"Некоторые технологии контроля уровня смыслового чтения"
статья

Васильева Ольга Леонидовна

В статье рассматривается не только проблема смыслового чтения в школах, но и важность работы учителя над формированием и оценкой такого чтения.  Основное место занимает описание  технологий (приёмов) работы  с прочитанным текстом, направленных на формирование смыслового чтения и читательской грамотности в целом. Автор делится методическими наработками, которые может использовать любой учитель, готовый перенять опыт своих коллег.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vasilevoy_o.l.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ    
           СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
        Some level control technologies formation of semantic reading.

Васильева Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ «Тылгынинская средняя
общеобразовательная школа им. И.Н.Ханды»
с. Тербяс, Вилюйский район
Республика Саха (Якутия).
Vasilyeva Olga Leonidovna,  
teacher of Russian language and  literature
of the highest category
MBOU "Tylgyninskaya secondary
school named after I.N.Khanda"
v. Terbyas, Vilyuysky district
of the Republic of Sakha (Yakutia).

Аннотация:  В статье рассматривается не только проблема смыслового чтения в школах, но и важность работы учителя над формированием и оценкой такого чтения.  Основное место занимает описание  технологий (приёмов) работы  с прочитанным текстом, направленных на формирование смыслового чтения и читательской грамотности в целом. Автор делится методическими наработками, которые может использовать любой учитель, готовый перенять опыт своих коллег.
         
Abstract: The article considers not only the problem of semantic reading in schools, but also the importance of the teacher's work on the formation and evaluation of such reading. The main place is occupied by the description of technologies (techniques) of working with the read text, aimed at the formation of semantic reading and reader literacy in general. The author shares methodological developments that can be used by any teacher who is ready to learn from the experience of his colleagues.
         
Ключевые слова:  смысловое чтение, приёмы контроля смыслового чтения, читательская грамотность, содержание и смысл прочитанного текста, уровень смыслового чтения.
         
Keywords: semantic reading, semantic reading control techniques, reader literacy, the content and meaning of the read text, the level of semantic reading.

