ИОМ учителей русского языка и литературы
методическая разработка

Гармаева Гелена Васильевна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_uchiteley_russkogo_yazyka_i_literatury.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

ИОМ учителей русского языка и литературы

Проблема использования педагогических технологий в преподавании русского языка в школе волнует ученых и педагогов-практиков давно.

Цель: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.

Тема самообразования: Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.     Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека и организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную. 

Направления по изучению и применению новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы. (

- Самообразование (персональный уровень)

        - Работа в профессиональном сообществе
(командный уровень)

        - Участие в методической работе школы
(организационный уровень)

Самообразование (персональный уровень)

  • Изучить материалы по ФГОС  
  • Изучить учебно-методическую литературу и  интернет – источники по теме самообразования
  • Пройти курсы повышения квалификации по теме самообразования

Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. Сейчас существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке.

Компьютерные обучающие программы по русскому языку:

А) Продукты серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка»

Б) Компьютерный учебник по русскому языку от фирмы «Зареалье»

В) Орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей» (разработчик НПП «ЭРИКОС»)

Г) Программы серии «Школьный наставник. Компьютерное обучение»

Д) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика»

Словари и энциклопедии:

А) Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля

Б) Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки»

В) Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера

Г) «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка»

Методические материалы в сети:

А)  ИД «Первое сентября», Русский язык - http://festival.1september.ru/russian

Б)  Методически-информационный портал «Инфоурок» - http://infourok.ru/russkij-jazyk-i-literatura.html

В)  "Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"-  http://www.uchportal.ru

Г) Справочно - информационный портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

Д) Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» -  http://www.openclass.ru

Достаточно полный перечень этих ресурсов представлен в книге М. Ширинской «Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку».

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению ИКТ на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Мы чаще, чем другие педагоги-предметники,  обращаемся к вопросам нравственности, в большей мере несем ответственность за формирование и становление внутреннего мира ребенка, чаще обращаемся к душе. По большому счету наша главная цель – формирование языковой компетенции как главнейшего средства социализации личности и вместе с тем развитие творческой личности.

Используя на своих уроках ИКТ, я прежде всего руководствуюсь принципом целесообразности и всегда задаю себе вопрос: «Зачем?»

Я применяю ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

Во-вторых, ИКТ целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, для коррекции и учета знаний учащихся. В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.

Этот урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним праздникам, поэтому идея проведения урока в форме путешествия родилась сама собой. В качестве иллюстраций в презентации используются новогодние открытки и анимационные картинки. Дети путешествуют по странам, знакомятся с традициями разных народов мира, получают задания, связанные с именем существительным. Тем самым мы воспитываем любознательность, уважение к традициям и культуре других стран, а также совершенствуют умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительные, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы имён существительных.

Учащимся интересно работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами.

Информационные технологии, конечно, не могут на уроке заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...