Художественное развитие в процессе изобразительной творческой деятельности
статья

Сидоровская Елена Станиславовна

Выступление на семинаре "Художественное развитие в процессе изобразительной творческой деятельности". Конкурс "Учитель года", муниципальный этап.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сидоровская Елена Станиславовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина»

Конкурс «Учитель года – 2023»

Выступление на методическом семинаре.

«Художественное развитие в процессе изобразительной творческой деятельности»

Сидоровская Елена Станиславовна

учитель изобразительного искусства и технологии

МОУ «Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина»

Вепрь-Сонково

2023 г.

(СЛАЙД 2) Что ожидает сегодняшних учеников в будущем? Это одна из важнейших проблем, стоящих перед школой в современных условиях. В школе «информационного века», школе будущего педагоги ежечасно работают над тем, чтобы каждый учащийся стал личностью, гражданином, способным решать различные задачи, находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Меняются и стоящие перед образованием цели и задачи – требуется уже не столько усвоение знаний, сколько формирование компетентностей, все больше используется личностно-ориентированный подход, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.

Школьный курс изобразительного искусства не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками, уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно мыслить, развивать творческое восприятие, самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению проблем, формировать индивидуальность ребёнка.

Проблемой развития способностей школьников занимаются многие исследователи и практики, написано множество статей, изданы методические пособия, сборники игр и упражнений по развитию психических процессов и способностей как общей, так и специальной направленности.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов, при этом характер выполнения рисунка зависит от цели, которую ставит перед собой юный художник. Сочетание познавательной и эстетической функций в художественной деятельности определяет специфику способностей к данному виду деятельности.

(СЛАЙД 3) На занятиях очень важно создать условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественного вкуса на уроках изобразительного искусства, ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, создавать эмоционально окрашенные образы.

Изобразительное искусство обостряет восприятие, учит детей по-новому видеть мир – ярче, дифференцированней, – способствует формированию образно-пространственного мышления, объединяя конкретное и общее в предмете и явлении, что становится само по себе основной, высшей формой познания и творчества.

(СЛАЙД 4) Творчество всегда индивидуально, поэтому развитие творческих способностей невозможно без опоры и учета всех сторон личности. При развитии специальных способностей к изобразительной деятельности формируются и воспитываются воля, способность к преодолению трудностей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, чувства эмпатии, способности к сопереживанию, эстетический и художественный вкус, широта мировоззрения, духовные потребности.

Средствами изобразительного искусства в каждом возрасте должны развиваться те стороны способностей, которые соответствуют возрастным потребностям и возможностям учащихся.

(СЛАЙД 5) В начальной школе объектом развития являются:

  1. способность управлять движениями в разных видах изобразительной деятельности, комбинаторика, преобразование, соединение несоединимых вещей;
  2. восприятие, память, воображение, способность к образно-пластическому видению и мышлению, эмпатия.

(СЛАЙД 6) В основной школе возникает потребность в самостоятельности и самовыражении, в качестве стимула для развития способностей наиболее эффективно выступает самостоятельный поиск выразительных средств в изобразительном искусстве, овладение его языком. Учащийся выступает по отношению к свой работе одновременно как художник, зритель и критик. В конце этого периода обучения ученик должен владеть основными навыками и операциями творческого поиска.

Процесс творчества имеет специфические фазы – подготовительную, поисковую, исполнительскую. Для творческого человека характерна инициатива, способность самостоятельно ставить проблемы, находить новые и интересные темы в искусстве, способы их решения, воплощать свои замыслы в разных видах и материалах изобразительного искусства, самосовершенствоваться.

(СЛАЙД 7) Главная задача учителя изобразительного искусства – развить художественно-творческие способности школьников, развить их воображение, фантазию.

Наибольшая результативность развития художественно-творческих способностей происходит при применении занимательных занятий (урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование, урок-игра). Цель занимательных занятий – создание устойчивой мотивации, стремление выразить свое отношение и настроение в образе. Для творческой работы важно, чтобы ребенок был раскован. Этому способствует применение на занятиях игровых технологий.

