Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает.
Каждый из нас наверняка может припомнить такой момент, когда мы что-то не хотели делать, а потом были счастливы и довольны полученными результатами. И уже в другой раз именно эти результаты становились своего рода "гирьками" на весах "мотивация-антимотивация", которые переполняли чашу и побуждали активность.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других?
Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, включают активность. Именно в эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, и именно они являются спусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций мотивацию можно подразделить на позитивную и негативную. Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и, когда их интенсивность становится большой (индивидуальный порог для каждого человека), люди переходят к действиям. Например, внутренний механизм микростратегии следующий: Вiк1 ….К"+" …Аiд… Вiк2…Кe (вижу себя на международной конференции, говорящего на английском, испытываю позитивные чувства, говорю себе, что это здорово и пора начать обучение, представляю, как читаю учебник, иду к книжному шкафу и беру книгу). Негативная мотивация обычно организована по той же схеме с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не сможет их выносить. Например, в упрощенном виде это выглядит так: Вiк1 ….К"-" …Аiд… К"-"! …Кe (вижу, как смешно и глупо выгляжу на международной конференции без знания языка, говорю себе, что это ужасно, чувствую, что это меня расстраивает еще больше, и терпеть больше не могу, иду за книгой).
Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет. Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения, непонимания и т.п. Подобные эмоциональные состояния могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению!
Мотивация зависит от знания того, как учиться, и обратной связи по ходу обучения. Неясность в представлениях "о маршруте движения" порождает отрицательные эмоции и неуверенность, а собственная реакция на ошибки приводит к закреплению этих негативных эмоций. И наоборот, четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже очень маленькими успехами усиливает состояние успеха и активность.
Мотивация связана с целями людей. Человек - существо рациональное и иррациональное одновременно. С точки зрения внутренней экономии психических сил, времени и энергозатрат люди лучше мотивируют себя значительными целями! Спросите себя, на что у вас всегда найдется время? И вы быстро заметите, что в этот список попадут либо ваши удовольствия (в которых вы имеете автоматическую мотивацию и для их реализации почти ничего не надо делать особенного), или цели, которые суперценны для вас!
Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных источников антимотивации. Ограничивающие убеждения становятся своего рода воротами, или шлагбаумом, через который не проникает то, что расходится с их логикой и правилами. Убеждения кристаллизуются вокруг системы ценностей человека, создавая систему личных правил о себе и мире вокруг. Именно ценности наивысшим образом отличают нас от других людей. Благодаря им, мы получаем ту или иную самореализацию. Задумайтесь, зачем вы хотите освоить, к примеру, английский язык? Какая ценность в большей степени скрывается за целью обучения? Это – развитие, деньги, творчество, общение, успех, уважение, профессионализм или что-то еще?
Мотивация определяется личностным своеобразием и социальными ролями человека. Задумывались ли вы, почему полиглоты осваивают так много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или развитие сверхспособностей. В этом заключается даже не самая главная часть правды. Наше общение с некоторыми из них отчетливо показывает, что освоение нового языка для полиглота - это самое лучшее проявление их уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл длительного периода их жизни. Многие из этих людей сделали освоение языков собственным хобби, профессией, стилем жизни, удовольствием - тем, без чего их как индивидуальностей не существует. Многие из полиглотов согласны изучать языки и вкладывать в это свое время, даже если у них не будет элементарных средств к существованию. Большая часть их личного и профессионального времени - это увлекательное путешествие в мир собственных стратегий, различных культур, самопознание и соревнование с собой (других подобных соперников просто не бывает). Изучение языков - это их способ самореализации и жизни. Часто национальная самоидентификация тесно связывается со знанием языка данной культуры. В некоторых билингвальных семьях, где, например, отец - русский, а мать - татарка, дети хорошо владеют двумя языками. Это происходит не только за счет того, что в этих семьях используется эффективная стратегия обучения, но и потому, что ребенок отождествляет себя и с отцом, и с матерью, а оба языка на уровне бессознательного убеждения (импринта) считаются им родными и равнозначными, становясь частью личной самоидентификации.
Помните: мотивация внутри вас.
На школьных занятиях по различным предметам преподаватель часто сталкивается с низкой активностью учащихся на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания, с неуспеваемостью по предмету, с большим количеством пропусков.
Каковы же причины этого? Можно много говорить о профессионализме преподавателя, об отсутствии положительной познавательной мотивации у учащихся.
Мотивация учения складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые взаимоотношения друг с другом сторон. Важнейшими считаются общественные идеалы, смысл учения для школьника, его цели, желания, эмоции, интересы. Учение – это, прежде всего деятельность. А залог успешной деятельности – это осознанность её смысла.
Смысл – личная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.
От смысла, который имеет для человека данное действие, зависит понимание этого действия. Интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Лишь при условии возникновения познавательных мотивов возможно действительное, а не формальное овладение материалом.
Конкретные мотивы, побуждающие ребёнка учиться, определяют то, чем становятся для ребёнка полученные знания и как они усваиваются.
Во многих психологических работах выдвигается идея зависимости усвоения материала от отношения учащихся к данному материалу. Писатель и педагог Л.Н. Толстой писал, что «образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования – есть удовлетворение, с которым оно воспринимается».
Требование, вытекающее из принципа сознательного обучения, включает в себя ясное понимание того, почему, зачем это надо учить, т.е. понимание смысла, который изучаемое имеет для ребёнка.
Недостаточно, чтобы ребёнок усвоил значение данного предмета, нужно, чтобы он соответственно отнёсся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые им знания будут для него живыми, определят его отношение к миру.
Таким образом, пассивное поведение на уроке, отсутствие интереса к происходящему на уроке, низкий уровень усвоения знаний свидетельствует о неосознанности смысла учебной деятельности в целом и отдельных действий на уроке в частности.
Способность «относится», сознательно выявлять и утверждать собственную позицию в проблемной ситуации, самоопределяться, не врождённая. Педагог должен, по словам Я.А. Коменского, «думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию…». И таким ключевым психолого-педагогическим средством в руках учителя является самоопределение.
Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Оказываясь в той или иной ситуации, человек строит для себя определённые версии о том, что происходит вокруг. Когда построена определённая версия, на её основе идёт выбор «модели» поведения человека в данной ситуации. Поведение, в свою очередь, зависит от потребностей человека.
Самоопределение может быть организовано «управленцем» - человеком, управляющим определённой деятельностью. В этом случае самоопределение получает ещё и искусственный компонент. Управленец включает будущего деятеля в деятельность, сообщает определённые нормы и требования будущей деятельности. Деятель, в свою очередь, должен их осознать, соотнести со своими актуализированными потребностями и принять решение о «вхождении» в деятельность, взяв тем самым на себя обязанность подчиняться её требованиям.
Самоопределение учащихся может быть организовано как к деятельности на уроке в целом, так и к определённым «отрезкам» урока, т.е. к определённым действиям, к содержанию урока.
Следующий ниже пример иллюстрирует способ построения будущей профессиональной деятельности: самоопределение учащихся к теме, целям, способам деятельности на уроке. Этому полагается отвести 5-6 минут в начале урока, так как эффективность занятия зависит от того, как преподаватель его начнёт. Основная задача организационного этапа – психологически подготовить учащихся к работе.
Возьмём урок английского языка в 10 классе (по учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М.).
Цели и задачи урока: знакомство с формальным, неформальным и нейтральным стилями речи; развитие способности к выбору выражений, адекватных ситуациям общения; развитие коммуникабельности; развитие таких общеучебных умений и навыков, как действие по образцу, анализ синтез, сравнение.
Психолого-педагогический аспект – развитие способности самоопределяться; развитие самооценки и самоконтроля учащихся, умения приспосабливаться, адаптироваться к различным ситуациям.
В начальный момент урока необходимо организовать самоопределение учащихся к деятельности. Это достигается следующим образом.
Учитель сообщает ученикам определённые рамки цели, темы, способов деятельности. Учащиеся осознают их и соотносят со своими актуализированными потребностями. Учитель уточняет правильность понимания установленных рамок и определяет их значимость для учащихся. Если потребности ученика больше, чем данные учителем рамки, то их надо расширить так, чтобы они соответствовали потребностям ученика. Если же, наоборот, ученик не заинтересован в овладении этим материалом, он должен подвести свои потребности под минимальные рамки цели, темы и способов деятельности, которые для него уменьшит учитель.
Таким образом, одно из основных требований для учителя – сделать рамки цели, темы и способов деятельности гибкими.
Практически осуществляем самоопределение учащихся к цели, теме и способам деятельности следующим образом.
- Постановка учителем темы и цели урока. При этом цель занятия должна сообщаться в терминах умений, а не в терминах языкового материала, которым предстоит «овладеть». Для любого возраста значимой целью является лишь то, что они могут ощущать как задачу общения и в реальном общении на родном языке. Сегодня мы научимся, как надо правильно задавать вопросы с целью получить какую-либо информацию в различных ситуациях общения.
- Ознакомление учащихся со способами достижения цели. Чтобы достичь поставленную цель, мы с вами проанализируем различные ситуации, попытаемся квалифицировать их как formal или informal и затем определим, какие речевые высказывания используются в каждом типе ситуации.
- Проверка понимания учащимися темы занятия, цели, способов её достижения. Это особенно важно, если занятие посвящено формированию интеллектуального речевого умения – классифицировать, обобщать, выявлять неупомянутый объект. Как вы поняли цель сегодняшнего урока? Как мы будем её достигать?
- Интересно ли это для учащихся, важно, значимо? Да/нет. Почему?
Это для вас интересно, важно, значимо? Почему? Если не следует ответа от учащихся, необходимо дать варианты ответа как культурные образцы.
- Согласны ли учащиеся терпеть все «тяготы» работы, чтобы достичь поставленную цель? Вы готовы, согласны начать нелёгкую работу?
Вопросы самоопределения желательно формулировать на иностранном языке. Иноязычная постановка данных вопросов одновременно служит и аудитивной «речевой зарядкой».
Таким образом, учащиеся осознали тему, цель и способы деятельности, соотнесли их со своими способностями и выразили согласие начать познавательную деятельность. В этом случае ученик сможет понять, какую пользу принесёт ему каждый новый тип заданий, чем помогут подготовительные упражнения в решении основной задачи урока, почему задания нельзя поменять местами. Более того, в условиях сотрудничества у учащихся будет возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных, а иногда и отказаться от выполнения задания, если этот отказ мотивирован. (Так, например, задание может показаться учащемуся непосильным, или слишком лёгким, или, с его точки зрения, всё уже сказано по этой проблеме.) учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на уроке не по полученной отметке, а в терминах «чему научился». И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.
Поддерживать у школьников желание работать изо дня в день, продвигаясь вперёд маленькими шажками, - дело нелёгкое. Одним из способов развития социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащения знаний по предмету является метод проектов. Он создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребёнка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя.
Проектную деятельность можно осваивать постепенно, от простых микропроектов (тематических альбомов, коллажей, настенных плакатов, постеров, открыток) до долгосрочных исследовательских работ, выполняемых по всем законам и правилам данной технологии. В среднем звене способом реализации проекта на практике может стать экскурсия (по музею, школе, городу и т.д.). В старших классах проект может быть представлен в виде компьютерной презентации, с использованием мультимедиа эффектов, что делает работу более наглядной и привлекательной.
Проект – это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.
В проекте всё идёт от фантазии, воображения и, если даже всем ученикам предлагается одна-единственная тема, то всё равно проектные работы получаются разными, непохожими друг на друга.
Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам.
Проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят.
Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.
Преподаватели, работающие по проектной методике, отмечают, что данный метод, несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению предмета и формированию индивидуальных творческих и познавательных способностей.
Отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим.
В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, так как выполнение проектов даёт возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.
