Выступление "Влияние музыкальной культуры на нравственное воспитание личности"
статья

Лаптева Светлана Юрьевна

Выступление с доклдом на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления20.04 КБ
Файл Презентация480.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкальной культуры на нравственное воспитание личности.

Слайд 2

«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом ее основная миссия» Г.В.Свиридов

Музыке в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит особая роль. С музыкой дети знакомятся от рождения, а начальное музыкальное воспитание они получают в детском саду, затем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. На уроках музыки у учеников формируются нравственные ориентиры. Педагог, преподающий музыку, учит смотреть и видеть, слушать и слышать, способствует воспитанию души ребенка музыкой. На уроках музыки мы воспитываем музыкальный вкус учащихся, эмоциональное отношение к музыке разных стилей; воспитываем слушательскую культуру, приобщаем детей к практическим навыкам в различных видах музыкально-творческой деятельности, развиваем музыкальный слух, певческий голос, музыкальную память. Нравственное воспитание средствами музыки в нашем предмете мы сосредоточиваем в трех направлениях: (Слайд 3)

  1. Попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству.
  2. Приобщить учащихся всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение.
  3. Определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармоничного развития.

Хотелось бы сказать несколько слов об авторской программе по музыке Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, по которой я работаю, не принижая достоинств других популярных и не менее продуктивных авторских программ. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов, например:

  1. «Россия – Родина моя» - помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с народным фольклором.
  2. «О России петь – что стремиться в храм» - дает понятие о храмовых песнопениях, видах колокольных звонах. Звучит музыка на фоне иллюстрацией древних икон, картин духовного содержания.
  3. «Музыка и изобразительное искусство» - рассматривает взаимодействие музыки и изобразительного искусства (живописи, скульптуры), вводит в мир творческого изображения, предусматривает множество творческих заданий.
  4. «Музыка и литература» - рассматривает взаимодействие музыки и литературы в различных жанрах вокальной музыки.
  5. «Жанровое многообразие музыки» - этот раздел составляет синтез современных видов музыки. Это кантри и фолк-рок, арт-рок, реп, эстрада, авторская песня и т.д.

Получая с детства музыкальные впечатления, ребенок учится различать язык разных видов музыкального искусства: духовной, народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных стилей и эпох. В иерархии музыкального искусства на первом месте стоит духовная музыка. В святоотеческой мысли отражено возвышающее воздействие церковного пения на душу человека. «Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь» - читаем в беседе святителя Иоанна Златоуста. Духовные образы входили в произведения русских композиторов. Несущие нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию, они не редко противопоставлялись суете, мятежности и порочности окружающего мира. Такие образы мы находим практически у всех выдающихся композиторов: П.И.Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманиного, М.П.Мусоргского, Г.В.Свиридова и других. Сколько композиторов классиков внесли свой вклад в мировую копилку духовно-нравственного развития детей своими произведениями. Например, Чайковский – «Детский альбом». Его произведения заставляют детей переживать все эмоции: (Слайд 4) «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. «Утренняя молитва» - пьеса – образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. «Зимнее утро» - призрачно-просветленная музыка рисует туманное морозное утро. На слайдах мы видим, какие рисунки рисуют дети на уроках музыки. (Слайд 5,6) Это музыкальный альбом «Времена года», «Зимняя симфония». Музыка Чайковского развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается – все эти произведения высоко-духовного содержания, раскрывающие перед ребенком мир прекрасного, нравственного.

В восьмом классе мы проходим различные стили в музыке. Подростки увлекаются рок-музыкой, и возникает очень много споров на уроке. Учащиеся высказывают свое мнение об этом направлении в музыке. Но духовный аспект проблемы заключается в том, что рок-музыка, в текстах своих песен признавая наличие сверхъестественной силы, управляющей миром, воспевает не Бога как высшее добро и любовь, и даже не слепую «судьбу» языческих поэтов, а нечто мрачное и жестокое, связанное с оккультизмом, а то и открыто с сатанизмом. (Слайд 7) Еще в 1966 году Джон Леннон утверждал, что христианство скоро уйдет, а группа «Битлз» будет более популярна, чем Христос. Как известно, он трагически погиб в декабре 1980 года. «Рок всегда был дьявольской музыкой», - заявил в 1976 году Дэвид Боуи, который является одной из самых больших звезд рока. В этой ситуации значение духовной музыки в воспитании трудно переоценить: она способствует умиротворению страстей, душевному покою, воссоздает вокруг мир красоты и гармонии. Подросток вправе придерживаться личных вкусов при выборе музыке, однако он не должен терять здравый смысл в объективной оценке музыкальных произведений. Помочь ему сделать свой выбор сознательным – задача педагога.

Особое место на уроках занимает историческая, военная тематика: песни военных лет, и о войне, о подвиге народа. Участие детей в вокальном конкурсе «Песни военных лет». (Слайд 8)

Дети очень любят выступать. И в нашей школе мы традиционно проводим праздник «Рождества Христова» (Слайд 9)

Оценить уровень творческого развития каждого ребенка позволяют творческие работы. Некоторые из них выполнены в соответствии с методикой «музыкально-жизненные ассоциации» или по-другому я называю «Дневник музыкальных наблюдений»; «Мой музыкальный портрет», «Я и музыка», «Я рисую музыку», «Музыкальная афиша» (Слайд 10). Дети пишут небольшие сочинения. Привожу пример о музыке Чайковского «Зимняя симфония» - «Под музыку Чайковского хочется мечтать о чем-то сказочном, волшебном, которую можно представить только в мыслях. Эта музыка возвышает, окрыляет, но потом, когда она заканчивается, спускаешься снова с небес на землю и видишь, что нет ничего волшебного. Конечно, под нее можно мечтать о многом и невообразимом».

В заключении хочу заметить, что музыка и пение – это могучее средство воспитания, которая может эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. И, безусловно, необходима любовь самого учителя к музыкальному искусству, его профессиональное владение инструментом и голосом, знание теории, истории музыки, методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой, творческой интуицией для полноценного духовно-нравственного воспитания школьников на уроках музыки. (Слайд 11)

С.Ю.Лаптева, учитель музыки МКОУ «СОШ №2 п.Теплое им.кавалера ордена Красной Звезды К.Н.Емельяного»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние музыкальной культуры на нравственное воспитание личности С.Ю.Лаптева, учитель музыки МКОУ «СОШ №2 п.Теплое им.кавалера ордена Красной Звезды К.Н.Емельяного»

Слайд 2

« Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом ее основная миссия» Г.В.Свиридов

Слайд 3

Попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству. Приобщить учащихся всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение. Определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармоничного развития.

Слайд 4

«Болезнь куклы» «Утренняя молитва»

Слайд 5

«Зимнее утро»

Слайд 6

Зимняя симфония Времена года. Осенняя песнь

Слайд 7

Джон Леннон Дэвид Боуи

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Духовно-нравственное воспитание личности"

Презентация составлена по материалам новых образовательных ствандартов...

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии...

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.      ...

Народная культура и традиции-основа нравственного воспитания личности

Статья рассказывает о роли творческого развития ребенка,  о становлении творческого начала в душе ребёнка. Русскому человеку были присущи традиции добротворчества, гуманизма, порядочности, чести ...