"Взаимодействие семьи и школы: аспекты нравственного воспитания"
учебно-методический материал

Шабанова Вера Валентиновна

"Взаимодействие семьи и школы: аспекты нравственного воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которая не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научить учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Учителю также необходимо всё время совершенствовать свои педагогические навыки, развиваться, самосовершенствоваться и идти в ногу со временем. И аттестация является эффективной формой повышения профессионального роста учителя.

Учитель особое внимание уделяет духовно-нравственному становлению личности ребёнка. А это процесс длительный и сложный. Каждый год, каждый этап духовного становления ребёнка связан с новыми отношениями к социальным ценностям, которые и являются подготовкой к определенным действиям во взрослом мире. Этот процесс последователен и необратим. Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может приостановиться и деградировать. Задача семьи и школы – помочь ребенку в этом нелегком процессе духовного становления.

Семья закладывает основы нравственности. Только в той среде, где чтят традиции и обычаи, где существует связь межу прошлым, настоящим и будущим можно воспитать истинно нравственного и духовного человека. Безусловно, воспитание должно быть основано на примере и величайшим авторитетом для ребенка могут стать отец и мать. Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Это очень важная проблема, которая сказывается на поступках и поведении ребенка, ведь взросление протекает у подростков по-разному. Как в этот период жизни может помочь семья, и какую она должна играть роль для своего ребенка, чтобы пережить это с минимальными потерями для него и для самих родителей?

Во-первых, это поддержка своего ребенка, сопереживание и понимание. Во-вторых, необходимо верить в своего ребенка, доверять ему и тогда ростки дадут свои всходы в более зрелом возрасте. Чтобы воспитать нравственного человека, необходимо формировать в детях определенные понятия с раннего детства. Что это за понятия? Конечно доброта, любовь к Родине, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга и трудолюбие.

Школа же должна продолжать родительское воспитание, а это возможно только в том случае, если семья доверяет ей. Велика роль воспитательной работы в формировании нравственно-эстетического идеала. Классный руководитель должен помочь ребятам разобраться в окружающих его людях, отыскать идеал прекрасного человека и помочь понять, в чем красота человека. Чтобы ребёнок верно расставил свои приоритеты, необходимо проводить специальные занятия, встречи с интересными людьми, беседы и диагностические исследования по изучению уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся.

Воспитательную работу мы строим по следующим направлениям: учебная деятельность, индивидуальная работа с учащимися, внеурочная деятельность, нравственно-духовное развитие учащихся, работа с родителями, психолого-диагностическая деятельность, работа по сохранению здоровья учащихся, патриотическое воспитание, развитие эстетических и творческих способностей, трудовое воспитание.

Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная открытий трудностей и проблем. Как помочь ему освоится в этом новом для него мире? Как удержать интерес к учебе? Как сделать так чтобы школьные годы остались в памяти светлым периодом жизни? В решении и этих и других вопросов большое значение имеет внеклассная работа. Она занимает важное место в жизни младшего школьника, одно из ее направлений – школьные праздники.

Готовясь к празднику, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей, такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.

Когда ученики играют роль, они пытаются, как актеры перевоплотиться, а не просто выразительно прочитать выученные слова. Праздники помогают каждому ребенку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это необходимо, ведь жизнь – театр, и в будущем детям придется сыграть еще много ролей. Дети в нашей школе очень любят тематические праздники, например такие как: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!», «Береги здоровье смолоду!». Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Выбранные нами темы нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по укреплению своего здоровья. Интеллект – здоровье – творчество, три составляющих развития гармоничной личности. Мероприятие на тему:«Правила дорожные знать каждому положено.» нацелено на формирование культуры безопасного поведения на дорогах, повышения роли пропаганды правил дорожного движения средствами искусства развития детского художественного творчества, профилактики асоциальных явлений.

Так же,  в течение учебного года проводятся следующие мероприятия по воспитанию духовно-нравственной личности:  месяц вежливости, неделя патриотизма, декада «Моя семья – один за всех и все за одного»,  проведен круглый стол «Крепко государство семьею», были проведены классные часы на темы «Красивое начало в человеке», «Гармония – основа красоты», «Как хорошо, что все мы разные» ко Дню толерантности, интерактивная игра «Жизненные ценности», игра «По имени называют, по отчеству величают», родительские собрания «Роль совместного отдыха родителей и детей», «Поговорите со мной, родители!», и т.д.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности?  Это Россия,  наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство,  наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающего для становления и развития его гражданственности, этнокультурной и социально-личностной идентификации.

Воспитание человека, способного к творческому самосовершенствованию, исполненного ответственности и любви к своей большой и малой родине, - важнейшее условие успешного развития России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...

Взаимодействие семьи и школы. Стили семейного воспитания

Материал для педагогов, классных руководителей о конструктивном взаимодействии с семьей учащегося...

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения

Статья расскрывает проблемы и возможности взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания, обучения, организации совместной деятельности классного руководителя, детей и их родителей....

Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формирова...