(СЛАЙД 8) Интерес учащихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке надо давать детям возможность пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Выполняя упражнения, задания, мини-проекты, участвуя в конкурсах детского рисунка, ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.

Освоение школьниками различных техник и технологий изобразительного искусства заставляет их осознанно и ответственно относиться к творческому процессу, приобщаться к методам, принципам, формам и условиям художественно-творческой деятельности.

(СЛАЙД 9) Образовательный процесс, осуществляемый в рамках системы развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства, предполагает применение как стандартных, так и нестандартных форм организации учебной деятельности (в форме урока и форме внеурочных занятий на кружке «Мастеришка»), предполагает успех каждого школьника в достижении цели, в постижении профессиональной грамоты, в развитии их художественно-творческих способностей.

Ребенок всегда запоминает то, что ему интересно, а фантазия и воображение развивают творческие способности. Так давайте детям больше, и это вернется к вам двойным успехом! (СЛАЙД 10)


Список источников

  1. Кашенкова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы: пособие для учителей образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Коробкова Е.Н. Вещь на уроках МХК. – М.: Чистые пруды, 2007.
  3. Савенкова Л. Когда все искусства вместе: взаимодействие предметов художественного цикла. – М.: Чистые пруды, 2007. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественное развитие в процессе изобразительной творческой деятельности Конкурс «Учитель года – 2023» Выступление на методическом семинаре. Сидоровская Елена Станиславовна учитель изобразительного искусства и технологии МОУ « Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина » Вепрь-Сонково 2023 г .

Слайд 2

Что ожидает сегодняшних учеников в будущем? В школе «информационного века» педагоги работают над тем, чтобы каждый учащийся стал личностью, гражданином, способным решать различные задачи, находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания . Школьный курс изобразительного искусства не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно мыслить, развивать творческое восприятие, самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению проблем, формировать индивидуальность ребёнка.

Слайд 3

На занятиях важно создать условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию.

Слайд 4

Творчество индивидуально , развитие творческих способностей невозможно без учета всех сторон личности. При развитии специальных способностей к изобразительной деятельности формируются и воспитываются воля, способность к преодолению трудностей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, чувства эмпатии , способность к сопереживанию, эстетический и художественный вкус, широта мировоззрения, духовные потребности .

Слайд 5

В начальной школе объектом развития являются: способность управлять движениями в разных видах изобразительной деятельности, комбинаторика, преобразование, соединение несоединимых вещей; восприятие, память, воображение, способность к образно-пластическому видению и мышлению, эмпатия .

Слайд 6

В основной школе существует потребность в самостоятельности и самовыражении, в качестве стимула для развития способностей выступает самостоятельный поиск выразительных средств в изобразительном искусстве, овладение его языком. Учащийся выступает по отношению к свой работе одновременно как художник, зритель и критик.

Слайд 7

Задача учителя ИЗО – развить художественно-творческие способности школьников, их воображение, фантазию. Этому способствуют: применение в обучении занимательных занятий (урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование, урок-игра ); применение в ходе занятий игровых моментов, проведение беседы с использованием музыки, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок и т.д.

Слайд 8

Прописи и задания по изобразительному искусству ДОРИСУЙ И РАСКРАСЬ НАРИСУЙ ПО ТОЧКАМ

Слайд 9

РАСКРАСЬ КАРАНДАШАМИ НАРИСУЙ ШТРИХАМИ НАРИСУЙ, НЕ ОТРЫВАЯ РУКИ НАРИСУЙ ПО СХЕМЕ ВЕСЁЛЫЕ ПРОПИСИ

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Формирование толерантных отношений у младших подростков в процессе коллективной творческой деятельности

Проблема толерантных отношений актуальна и сложна не только для нашего региона, но и для других. Толерантные отношения являются основой благополучного существования человеческого сообщества, поэтому ф...

Развитие мотивации учащихся к творческой деятельности в информационно-коммуникативном пространстве классного пресс-центра

Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми ...

Методический доклад "Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе коллективной творческой деятельности"

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей ...

Программа "Развитие личности обучающихся через творческую деятельность"

Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка...