Формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению
статья

Яблоновская Ирина Александровна

Доклад по данной теме, в котором рассматривается понятие мотивации, факторы учебной мотивации, формирование мотивации учения. Рассматриваются формы и методы, применение которых способствуют повышению мотивации к учебно - познавательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению

Начать свое выступление хочу с притчи.

Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

- Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

- Жду тебя, - ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание.

- Верно, - удивился прохожий.

- Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.

- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

- Тогда бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему.

- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ…Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

- Меня больше радуют твои перышки…

       Притча наводит на мысль о том, что учитель действительно растёт вместе со своим учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти выход.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить                            /К. Д. Ушинский

Да, учитель руководит образовательным процессом. От него зависит, какие знания получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий обучения. А как быть, если учитель использует всевозможные технологии обучения, различные приемы и методы работы, но они не дают результатов? Никому не секрет, что нет методических разработок для работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе, потому приходится учителю использовать свои наработки.

Что же такое мотивация?

Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели, связанное с удовлетворением потребности человека. Успешное обучение без мотивации невозможно.

Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств   побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.

Значение мотивации:

  • Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
  • Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
  • Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
  • Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: 

  • во-первых, она определяется образовательным учреждением;
  • во-вторых, организацией образовательного процесса; 
  • в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); 
  • в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  
  • в-пятых, спецификой учебного предмета. 

Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности – оказалось, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося.

Как сказал Сухомлинский В.А. «Все наши замыслы все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Формирование мотивации учения

Смысл учения. Мотив учения.

  • Учёт возрастных особенностей школьников.
  • Создание ситуации успеха.
  • Вера учителя в возможности ученика.
  • Формирование адекватной самооценки у учащихся.

Постановка целей

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
  • Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Эмоции

  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
  • Эмоциональная речь учителя.
  • Применение поощрения или порицания.
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • Использование игровых технологий.

Интерес

  • Использование нестандартных ситуаций.
  • Нестандартная форма проведения уроков.
  • Использование коллективных и групповых форм организации  учебной деятельности.
  • Использование познавательных и дидактических технологий.

       Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно – познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

  • урок – практикум,
  • урок – путешествие,
  • урок – экскурсия,
  • урок – ролевая игра,
  • урок – игра,
  • урок – аукцион,
  • урок – сказка,
  • интегрированный урок.

      Как повысить мотивацию на уроках математики. Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес – начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Я работаю в 6, 8, 10 и 11 классах и как можно мотивировать детей на изучение математики на разных ступенях обучения. В 6 классе стараюсь использовать разнообразные дидактические игры (выстраивание цепочек вычислений, находить значения выражений и решение задач с их расшифровкой). С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу  и умения, желания учиться. Игровой момент в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.

Для развития интеллекта использую разного рода головоломки, шарады, ребусы.

Игровой прием выставления оценок как « накопительная система», когда в течение урока оцениваю каждого ученика, поддерживаю интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован как можно в большем получении в течение урока выдаваемых фишек (кружочки, квадратики, треугольники и т д), которые в итоге урока превратятся в оценку.

      Домашнее задание иногда задаю дифференцированно,  кому – то задания базового уровня, кому – то повышенного. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (придумать текст задачи по теме, нарисовать картинки к задаче и т п) также способствует повышению интереса к предмету

       Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. 

      Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Хороший результат на уроках даёт групповая работа. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.

    Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия (лабораторная работа по окружности и кругу, построении диаграмм), занятия на которых применяются наблюдения учащихся (например, при решении задач на отношения, пропорции, записи показаний термометра и т д), а также активное участие детей во внеклассной работе (участие в проведении внеклассных мероприятий).

    Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на дополнительных занятиях.

      Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста, что и отмечаю в 8 классе. Отмечаю слабую нацеленность на оценку, неумение ставить цели и преодолевать трудности, слабая заинтересованность в успехах, отрицательное отношение к школе и учителям.

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье  месяцы и годы. Это развращает.        В.А.Сухомлинский

Причины спада школьной мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. Личная значимость предмета.
  5. Умственное развитие ученика.
  6. Продуктивность учебной деятельности.
  7. Непонимание цели учения.
  8. Страх перед школой.  
  9. Нарушение режима дня. 

Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся: 

— создание на уроке ситуации успеха для учащихся;

— демонстрация достижений учащегося;

— интересность урока, его значимость, прозрачность;

— создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;

— создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;

— использование положительного подкрепления (похвала),

— использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;

— связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;

— справедливое оценивание; посильные трудности;

— игровые моменты. 

       В 10 и 11 классах учащиеся чаще всего мотивированы на учебу, поэтому практикую уроки проблемного обучения, на которых исследовательская атмосфера  позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученью. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

    Проявляю  дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения. Учащихся стараюсь ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности.  И наоборот, если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.

       Неуспевающего учащегося стараюсь привлекать к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала. Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников, не спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению.

       Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога и, конечно же, родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя или посещая родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

В итоге можно сделать следующие  выводы:

в работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие принципы обучения

1. уже на начальном этапе урока заинтересовать детей темой урока;

2. по мере возможности в игровой форме давать задания учащимся младшего и среднего звена;

3. в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно объяснить тему урока;

4. доброжелательно общаться с детьми;

5. использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.

Таким образом, только продуманное обучение, интересные для детей уроки способствуют осознанному усвоению знаний. Низкая учебная мотивация школьников является одной из наиболее сложных проблем современного образования. Решение данной проблемы в каждом конкретном случае зависит от конкретного педагога, способного увлечь учащихся процессом познания мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...

Формы работы с учащимися с низкой мотивацией и их стимулирование

В проекте дается анализ положения в школе, в наслеге, приведены итоги анкетирования и опроса, указаны этапы работы проекта, поставлены цель, задачи, указаны ожидаемые результаты, составлен план работы...

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ. ( из опыта работы )

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ....

план работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению

план работы с учащимися 9 класса Шишкеевской СОШ, имнеющими низкую мотивацию к обучению...

Доклад на тему "Система работы с учащимися , имеющими низкую мотивацию к обучению"

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению...