Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
материал
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse._duhovno-nravstvennoe_vospitanie_traditsii_i_novatsii.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
Автор эссе: старший вожатый, учитель ИЗО, МАОУ СОШ №30, Назина С.А.
В современное время, в условиях новой модели образования заметное место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России. Сможет ли новая школа существовать без укрепления духовных начал, нравственных основ жизни? конечно же нет, ведь невозможно поступательное развитие российского общества без этого.
Уже не один десяток лет говорят, что человечество живет в постоянно обновляющемся мире, который буквально захлестывают волны информации и научно-технического прогресса. Очевидно, что окружающий человека мир изменяется неизмеримо быстрее, чем сам человек. Свидетельством тому служит борьба за деньги и власть, всплеск жестокости и насилия, разгул терроризма, национальной вражды, презрения к достоинству других людей. Значит, внутренний мир человека, мотивы, побуждающие его к той или иной деятельности, выбор добра или зла мало зависят от технических достижений и научных прорывов. Напротив, умный, хорошо образованный негодяй гораздо опаснее для общества, чем «простак», о котором с иронией говорят: «хороший человек не профессия».
Проблема в том, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не воспитываются. Потому известные философы, например, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев говорили, что самая трудная наука – это наука самопознания, ибо, заглянуть в себя, иной человек найдет в душе лишь мерзость запустения, а там должны быть святыни. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей? Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него сложная задача - сохранить свою совесть как надежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подобное поведение под стать духовному подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).
Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Поэтому в духовно-нравственном воспитании первостепенное значение имеет:
- духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований;
- постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры;
- знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь;
- бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.
Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлеченность детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.
Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. Духовный кризис, переживаемый в России, обусловлен тем, что основополагающие ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена. Разумная модель образования сегодня, новации в системе образования должны определяться идеей исторической преемственности поколений. Эта задача обеспечения исторической преемственности поколений сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования. В связи с этим цель освоения традиции является главенствующей по отношению к цели передачи новым поколением основных знаний, умений и навыков.
Очень важно выполнение этих задач с переосмыслением роли учителя. Труд педагога должен быть направлен на духовно-нравственное становление личности. Со стороны учителя должна быть искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования. ...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
эссе "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"
В условиях активных социальных и экономических перемен, во времена относительной стабильности мира на планете неизменной остаётся духовная основа, которая светит нам из седой мудрости святоотече...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».
Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...