Актуальность проблемы чтения среди школьников в наши дни  очевидна. Множество факторов современной жизни, влияющих на интересы и запросы наших детей, к сожалению, приводят к минимизации чтения художественной литературы. Книгу заменяют более «интересные » на взгляд учащихся вещи: социальные сети, компьютерные игры.    Перед каждым учителем, и учителем литературы прежде всего, встает сложный вопрос: как в таких условиях привить любовь к чтению, причём, к чтению смысловому, вдумчивому, глубокому, позволяющему отобрать нужное, оценить, систематизировать, проанализировать информацию ?
         Общий уровень читательской грамотности наших учеников напрямую зависит от уровня сформированности смыслового чтения, то есть чтения, которое нацелено на понимание смыслового содержания текста. Соответственно, целью смыслового чтения является умение вчитаться и проникнуть в смысл , максимально точно и полно понять содержание прочитанного, «уловить» детали, практически осмыслить информацию.  Владение смысловым чтением способствует не только развитию устной и письменной речи, но и продуктивному обучению в целом.
         Для решения проблем формирования смыслового чтения на уроках русского языка и литературы учителя, как правило, используют множество различных приёмов (стратегий) в работе с любым текстом, которые, в свою очередь, помогают развивать у учащихся читательскую грамотность. Важно привлечь детей к активной деятельности в работе с текстом. Учителю необходимо построить работу так, чтобы учащиеся с интересом могли добывать информацию и использовать её в жизни.
         Существует множество приёмов   построения работы с текстом, направленных на формирование у учащихся смыслового чтения, а также способов проверки уровня этой сформированности. Описанные ниже приёмы работы с текстом, направленные на совершенствование навыков внимательного, вдумчивого чтения, в основном, подразумевают работу с текстом после его прочтения, не сопровождаемого комментариями учителя.  Данные приёмы помогают выявить уровень понимания смысла прочитанного текста. Учитель сам может выбрать вариант работы с текстом: индивидуальный, групповой, фронтальный, командный, парный. Почти все предложенные приёмы работы с текстом учитель может варьировать по своему усмотрению, основываясь на уровне читательской грамотности учащихся, их способностей и успеваемости, а также личностных качеств каждого учащегося.
         Перейдём к описанию некоторых приёмов работы по контролю смыслового чтения.
«Ключевое слово». Варианты: 1) учитель называет ключевое слово или словосочетание, ученик рассказывает эпизод из прочитанного текста, связанный с этим словом; 2) то же самое, но работают две команды, по очереди выполняя эти задания. Сначала одна из команд называет ключевое слово или словосочетание, фразу, а другая должна дать ответ и наоборот; 3) ученик подбирает точное слово, словосочетание или фразу, характеризующие эпизод, микротему.
«Три факта» (можно 1 или 2 факта, в зависимости от объёма прочитанного текста и информационной насыщенности). Учащиеся по очереди или в случайной последовательности, по жребию, называют любые 3 факта из прочитанного текста. Следующие игроки не должны повторять эти факты.  Такой приём хорош на проверку внимательности при самостоятельном чтении статей о жизни и творчестве писателей, а также содержания научно-популярных статей.
«Три вопроса». Варианты: 1) учащиеся готовят по три вопроса по прочитанному тексту. 2)  учитель задает классу /командам/каждому ученику в отдельности 3 вопроса разной сложности; 3)  команды поочередно задают друг другу по 3 вопроса; 4) ученик задаёт классу 3 вопроса. Оцениваются точность, оригинальность, внимательность при продумывании учащимися  вопросов и точность ответов на вопросы учителя.
«Ассоциация». Показываются предметы, картинки, иллюстрации, символы. Учащиеся проводят ассоциацию с информацией, почерпанной в прочитанном тексте.
«Правда/ложь» (варианты названий: «Да/нет», «Свидетель») Учитель задаёт вопросы, на которые учащийся должен ответить отрицательно или утвердительно, опираясь на содержание прочитанного текста.    
«Зеркало».  Задания на соответствие. Можно дать учащимся самостоятельно составить подобное задание для своих одноклассников. Например, в первой колонке таблицы расписать характеристики,  описания внешности или поступки героев, а во второй – имена возможных лиц, о которых говорится в первой колонке. Задача: провести соответствие.
«Неслучайная случайность». Учащиеся индивидуально или в группе могут провести анализ некоторых фактов, событий, описанных в тексте, говорящих о том или подтверждающих то, что какое-либо событие произошло с героем/героями произведения неслучайно. Оно имело определённое последствие или сыграло важную роль в дальнейшей судьбе героя/героев (например, якобы случайная встреча Петруши Гринева с Емельяном Пугачёвым в метель/ «Капитанская дочка»).
Игра «Шерлок Холмс». Учитель выстраивает ход игры следующим образом: составляет карту или план действий одной  или двух  команд (в зависимости от количества учащихся). За время урока учащиеся проходят различные этапы по определённой территории школы (могут быть кабинеты, коридор, фойе и т.д) в поисках конвертов с заданиями или подсказок на отгадывание той или иной задачи, связанной с содержанием прочитанного произведения. Суть игры в том, чтобы, успешно пройдя все этапы, добраться до «ключа» к отгадке какого-либо секрета, тайны, связанных с произведением. Данное задание требует от учителя много времени на подготовку, но оно этого стоит.
«
Сравни-ка».  Задание на сравнение, сопоставление двух - трех фактов, героев, описаний и т.д. (например, описание Кистенёвки и Покровского / «Дубровский»; сравнение Жилина и Костылина /  «Кавказский пленник» ). Удобно оформлять в виде таблицы. Работать можно как индивидуально, так и в группе.
«
Спроси у меня». Варианты: 1) Учащиеся задают вопросы по тексту одному из учащихся,  или в пересказе от первого лица (если ученик выступает в роли героя произведения) учащиеся задают вопросы к этому лицу. Можно, чтобы одновременно несколько учеников выступало в роли героев произведения, и им задавались вопросы от других учащихся или учителя («Почему ты…?», «О чем ты думал(-а), когда…?», «Как ты решился (-ась)…?» и т.д). Оценивается умение учеников погрузиться в образ и давать ответы именно с позиции героя, которого они представляют, соответствующие   раскрытию его характера. 2) Ученик готовит и задаёт вопрос любому учащемуся, который должен ответить на этот вопрос и далее задать свой вопрос  любому другому ученику класса, и так далее по цепочке. Участвуют все. Вопросы не должны повторяться. Оцениваются и вопросы, и ответы.
«Расскажи мне о себе». В этом задании учащемуся необходимо погружение в образ , чтобы передать информацию о герое произведения от первого лица, употребляя местоимения «я», «мы». Другой вариант - «Расскажи мне обо мне», когда ученик в роли одного  персонажа произведения рассказывает о другом, используя местоимения второго лица. Оценивается правдоподобность и умение перевоплотиться в героя произведения.
