Формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению
статья
Доклад по данной теме, в котором рассматривается понятие мотивации, факторы учебной мотивации, формирование мотивации учения. Рассматриваются формы и методы, применение которых способствуют повышению мотивации к учебно - познавательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_uchashchimisya_s_nizkoy_motivatsiey_k_obucheniyu.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению
Начать свое выступление хочу с притчи.
Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
- Жду тебя, - ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание.
- Верно, - удивился прохожий.
- Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
- Тогда бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ…Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
- Меня больше радуют твои перышки…
Притча наводит на мысль о том, что учитель действительно растёт вместе со своим учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти выход.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить /К. Д. Ушинский
Да, учитель руководит образовательным процессом. От него зависит, какие знания получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий обучения. А как быть, если учитель использует всевозможные технологии обучения, различные приемы и методы работы, но они не дают результатов? Никому не секрет, что нет методических разработок для работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе, потому приходится учителю использовать свои наработки.
Что же такое мотивация?
Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели, связанное с удовлетворением потребности человека. Успешное обучение без мотивации невозможно.
Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.
Значение мотивации:
- Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
- Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
- Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
- во-первых, она определяется образовательным учреждением;
- во-вторых, организацией образовательного процесса;
- в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
- в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
- в-пятых, спецификой учебного предмета.
Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности – оказалось, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося.
Как сказал Сухомлинский В.А. «Все наши замыслы все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Формирование мотивации учения
Смысл учения. Мотив учения.
- Учёт возрастных особенностей школьников.
- Создание ситуации успеха.
- Вера учителя в возможности ученика.
- Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Постановка целей
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
- Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Эмоции
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
- Эмоциональная речь учителя.
- Применение поощрения или порицания.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Использование игровых технологий.
Интерес
- Использование нестандартных ситуаций.
- Нестандартная форма проведения уроков.
- Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.
- Использование познавательных и дидактических технологий.
Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно – познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:
- урок – практикум,
- урок – путешествие,
- урок – экскурсия,
- урок – ролевая игра,
- урок – игра,
- урок – аукцион,
- урок – сказка,
- интегрированный урок.
Как повысить мотивацию на уроках математики. Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес – начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Я работаю в 6, 8, 10 и 11 классах и как можно мотивировать детей на изучение математики на разных ступенях обучения. В 6 классе стараюсь использовать разнообразные дидактические игры (выстраивание цепочек вычислений, находить значения выражений и решение задач с их расшифровкой). С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу и умения, желания учиться. Игровой момент в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.
Для развития интеллекта использую разного рода головоломки, шарады, ребусы.
Игровой прием выставления оценок как « накопительная система», когда в течение урока оцениваю каждого ученика, поддерживаю интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован как можно в большем получении в течение урока выдаваемых фишек (кружочки, квадратики, треугольники и т д), которые в итоге урока превратятся в оценку.
Домашнее задание иногда задаю дифференцированно, кому – то задания базового уровня, кому – то повышенного. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (придумать текст задачи по теме, нарисовать картинки к задаче и т п) также способствует повышению интереса к предмету
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.
Хороший результат на уроках даёт групповая работа. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.
Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия (лабораторная работа по окружности и кругу, построении диаграмм), занятия на которых применяются наблюдения учащихся (например, при решении задач на отношения, пропорции, записи показаний термометра и т д), а также активное участие детей во внеклассной работе (участие в проведении внеклассных мероприятий).
Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на дополнительных занятиях.
Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста, что и отмечаю в 8 классе. Отмечаю слабую нацеленность на оценку, неумение ставить цели и преодолевать трудности, слабая заинтересованность в успехах, отрицательное отношение к школе и учителям.
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский
Причины спада школьной мотивации:
- У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Продуктивность учебной деятельности.
- Непонимание цели учения.
- Страх перед школой.
- Нарушение режима дня.
Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:
— создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
— демонстрация достижений учащегося;
— интересность урока, его значимость, прозрачность;
— создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
— создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;
— использование положительного подкрепления (похвала),
— использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;
— связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;
— справедливое оценивание; посильные трудности;
— игровые моменты.
В 10 и 11 классах учащиеся чаще всего мотивированы на учебу, поэтому практикую уроки проблемного обучения, на которых исследовательская атмосфера позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученью. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Проявляю дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения. Учащихся стараюсь ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности. И наоборот, если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.
Неуспевающего учащегося стараюсь привлекать к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала. Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников, не спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению.
Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога и, конечно же, родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя или посещая родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
В итоге можно сделать следующие выводы:
в работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие принципы обучения
1. уже на начальном этапе урока заинтересовать детей темой урока;
2. по мере возможности в игровой форме давать задания учащимся младшего и среднего звена;
3. в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно объяснить тему урока;
4. доброжелательно общаться с детьми;
5. использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.
Таким образом, только продуманное обучение, интересные для детей уроки способствуют осознанному усвоению знаний. Низкая учебная мотивация школьников является одной из наиболее сложных проблем современного образования. Решение данной проблемы в каждом конкретном случае зависит от конкретного педагога, способного увлечь учащихся процессом познания мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...
Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...
Формы работы с учащимися с низкой мотивацией и их стимулирование
В проекте дается анализ положения в школе, в наслеге, приведены итоги анкетирования и опроса, указаны этапы работы проекта, поставлены цель, задачи, указаны ожидаемые результаты, составлен план работы...
Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ. ( из опыта работы )
Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ....
план работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению
план работы с учащимися 9 класса Шишкеевской СОШ, имнеющими низкую мотивацию к обучению...
Доклад на тему "Система работы с учащимися , имеющими низкую мотивацию к обучению"
Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению...