Статья : Взаимодействие семьи и школы в правовом воспитании учащихся.
статья

Кочова Ольга Константиновна

Предварительный просмотр:

УДК

Взаимодействие семьи и школы в правовом воспитании обучающихся.

Кочова О.К.,

Социальный педагог, Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №24»,

 Предгорный муниципальный округ, станица Суворовская, Россия.

The interaction of family and school in the legal education of students.

Kochova O.K.,

Social pedagogue, Municipal budgetary

educational institution «Secondary school №24»,

Foothill municipal district, stanitsa Suvorovskaya,

Russia.

Аннотация: в данной статье дается определение правового воспитания, анализируется роль семьи и школы в правовом воспитании подрастающего поколения. Семья принимает активное участие в процессе правового просвещения ребенка, осознании им роли права в жизни каждого. Именно это определяет важность повышения уровня правовой грамотности родителей несовершеннолетних. Забота об обеспечении данного условия ложится на один из основных общественных институтов, а именно на школы. «Обязанности без права есть рабство; право без обязанности – анархия». (Ф. Ламенне)

Annotation: This article defines legal education, analyzes the role of family and school in the legal education of the younger generation. The family takes an active part in the process of legal education of the child, his awareness of the role of law in everyone's life. This is what determines the importance of increasing the level of legal literacy of parents of minors. The care of ensuring this condition falls on one of the main public institutions, namely schools.  «Duties without right are slavery; right without duty is anarchy» (F. Lamenne)

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое сознание, правовая культура, семья, школа.

Key words: legal education, legal consciousness, legal culture, family, school.

Начать статью хотелось бы со слов Виссариона Григорьевича Белинского: «На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сдался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…»

На протяжении всего периода социализации ребенок находится под влиянием двух основных социальных институтов: семьи и школы. При этом, существует определенная логика взаимодействия этих субъектов, связанная, во-первых, с особенностями целей и задач, которые выполняют семья и школа в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Во-вторых, с последовательного воздействия на сознание и поведение детей разного возраста начинается приобщение к культуре в семье, а школа всегда опирается на тот или иной уровень культуры, который сформирован у детей родителями.

Цели   правового воспитания: повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей; приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Задачи: вооружение обучающихся и их родителей правовыми знаниями, формирование правового самосознания, формирование активной жизненной позиции.

Принципы: безусловное уважение личности подростка, защита прав и законных интересов обучающихся, защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации, взаимодействие различных заинтересованных служб.   

Правовое воспитание является одним из средств повышения уровня правосознания и правовой культуры несовершеннолетних. По мнению Т.В. Худойкиной, правовое воспитание – это организованный, управляемый целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [3, С. 206].

Важная роль в правовом воспитании подрастающего поколения принадлежит семье и школе. Семья может воспитывать человека по-разному: активным, способным преодолевать жизненные трудности, или существом, стремящимся только к наслаждению и удовольствию. Семья может заложить хорошую основу, на которой вырастет светлая человеческая личность, но может и испортить этот фундамент, и тогда усилия общества, направленные на формирование общественно полезного человека, столкнутся с негативным влиянием семьи и родителей [1, С. 11].

В настоящее время происходят изменения парадигмы отношений семьи, школы, государства. Если раньше семья помогала школе, государству воспитывать детей, то сегодня государство и школа помогают семье воспитывать детей.  

В раннем детстве ребенок осваивает мир преимущественно на основе подражания, то родители выступают для него в качестве тех субъектов, чье поведение он копирует. Это относится ко всем видам деятельности: нравственной, трудовой, а также той, которая связана с выполнением требований правовых норм. Степень соблюдения различных норм права близкими родственниками выступает в качестве ориентира для растущего человека. Формирование позитивного правосознания подростков происходит на основе соблюдения моральных норм. Если родители не научили ребенка управлять своими желаниями, правильно воспринимать понятия «можно», «нужно» и «нельзя», то впоследствии ему очень трудно будет стать нравственно зрелым человеком.  

Успешность правового воспитания в семье зависит от наличия базовых знаний родителей в области права и их желания повышать собственную правовую культуру. Уровень правовой культуры родителей представляет собой степень их готовности к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на правовых знаниях и умении взаимодействовать с ребенком, желание приобщить его к правовым ценностям и нормам. Уровень правовой культуры родителей зависит от уровня их образования, общей культуры, определяется уровнем собственной правовой воспитанности, а также накопленным жизненным опытом. В настоящее время в обществе сформировалось неоднозначное отношение к правовым ценностям и нормам, преобладает правовой нигилизм, недоверие к закону и правоохранительной системе. Это отношение к закону и праву транслируется в семье от старшего поколения к младшему. Правовая неграмотность родителей, негативное отношение к правовым нормам приводят к просчетам в правовом воспитании в семье.

Следовательно, решение проблемы правового воспитания в семье в современных условиях зависит от целенаправленного взаимодействия семьи и учебного заведения. С принятием закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Каждая семья имеет свои экономические, педагогические проблемы, своё представление о системе семейного воспитания. Современным семьям особенно необходима поддержка со стороны педагогов из-за многообразия кризисных явлений в их жизни. Образовательное учреждение остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие подростка, родителей и социума. Однако сейчас уже нельзя ограничиться привычными формами фронтального просвещения родителей.

 Современная практика взаимодействия с родителями предлагает разнообразные формы организации работы по оказанию помощи в семейном правовом воспитании:

  • дискуссии, в основе которых наиболее распространенные правовые ситуации;
  • индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся правопонимания и правоприменения, предупреждения асоциального поведения;
  • тематическое консультирование – работа с семьями, дети в которых переживают одну и ту же проблему;
  • просвещение через интернет – создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам правового образования и воспитания.

        Повышение правовой культуры семьи – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:

  • гуманистическая направленность во взаимодействии с семьей;
  • интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на правовое воспитание молодежи;
  • стимулирование родителей к сотрудничеству;
  • многообразие форм работы с родителями;
  • добровольность и конфиденциальность.

 Правовое воспитание − важнейшая задача и школы, и родителей. И именно работа педагогов в этом направлении может существенно повлиять на уровень правовой культуры детей, а это, в свою очередь, окажет существенное влияние на их дальнейшую жизнь: поможет избежать фатальных ошибок, научит отстаивать свои права и уважать чужие, критично относиться к предложениям, влекущим нарушение законов. Предупреждение правонарушений – единая задача семьи, учебного заведения, общества и государства.

Список литературы

  1. Кубанков Е.С. Актуальные проблемы правового воспитания молодежи. – Москва: Знание, 1985. – 40 с.
  2. Недвицкая М.Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. – Москва: УЦ Перспектива, 2011.
  3. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. – 2015. – №11 (56). –  С. 206 – 208.

References

  1. Kubankov E.S. Actual problems of legal education of youth. – Moscow: Znanie, 1985. – 40 p.
  2. Nedvitskaya M.N. Theory and practice of the organization of pedagogical interaction between school and family. – Moscow: UTS Perspektiva, 2011.
  3. Khudoikina T.V. Legal education as the main factor in preventing legal conflicts // Global scientific potential. – 2015. – №11 (56). – Pp. 206-208.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,...

Педагогическая статья "Взаимодействие семьи и школы в совместном творчестве учащихся, родителей и учителя"

Считаю, что школа должна дружить с семьёй так, чтобы был постоянный обмен педагогическими открытиями.  В нашем деле нет мелочей, и именно малое подчас мешает созидать великое. Поэтому объясняю ро...

Взаимодействие семьи и школы. Стили семейного воспитания

Материал для педагогов, классных руководителей о конструктивном взаимодействии с семьей учащегося...

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения

Статья расскрывает проблемы и возможности взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания, обучения, организации совместной деятельности классного руководителя, детей и их родителей....

Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формирова...

"Взаимодействие семьи и школы: аспекты нравственного воспитания"

quot;Взаимодействие семьи и школы: аспекты нравственного воспитания"...