«Очки». Задание на обнаружение мелких, незначительных, казалось бы, деталей в описании или повествовании, которые  играют определенную художественную и смысловую роль.
«
Я психолог». Задание на выявление важных психологических моментов в поведении героев, в смене настроения повествования, описания, роли окружающей среды, явлений природы и тд. (например, поведение Татьяны, когда ей объявляют о том, что выдают её замуж  за пьяницу Капитона («…повернулась, оперлась легонько о притолоку и ушла»- признак глубокого душевного волнения, безысходности,  но неминуемости события, покорности воле господ) / «Муму»).
«
Конструктор». Варианты: 1) В работе с небольшими по объему текстами следует по памяти вставить  пропущенные слова или словосочетания, фразы, фамилии. То есть сконструировать текст , собрать его как мозаику. Предварительно необходимо ознакомиться с текстом-оригиналом; 2) Восстановить последовательность прочитанного текста (по фразам, ключевым словам, иллюстрациям).
«Вперёд-вперёд!». Задания на прохождение уровней по знанию содержания прочитанного (изученного). Всего 5 уровней. Соответственно, учащимся задаются вопросы на каждом уровне по принципу «от легкого к сложному». Кто сколько уровней смог пройти, получил соответствующую оценку. Сколько вопросов можно задать одному ученику на одном уровне – решает учитель.
«
Покажи мне». Задача – продемонстрировать прочитанный текст (небольшой по объёму, например, сказку или рассказ нравоучительного содержания). Текст читается несколько раз, распределяются роли. Обязательно должен быть автор. Даётся время на репетицию, проигрывание сценария по памяти. И – конечный результат.  Желательно, чтобы учитель произвел съемку поставленного, чтобы показать учащимся со стороны их «продукт». При коллективном просмотре ребята смогут проанализировать свою работу, увидеть недостатки, услышать свою речь и тд.  
         Разнообразить контроль знания содержания прочитанного произведения можно различными версиями таких телевизионных игр, как
«Своя игра» , «Что? Где? Когда?» . Они очень нравятся детям, активизируют их мыслительную деятельность и побуждают к внимательному чтению произведений.
         Наиболее используемыми способами проверки знания текста, конечно же, остаются тестирование и викторины. Материал для викторин каждый учитель может разработать сам в зависимости от преследуемых целей.
         В средних классах ученики могут самостоятельно заполнить таблицу по содержанию  и смыслу прочитанного текста, например, басни. Таблица может содержать такие пункты, как
персонажи/характеристики/поступки/мораль и тд.  Обобщение прочитанного материала в виде таблицы – важный прием работы  в старших классах при изучении теории и истории литературы. После прочтения статей учебника учащиеся, заполняя таблицу, могут продемонстрировать свой уровень смыслового чтения. Например, при изучении  таких литературных течений в русской поэзии, как символизм, акмеизм, футуризм, ребята могут заполнить колонки, характеризующие эти направления, показать их особенности, отличия, представителей, идеи  и тд.
         Разумеется,   в старших классах предлагаются более сложные виды работ после чтения, например,
 тезисный или вопросный планы по прочитанному тексту. Такая работа учащегося хорошо демонстрирует уровень его смыслового чтения и других компетенций, связанных с работой по тексту.
         Можно предложить учащимся выразить свое мнение по прочитанному в сочинениях-эссе
«… моими глазами» (например, «Грибоедов моими глазами»), в котором тоже можно увидеть глубину понимания прочитанного материала.
         На этапе подведения итогов по прочитанному уместно использовать прием «
Три мнения». Учащиеся делятся на три команды и выбирают позицию (мышь, гора, орёл). Задачи команд: рассмотреть какое-либо событие, описанное в тексте, во-первых,  с точки зрения «мыши», то есть одного конкретного человека, рассудить, как это событие повлияло на жизнь конкретного человека (узкое рассмотрение). Во-вторых, с точки зрения «горы», то есть с более широкой точки зрения- влияние на социум, на окружающий мир, территорию. И точка зрения «орла » - это взгляд на событие в широком масштабе страны и тд.  Таким способом можно проанализировать такие произведения, как «Война и мир», «Капитанская дочка» и тд. После высказывания командами мнений, гипотез, необходимо подвести один общий итог.
         Одним из глубоких видов анализа, работы по прочитанному является лабораторная работа по литературе в старших классах. Учитель ставит задачу или задаёт проблемный вопрос (иногда такой вопрос возникает у учащихся во время анализа произведения, и тогда учитель может «зацепиться» за этот вопрос) и предлагает  детям провести лабораторию с целью найти ответ. Совместно составляется «технологическая карта», то есть план лабораторной работы, учащиеся распределяются по группам для решения конкретных задач.  В конце  все представляют результаты своей работы, подводят итоги и приходят к решению проблемного задания/вопроса. Или,  по крайней мере, к гипотезе. Важно, чтобы дети почувствовали важность исследования, поисковой работы, научились глубже смотреть на факты, читать «между строк».
         Подчеркну, что данные приемы можно эффективно использовать не только на уроках литературы, но и на любых других уроках. Всё зависит от подхода учителя, который может легко адаптировать ту или иную идею под свой преподаваемый предмет.      
                             

                            Список использованной литературы:  

1.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2.
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-kak trebovanie-fgos-i-resursnyy-potentsial-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya  

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психики человека, способствующие формированию смыслового чтения. Уровни понимания текста.

С точки зрения психологии в формировании смыслового чтения у учащихся участвуют все высшие психические функции: мышление, память, внимание, восприятие и понимание. Подробно я хотела бы остановиться се...

Тестирование как технология контроля уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся

Тестирование является одной из технологий контроля, которая нашла свое  отражение в работах В.А.Коккоты, А.А.Миролюбова, О.Г Полякова, Т.М.Фоменко, И.А.Цатуровой, Макнамарры и др. В развитии отеч...

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...

"Некоторые приемы смыслового чтения на уроках биологии"

Проблема чтения в настоящее время является особо актуальной и смысловое чтение является одним из приоритетных направлений в обучении. Представляю вашему вниманию приемы работы с текстом, которые ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...