Причиной низкой мотивации у учащихся может служить отсутствие своевременной индивидуальной помощи при возникновении отставания учащихся.
Как известно, при изучении некоторых предметов (математики, иностранного языка, физики, химии и т.д.) малейшие пробелы в знании ранее пройденного материала делают невозможным успешное продвижение вперёд. Если учащемуся, отстающему по тем или иным причинам, не будет своевременно оказана эффективная помощь, его попытки догнать класс могут оказаться бесплодными. В результате нередко возникает отрицательное отношение к предмету. Учащиеся связывает свои неудачи с какими-то особыми непреодолимыми трудностями предмета.
Так, если причина низкой мотивации заключается в том, что в знаниях учащихся есть пробелы, тормозящие их работу, учитель должен тщательно продумать план работы, направить её на ликвидацию этих пробелов. В свой план он включает дополнительные занятия, индивидуальные задания и т.д. все эти мероприятия должны иметь строго направленный характер. Они ни в коем случае не должны превращаться в натаскивание по материалу очередного урока, ибо такая «помощь» не может устранить причины, лежащие в основе отставания, и внушить учащемуся веру в свои силы.
Важным условием преодоления низкой активности учащихся по предмету является ознакомление учителя с характером их работы над другими предметами, с их участием во внеклассной и внешкольной работе, читательскими интересами и т.д. Всё это необходимо для того, чтобы учитель в своей работе по воспитанию правильного отношения к учебному предмету мог опереться на достигнутый учащимися уровень сознательности, на их интересы, стремления. Учитель должен ясно представлять те связи и отношения, которые могут быть установлены между его предметом и всем тем, что привлекает особое внимание и интересы учащихся.
Если, например, у большинства учащихся в классе любимым предметом является математика, то при изучении иностранного языка учитель может найти такие приёмы преподавания, которые требуют усиленной работы мышления. Это необходимо, чтобы учащиеся убедились, что решение «задач» в процессе чтения и перевода текста представляет собой увлекательную умственную деятельность, сближающую работу над иностранным языком с работой над решением математических задач.
Использование межпредметных связей является важным условием успешного развития правильного отношения к учебным предметам, к обучению в целом. Оно помогает учащимся понять, что полученные знания можно применить в различных областях, усиливает практическую направленность обучения.
Эффективными методами работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, традиционно являются игровые методы.
В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность участников игры.
Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность.
Учёные считают, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).
Использование игровых методов на уроке оправдано огромным значением игры для психического развития детей в любом возрасте.
Для дошкольника игра - первичная стихийная школа, которая предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями той культурной среды, в которой он живет. Д.Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, то, что доступно их наблюдению и пониманию (именно «картины» окружающего мира находят отражение в сюжетах и содержаниях детских игр).
В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, развивает познавательную активность школьников.
Игровые формы обучения иностранному языку актуальны и на старшей ступени школьного образования, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия старших подростков. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности. Для старшего школьника важна содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся пережить радость самостоятельных открытий. Когнитивные процессы подростка очень противоречивы: с одной стороны восприятие, внимание, память характеризуются устойчивостью и возрастанием произвольности, но с другой стороны они чрезвычайно ситуативные. Учащиеся проявляют интерес и запоминают только ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Педагогу необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы познавательные процессы учащихся были активизированы. Г. Лебедев указывал, что познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
Игровой метод имеет богатый обучающий и психотерапевтический потенциал. Игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в старшей школе. Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.
Таким образом, основным направлением работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности – это выбор таких форм и методов обучения, которые воздействуют на эмоциональную сферу учащихся, опираются на их личные интересы, стремления и потребности, способствуют осознанному отношению к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_povyshenii_motivacii.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает.
Каждый из нас наверняка может припомнить такой момент, когда мы что-то не хотели делать, а потом были счастливы и довольны полученными результатами. И уже в другой раз именно эти результаты становились своего рода "гирьками" на весах "мотивация-антимотивация", которые переполняли чашу и побуждали активность.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других?
Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, включают активность. Именно в эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, и именно они являются спусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций мотивацию можно подразделить на позитивную и негативную. Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и, когда их интенсивность становится большой (индивидуальный порог для каждого человека), люди переходят к действиям. Например, внутренний механизм микростратегии следующий: Вiк1 ….К"+" …Аiд… Вiк2…Кe (вижу себя на международной конференции, говорящего на английском, испытываю позитивные чувства, говорю себе, что это здорово и пора начать обучение, представляю, как читаю учебник, иду к книжному шкафу и беру книгу). Негативная мотивация обычно организована по той же схеме с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не сможет их выносить. Например, в упрощенном виде это выглядит так: Вiк1 ….К"-" …Аiд… К"-"! …Кe (вижу, как смешно и глупо выгляжу на международной конференции без знания языка, говорю себе, что это ужасно, чувствую, что это меня расстраивает еще больше, и терпеть больше не могу, иду за книгой).
Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет. Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения, непонимания и т.п. Подобные эмоциональные состояния могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению!
Мотивация зависит от знания того, как учиться, и обратной связи по ходу обучения. Неясность в представлениях "о маршруте движения" порождает отрицательные эмоции и неуверенность, а собственная реакция на ошибки приводит к закреплению этих негативных эмоций. И наоборот, четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже очень маленькими успехами усиливает состояние успеха и активность.
Мотивация связана с целями людей. Человек - существо рациональное и иррациональное одновременно. С точки зрения внутренней экономии психических сил, времени и энергозатрат люди лучше мотивируют себя значительными целями! Спросите себя, на что у вас всегда найдется время? И вы быстро заметите, что в этот список попадут либо ваши удовольствия (в которых вы имеете автоматическую мотивацию и для их реализации почти ничего не надо делать особенного), или цели, которые суперценны для вас!
Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных источников антимотивации. Ограничивающие убеждения становятся своего рода воротами, или шлагбаумом, через который не проникает то, что расходится с их логикой и правилами. Убеждения кристаллизуются вокруг системы ценностей человека, создавая систему личных правил о себе и мире вокруг. Именно ценности наивысшим образом отличают нас от других людей. Благодаря им, мы получаем ту или иную самореализацию. Задумайтесь, зачем вы хотите освоить, к примеру, английский язык? Какая ценность в большей степени скрывается за целью обучения? Это – развитие, деньги, творчество, общение, успех, уважение, профессионализм или что-то еще?
Мотивация определяется личностным своеобразием и социальными ролями человека. Задумывались ли вы, почему полиглоты осваивают так много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или развитие сверхспособностей. В этом заключается даже не самая главная часть правды. Наше общение с некоторыми из них отчетливо показывает, что освоение нового языка для полиглота - это самое лучшее проявление их уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл длительного периода их жизни. Многие из этих людей сделали освоение языков собственным хобби, профессией, стилем жизни, удовольствием - тем, без чего их как индивидуальностей не существует. Многие из полиглотов согласны изучать языки и вкладывать в это свое время, даже если у них не будет элементарных средств к существованию. Большая часть их личного и профессионального времени - это увлекательное путешествие в мир собственных стратегий, различных культур, самопознание и соревнование с собой (других подобных соперников просто не бывает). Изучение языков - это их способ самореализации и жизни. Часто национальная самоидентификация тесно связывается со знанием языка данной культуры. В некоторых билингвальных семьях, где, например, отец - русский, а мать - татарка, дети хорошо владеют двумя языками. Это происходит не только за счет того, что в этих семьях используется эффективная стратегия обучения, но и потому, что ребенок отождествляет себя и с отцом, и с матерью, а оба языка на уровне бессознательного убеждения (импринта) считаются им родными и равнозначными, становясь частью личной самоидентификации.
Помните: мотивация внутри вас.
На школьных занятиях по различным предметам преподаватель часто сталкивается с низкой активностью учащихся на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания, с неуспеваемостью по предмету, с большим количеством пропусков.
