работать с информацией.
2. Опыт постановки цели.
3. Опыт планирования работы
4. Расширение кругозора.
5. Развитие мышления.
6. Развитие эмоциональной сферы.
7. Опыт публичного выступления.
Описание технологии:
- Выбор цели. «Что мы будет делать?».
На этом этапе происходит мозговой штурм. Формулируются идеи и выполняется выбор идеи, которая будет реализовываться.
- Формулировка задач проекта. «Для чего мы это делаем?».
На этом этапе обучающиеся определяют, чего они хотят достичь. Важно вовлечь всех детей в обсуждение.
- Определение аудитории «Для кого мы это делаем?».
Учащиеся определяют аудиторию, на которую будет ориентирован проект. Это могут быть родители, другие учащиеся.
- Определение результата «Что мы хотим получить?» Дети обсуждают, по каким критериям они будут оценивать выполнен ли проект согласно задумке.
- Планирование этапов выполнения проекта. «С чего начать и что делать потом?». Составляют план работы и распределяют роли.
- Определение ресурсов. «Что нам нужно?»
- Определение сроков. Главный вопрос - «Когда сдавать?» Учащиеся осмысливают сроки, к которому нужно выполнить проект.
Технология может быть реализована на любой ступени обучения. Тематика проектов подбирается исходя из возраста обучающихся класса. Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.
Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация, электронный ресурс.
Для реализации проекта вовлекаются родители. Темы проектов: «Моя родословная», «Поздравление мам», «Чтим ветеранов», и др.
Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый учащийся может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. При реализации этапов проекта используются ИКТ технологии. Осуществляется взаимодействие в сети интернет с участниками проектирования. Происходит размещение информации в социальных группах для родителей, обучающихся класса и школы, для жителей города и др.
Оценка реализации данной технологии- степень участия обучающихся в данном проекте. Оценка выполняется по количественному критерию участия обучающихся в воспитательном событии. Рост относительно самого себя. Результат можно проанализировать краткосрочно: по степени участия, по заинтересованности в участии в проекте.
Критерии анализа | Воспитательное событие |
Степень активности педагога | |
Педагогическая позиция | |
Степень активности детей | |
Уровень самостоятельности детей | |
Разработка этапов деятельности | |
Личностный рост учащихся |
При выпуске обучающихся из 9 и 11 класса можно подвести итог. Насколько получены навыки работы с информацией, навыки публичного выступления, умение поддерживать диалог, отстаивать свою точку зрения.
Приложение 1. Обобщение собственного опыта.
Автор технологии – классный руководитель 11 класса.
С 5 до 11 класса реализовываю технологию проектной деятельности.
5 класс 100% выполнили проекты. 5 работ представлена на городскую НПК.
6 класс 100% выполнили проекты.
7 класс участие в конкурсе «Будь здоров» - 2 место, Городская НПК - призёр., участие в проекте Школа Росатома.
9 класс защита итогового проекта. 4 проекта – региональная конференция МИФИ, 1 участник проекта Школа Росатома.
10 класс защита итогового проекта. 5 проектов - участники и призёры городской НПК. 3 проекта – Конференция региональная МИФИ. 3 проекта – участники и призёры Школы Росатома. 2 проекта – Международная конференция «Молодёжь и Наука» УРФУ, 3 проекта участие в Евразийском экономическом форуме, 2 проекта «Васильевские чтения» - призёры.
Есть печатные статьи в сборнике « Молодёжь и Наука» УРФУ.
Тематика проектов- различные: предметные, социальные, экономические.
Обучающие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестанд...
Проектная деятельность как эффективная педагогическая технология развития школьников
О проектной деятельности школьников в практике школьной жизни, ее огромном образовательном и воспитательном потенциале, формирующем самостоятельность ребенка, развивающем его творческие и интеллектуал...
Проектная деятельность как эффективная форма патриотического воспитания подрастающего поколения
В методической разработке представлен опыт отдела художественного воспитания ДТДиМ Колпинского района по организации патриотического воспитания подрастающего поколения....
Мастер-класс «Проектная деятельность, как наиболее эффективная технология реализации ФГОС с детьми с ОВЗ. Изготовление лэпбука «Зима»
Цель мастер-класса: познакомить с опытом организации проектной деятельности с детьми с ОВЗ.Задачи мастер-класса:создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между ...
«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».
Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....