Формирование толерантных отношений у младших подростков в процессе коллективной творческой деятельности
методическая разработка (7 класс) по теме

Гончарова Галина Анатольевна

Проблема толерантных отношений актуальна и сложна не только для нашего региона, но и для других. Толерантные отношения являются основой благополучного существования человеческого сообщества, поэтому формирование у подростков терпимых и доброжелательных отношений друг к другу становится одной из ведущих задач школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tolerantnyh_otnosheniy.doc79 КБ
Файл semeynye_tsennosti.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантных отношений у младших подростков в процессе коллективной творческой деятельности.

Г.А.Гончарова

(Учитель, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Аскиз, Аскизского района.)

                                                       Введение

Проблема духовно-нравственного воспитания относится к числу тех, которые постоянно находятся в центре внимания отечественных ученных, обсуждается на государственном уровне. В этике, философии, религии, искусстве, литературе авторы осмысливают сложные нравственные вопросы, коллизии развития или деградации человека. В последнее время, в связи с произошедшими социально-экономическими изменениями в стране, проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стала проблемой государственной значимости. Снятие многих ограничений на поведение человека в связи с демократизацией общества с одной стороны, и неумение правильно пользоваться этой свободой, низкий уровень самодисциплины с другой,- привели к «взрыву» безнравственности в поведении людей.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях обусловлена противоречиями: системной сущностью целенаправленного воспитательного процесса и отсутствием таковой в формировании духовно-нравственных ценностей; между вечными высшими ценностями бытия человека (четность, порядочность, добросердечность, бескорыстие, забота, искренность и др.) и их антиподами (агрессия, насилие, обман, порождаемые в обществе искаженными «рыночными отношениями»). Современная школа находится сегодня в поиске целостной педагогической системы, способной обеспечить наилучшим образом воспитание, раскрытие и развитие духовно-нравственных основ личности ребенка. Собственный практический опыт заставил автора проанализировать и переоценить воспитательную деятельность в своем классе с учетом общешкольных и социальных условий. Потребовалось по-новому взглянуть на существующие взаимоотношения в детской среде. Соответственно родился данный проект, частично отражающий педагогический опыт и нацеливающий на новые поиски в решении проблемы формирования терпимых, добросердечных, порядочных взаимоотношений среди младших подростков.

        Таким образом, практическая актуальность данного проекта обеспечена потребностью решать в воспитательной работе проблему установления терпимых взаимоотношений у детей 11 – 12 лет.

        Цель данного проекта:

Создание условий для формирования толерантных отношений у учащихся 11-12 лет в процессе коллективной творческой деятельности в СОШ п. Аскиз. Опираясь на известную технологию коллективной творческой деятельности обеспечивающей эффективные результаты в воспитании.

        Считаем обоснованными использование данной технологии в формировании толерантных отношений у детей 11-12 лет.

Объект: коллективная творческая деятельность младших подростков.

Предмет: технологии формирования толерантных отношений у младших подростков в процессе коллективной творческой деятельности.

Задачи данного проекта:

  1. Выявить оптимальные воспитательные технологии формирования толерантных взаимоотношений у младших подростков в ходе совместной творческой деятельности.
  2. Обеспечить максимально благоприятные условия каждому учащемуся в его личном становлений и развитии.
  3. Осуществлять постоянное отслеживание (мониторинг) за развитием межличностных и коллективных взаимоотношений детей 5-6 классов на  основе научно-обоснованных диагностических методик и методов.
  4. Содействовать развитию толерантных, также коллективистских и творческих задатков учащихся 11-12 лет, создав систему воспитательной работы в классе.

Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный.

Этапы проекта:

Сентябрь 2008 г. – май 2009 г.

Сентябрь 2009 г. – май 2010 г.

Участники (соучастники)данного проекта: учащиеся 5 «В» класса, педагогический коллектив, родители МОУ СОШ п. Аскиз.

Условия реализации проекта:

  1. Нормативно-правовая база проекта обеспечивается федеральными, региональными (РХ) законами и муниципальными законодательствами, актами, регулирующими педагогический процесс и воспитательную деятельность классного руководителя:

- Закон РХ «Об образовании»;

- Национальная доктрина образования в РФ;

- Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в образовательных учреждениях (приложение к письму Министерства образования России от 21.06.2201 г. № 480);

- О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования России от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13) и другие.