Каковы же причины этого? Можно много говорить о профессионализме преподавателя, об отсутствии положительной познавательной мотивации у учащихся.
Мотивация учения складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые взаимоотношения друг с другом сторон. Важнейшими считаются общественные идеалы, смысл учения для школьника, его цели, желания, эмоции, интересы. Учение – это, прежде всего деятельность. А залог успешной деятельности – это осознанность её смысла.
Смысл – личная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.
От смысла, который имеет для человека данное действие, зависит понимание этого действия. Интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Лишь при условии возникновения познавательных мотивов возможно действительное, а не формальное овладение материалом.
Конкретные мотивы, побуждающие ребёнка учиться, определяют то, чем становятся для ребёнка полученные знания и как они усваиваются.
Во многих психологических работах выдвигается идея зависимости усвоения материала от отношения учащихся к данному материалу. Писатель и педагог Л.Н. Толстой писал, что «образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования – есть удовлетворение, с которым оно воспринимается».
Требование, вытекающее из принципа сознательного обучения, включает в себя ясное понимание того, почему, зачем это надо учить, т.е. понимание смысла, который изучаемое имеет для ребёнка.
Недостаточно, чтобы ребёнок усвоил значение данного предмета, нужно, чтобы он соответственно отнёсся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые им знания будут для него живыми, определят его отношение к миру.
Таким образом, пассивное поведение на уроке, отсутствие интереса к происходящему на уроке, низкий уровень усвоения знаний свидетельствует о неосознанности смысла учебной деятельности в целом и отдельных действий на уроке в частности.
Способность «относится», сознательно выявлять и утверждать собственную позицию в проблемной ситуации, самоопределяться, не врождённая. Педагог должен, по словам Я.А. Коменского, «думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию…». И таким ключевым психолого-педагогическим средством в руках учителя является самоопределение.
Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Оказываясь в той или иной ситуации, человек строит для себя определённые версии о том, что происходит вокруг. Когда построена определённая версия, на её основе идёт выбор «модели» поведения человека в данной ситуации. Поведение, в свою очередь, зависит от потребностей человека.
Самоопределение может быть организовано «управленцем» - человеком, управляющим определённой деятельностью. В этом случае самоопределение получает ещё и искусственный компонент. Управленец включает будущего деятеля в деятельность, сообщает определённые нормы и требования будущей деятельности. Деятель, в свою очередь, должен их осознать, соотнести со своими актуализированными потребностями и принять решение о «вхождении» в деятельность, взяв тем самым на себя обязанность подчиняться её требованиям.
Самоопределение учащихся может быть организовано как к деятельности на уроке в целом, так и к определённым «отрезкам» урока, т.е. к определённым действиям, к содержанию урока.
Следующий ниже пример иллюстрирует способ построения будущей профессиональной деятельности: самоопределение учащихся к теме, целям, способам деятельности на уроке. Этому полагается отвести 5-6 минут в начале урока, так как эффективность занятия зависит от того, как преподаватель его начнёт. Основная задача организационного этапа – психологически подготовить учащихся к работе.
Возьмём урок английского языка в 10 классе (по учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М.).
Цели и задачи урока: знакомство с формальным, неформальным и нейтральным стилями речи; развитие способности к выбору выражений, адекватных ситуациям общения; развитие коммуникабельности; развитие таких общеучебных умений и навыков, как действие по образцу, анализ синтез, сравнение.
Психолого-педагогический аспект – развитие способности самоопределяться; развитие самооценки и самоконтроля учащихся, умения приспосабливаться, адаптироваться к различным ситуациям.
В начальный момент урока необходимо организовать самоопределение учащихся к деятельности. Это достигается следующим образом.
Учитель сообщает ученикам определённые рамки цели, темы, способов деятельности. Учащиеся осознают их и соотносят со своими актуализированными потребностями. Учитель уточняет правильность понимания установленных рамок и определяет их значимость для учащихся. Если потребности ученика больше, чем данные учителем рамки, то их надо расширить так, чтобы они соответствовали потребностям ученика. Если же, наоборот, ученик не заинтересован в овладении этим материалом, он должен подвести свои потребности под минимальные рамки цели, темы и способов деятельности, которые для него уменьшит учитель.
Таким образом, одно из основных требований для учителя – сделать рамки цели, темы и способов деятельности гибкими.
Практически осуществляем самоопределение учащихся к цели, теме и способам деятельности следующим образом.
- Постановка учителем темы и цели урока. При этом цель занятия должна сообщаться в терминах умений, а не в терминах языкового материала, которым предстоит «овладеть». Для любого возраста значимой целью является лишь то, что они могут ощущать как задачу общения и в реальном общении на родном языке. Сегодня мы научимся, как надо правильно задавать вопросы с целью получить какую-либо информацию в различных ситуациях общения.
- Ознакомление учащихся со способами достижения цели. Чтобы достичь поставленную цель, мы с вами проанализируем различные ситуации, попытаемся квалифицировать их как formal или informal и затем определим, какие речевые высказывания используются в каждом типе ситуации.
- Проверка понимания учащимися темы занятия, цели, способов её достижения. Это особенно важно, если занятие посвящено формированию интеллектуального речевого умения – классифицировать, обобщать, выявлять неупомянутый объект. Как вы поняли цель сегодняшнего урока? Как мы будем её достигать?
- Интересно ли это для учащихся, важно, значимо? Да/нет. Почему?
Это для вас интересно, важно, значимо? Почему? Если не следует ответа от учащихся, необходимо дать варианты ответа как культурные образцы.
- Согласны ли учащиеся терпеть все «тяготы» работы, чтобы достичь поставленную цель? Вы готовы, согласны начать нелёгкую работу?
Вопросы самоопределения желательно формулировать на иностранном языке. Иноязычная постановка данных вопросов одновременно служит и аудитивной «речевой зарядкой».
Таким образом, учащиеся осознали тему, цель и способы деятельности, соотнесли их со своими способностями и выразили согласие начать познавательную деятельность. В этом случае ученик сможет понять, какую пользу принесёт ему каждый новый тип заданий, чем помогут подготовительные упражнения в решении основной задачи урока, почему задания нельзя поменять местами. Более того, в условиях сотрудничества у учащихся будет возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных, а иногда и отказаться от выполнения задания, если этот отказ мотивирован. (Так, например, задание может показаться учащемуся непосильным, или слишком лёгким, или, с его точки зрения, всё уже сказано по этой проблеме.) учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на уроке не по полученной отметке, а в терминах «чему научился». И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.
Поддерживать у школьников желание работать изо дня в день, продвигаясь вперёд маленькими шажками, - дело нелёгкое. Одним из способов развития социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащения знаний по предмету является метод проектов. Он создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребёнка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя.
Проектную деятельность можно осваивать постепенно, от простых микропроектов (тематических альбомов, коллажей, настенных плакатов, постеров, открыток) до долгосрочных исследовательских работ, выполняемых по всем законам и правилам данной технологии. В среднем звене способом реализации проекта на практике может стать экскурсия (по музею, школе, городу и т.д.). В старших классах проект может быть представлен в виде компьютерной презентации, с использованием мультимедиа эффектов, что делает работу более наглядной и привлекательной.
Проект – это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.
В проекте всё идёт от фантазии, воображения и, если даже всем ученикам предлагается одна-единственная тема, то всё равно проектные работы получаются разными, непохожими друг на друга.
Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам.
Проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят.
Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.
Преподаватели, работающие по проектной методике, отмечают, что данный метод, несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению предмета и формированию индивидуальных творческих и познавательных способностей.
Отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим.
В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, так как выполнение проектов даёт возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.
Причиной низкой мотивации у учащихся может служить отсутствие своевременной индивидуальной помощи при возникновении отставания учащихся.
Как известно, при изучении некоторых предметов (математики, иностранного языка, физики, химии и т.д.) малейшие пробелы в знании ранее пройденного материала делают невозможным успешное продвижение вперёд. Если учащемуся, отстающему по тем или иным причинам, не будет своевременно оказана эффективная помощь, его попытки догнать класс могут оказаться бесплодными. В результате нередко возникает отрицательное отношение к предмету. Учащиеся связывает свои неудачи с какими-то особыми непреодолимыми трудностями предмета.
Так, если причина низкой мотивации заключается в том, что в знаниях учащихся есть пробелы, тормозящие их работу, учитель должен тщательно продумать план работы, направить её на ликвидацию этих пробелов. В свой план он включает дополнительные занятия, индивидуальные задания и т.д. все эти мероприятия должны иметь строго направленный характер. Они ни в коем случае не должны превращаться в натаскивание по материалу очередного урока, ибо такая «помощь» не может устранить причины, лежащие в основе отставания, и внушить учащемуся веру в свои силы.
Важным условием преодоления низкой активности учащихся по предмету является ознакомление учителя с характером их работы над другими предметами, с их участием во внеклассной и внешкольной работе, читательскими интересами и т.д. Всё это необходимо для того, чтобы учитель в своей работе по воспитанию правильного отношения к учебному предмету мог опереться на достигнутый учащимися уровень сознательности, на их интересы, стремления. Учитель должен ясно представлять те связи и отношения, которые могут быть установлены между его предметом и всем тем, что привлекает особое внимание и интересы учащихся.
Если, например, у большинства учащихся в классе любимым предметом является математика, то при изучении иностранного языка учитель может найти такие приёмы преподавания, которые требуют усиленной работы мышления. Это необходимо, чтобы учащиеся убедились, что решение «задач» в процессе чтения и перевода текста представляет собой увлекательную умственную деятельность, сближающую работу над иностранным языком с работой над решением математических задач.
Использование межпредметных связей является важным условием успешного развития правильного отношения к учебным предметам, к обучению в целом. Оно помогает учащимся понять, что полученные знания можно применить в различных областях, усиливает практическую направленность обучения.
Эффективными методами работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, традиционно являются игровые методы.
В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность участников игры.
Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность.
Учёные считают, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).
Использование игровых методов на уроке оправдано огромным значением игры для психического развития детей в любом возрасте.
Для дошкольника игра - первичная стихийная школа, которая предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями той культурной среды, в которой он живет. Д.Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, то, что доступно их наблюдению и пониманию (именно «картины» окружающего мира находят отражение в сюжетах и содержаниях детских игр).
В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, развивает познавательную активность школьников.
Игровые формы обучения иностранному языку актуальны и на старшей ступени школьного образования, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия старших подростков. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности. Для старшего школьника важна содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся пережить радость самостоятельных открытий. Когнитивные процессы подростка очень противоречивы: с одной стороны восприятие, внимание, память характеризуются устойчивостью и возрастанием произвольности, но с другой стороны они чрезвычайно ситуативные. Учащиеся проявляют интерес и запоминают только ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Педагогу необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы познавательные процессы учащихся были активизированы. Г. Лебедев указывал, что познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
Игровой метод имеет богатый обучающий и психотерапевтический потенциал. Игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в старшей школе. Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.
Таким образом, основным направлением работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности – это выбор таких форм и методов обучения, которые воздействуют на эмоциональную сферу учащихся, опираются на их личные интересы, стремления и потребности, способствуют осознанному отношению к учебной деятельности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Беломестненская средняя общеобразовательная школа»
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию
к учебно-познавательной деятельности.
(Доклад)
Подготовила: Чемёркина Т.Л.,
учитель иностранного языка
2010-2011
учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...
Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы ...
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя с...
Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебно-познавательной деятельности.
В данной статье даются практические рекомендации по организации работы с учениками, имеющими низкую мотивацию учебно-познавательной деятельности....
Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности на уроках географии.
Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности на уроках географии....
Формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению
Доклад по данной теме, в котором рассматривается понятие мотивации, факторы учебной мотивации, формирование мотивации учения. Рассматриваются формы и методы, применение которых способствуют повышению ...