2. Психолого-педагогические условия школы в целом способствуют развитию благоприятных межличностных отношений как среди детей и педагогов, так и детей и родителей. Администрация помогает своевременно решать проблемные вопросы.

3. Дидактические и методические условия обеспечены классным руководителем:

- подобраны и созданы разработки внеклассных мероприятий;

- собран иллюстрированный материал, как-то: фотографии и видеозаписи мероприятий, оформлен классный уголок и т.д.;

- действует ученическое самоуправление – совет класса, проводят общие собрания и т.п.;

- взаимодействие с родительским сообществом осуществляется посредством родительского комитета.

Материально-технические условия:

  1. Имеется отдельный классный кабинет.
  2. Фото и видеооборудование.
  3. Спонсорская помощь родителей.

Ведущие идеи данного проекта:

1. В основе деятельности классного руководителя лежит осознание того, что любой ребенок, учащийся – это субъект собственной деятельности. Поэтому правомерно говорить о субъект – субъектном подходе. Но это не значит, что ребенок сам себя воспитывает. Более того, когда детям не сообщают и не понимают, что их воспитывают или что им надо воспитываться или перевоспитываться.

2. Одним из условий успешного воспитания ребенка является коллективная творческая деятельность. По мнению И.П. Иванова и его последователей – это деятельность строится на основе общей заботы и отношений творческого содружества поколений, что позволяет открыто решать жизненно-практические задачи (трудовые, бытовые, игровые, развлекательные, организаторские), задачи улучшения жизни окружающих, своего коллектива, своей собственной. Одновременно незаметно решаются задачи воспитания положительных качеств личности и преодоления отрицательных.

3. Идеи коллективных творческих дел. Формирование толерантных отношений у подростков предполагает наличие общих интересов, совместных дел, что присутствует в технологии коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову. Соответственно, принимаем идеи КТД в решении проблем формирования толерантных отношений учащихся 11 – 12 лет в наших условиях.

4. Обеспечение эффективных результатов. Эффективность коллективной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:

 - сформирована установка учащихся на коллективную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

 - осуществляется коллективное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

 - создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

 - каждый ученика может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в коллективное дело;

 - отсутствует давление, навязывание со стороны педагога, который способен занять позицию старшего товарища.

          Ведущими идеями данного проекта продиктованы следующие принципы деятельности классного руководителя.

1. Принцип гуманного подхода к ребенку. Независимо от его способностей, уровня его развития. Взаимодействие строиться на уважении личности ребенка, на понимании его состояния, поступка и поведения.

2.  Принцип активного сотрудничества, что предполагает оказание помощи детям. Не «вместо» них, но «вместе».  Согласованность действий в общественно значимых видах деятельности: познавательно – творческой, художественно-эстетической, поисково-исследовательской, трудовой и т.д.

3.  Принцип включения всех учащихся класса в обществе – значимую деятельность с учетом интересов и возможностей каждого, что исключает игнорирование детей из социально не неблагополучных семей.

4. Принцип учета особенностей и традиций семейного воспитания учащихся класса, что предписывает учет национального состава семьи, также межэтнического характера отношений в поселке.

5. Принцип творческого осуществления коллективных общественно – значимых дел. Все делать творчески, иначе – зачем? Пробуждение творческих задатков в личности учащегося – одна из задач классного руководителя, что позволяет благоприятно действовать на личность. В целом, комплексное применение общепедагогических принципов и авторских подходов отражено в основном направления проекта.

Основные направления проекта.

этапы

Содержание деятельности

Исполнитель соисполнитель

Предпроектный

Сентябрь 2008 г.- май 2009 г. или диагностический

1.Диагностическое изучение состояния толерантных отношений у учащихся 5 «В» класса СОШ п. Аскиз.

2.Выявление серьезности проблемы и постановка цели воспитательной работы.

3.Обобщение имеющегося практического опыта воспитательной работы классного руководителя. Составление социальной карты учащихся 5 «В» класса

Классный руководитель, психолог.

Классный руководитель, зам.директора по воспитательной работе.

Классный руководитель

Обоснование и создание проекта

( концептрализация проекта)

1.Анилиз, изучение теоретических подходов к проблеме.

2.выделение концептуальных положений проекта, ведущих идей, принципов и т.п.

3.Обосначение ведущих стратегических направлений формирования толерантных отношений среди младших подростков.

4.Изучение условий воспитательной работы и выбор оптимальных из них.

5.Разработка критериев эффективности воспитательной работы по формированию толерантных отношений среди подростков.

Классный руководитель

Классный руководитель, зам.директора по воспитательной работе.

психолог.

Реализация проекта (внедренческий этап)

1.Осуществление проекта в соответствии с разработанным планом и планом учебно-воспитательного процесса школы.

2.Диагностическое «измерение» показателей формирования толерантных отношений у подростков 11-12 лет

3.Осуществление обеспечения максимально благоприятных условий каждому учащемуся в его личном становлении и развитии.

Классный руководитель

Рефлексивный этап ( аналитеко – обобщающий )

1.Анализ результатов внедрения проекта, выявление существенных достижений или «потерь»

2. Обобщение практического опыта в виде реферата, доклада (статьи) на педсовете школы.

3.Выступление перед родительским коллективом.

4. Обозначение новых педагогических задач.

Классный руководитель

Критерии сформированности толерантных отношений среди подростков 11 – 12 лет, проявляемых в коллективной творческой деятельности.

1.Общие критерии

Как и общество в целом, школа должна подтверждать ценности толерантности. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных уставок. Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения в толерантном и интолетарном классах.

Толерантный класс

Интолетарный класс

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

Стремление разобраться, расспрашивание

Игнорирование

Совет, предложение

Отстранение

Похвала, согласие

Обзывание

Подбадривание

Обвинение, упреки

Благожелательность

Обсуждение, критика

Утешение

Морализирование

Уважение

Угрозы

Эмпатия

Предостережение, предупреждение

Поддержка

Приказ, указание

2. личностные критерии

Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения толерантного ученика и интолерантного ученика

Толерантный класс

Интолетарный класс

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивает, не умеет слушать

Стремление разобраться, расспрашивает

Игнорирует

 Принимать совет, предложение

Безразличен к советам, предложениям

Ответственный

Безответственный

Уравновешенный

Неуравновешенный

Отзывчивый

Отстраненный  

Доброжелательный

Грубый, конфликтный

Заключение.

        Так как проект находится в стадии реализации, то о результатах можно будет говорить после его завершения. На данном этапе можно сказать:

1. Проект позволяет более четко организовать совместную детско-взрослую творческую деятельность;

2. Способствует формированию толерантных отношений;

3. Способствует формированию новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью;

        Именно деятельный подход в воспитании культуры межнационального общения является эффективным. Успешная межэтническая коммуникация отличается тем, что субъекты взаимодействуют на принципах равенства, взаимного уважения, интереса, отличаются открытостью, доверительностью, умеют отличать индивидуальные свойства человека от групповых этнических. Они соблюдают этикетные нормы своей и чужой культуры, получают удовлетворение от общения и познают мир в его культурном многообразии.

        

        Использованная литература

1.Большой словарь иностранных слов. ( Сост.А.Ю.Москвин – М: ЗАО издательство Центрполиграф, 2008 – 816с.)

2.Бондаревская Е,В, «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания». «Педагогика» №8, 2007г.

3.Гликман И. «Перспективные научные идеи». «Воспитание школьников». №4, 2003г.

4.Дереклеева Н.И,  Савченко М.Ю. «Справочник классного руководителя»5-9 классы М., 2007г.

5.Дик Н.Ф. «100 добрых дел – для нас не предел»Ростов-на-Дону, 2007г.

6.Классная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону, 2007г.

7.Лизинский В. «Принципы, нормы и правела успешного воспитания» - «Народное образование» №4, 2002 г.

8.Нечаев М.П. «Управление воспитательным процессом в классе» М:., 2006 г.

9.Питюков В.Ю. «Основы педагогической технологии» М., 1997 г.

10.Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся».АРКТИ,2005 г.

11. «Спутник классного руководителя» М., 2005 г.

12.Султанбаева К.И. «Педагогика межнационального общения» Абакан, 2007 г.

13.Степанов И.Н., Пузина П.М. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания». М., 2008 г.

14.Шилова М.И. «Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе» Красноярск, 2007 г.

15. Шуркова Н.Е. «Воспитание детей в школе» М., 1998 г.

16.Шуркова Н.Е. «Три принципа» Смоленск, 1996 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Аскиз  

Классный час: «Семейные ценности»        

        9 «В» класс

Классный руководитель: Гончарова Г. А.  

Цель: формировать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи. Вырабатывать чувство ответственности за свою семью.

Оформление и оборудование: Дети готовят фотографии своих семей. Высказывания по теме на доске, ноутбук, экран, проектор.

  1. «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе» (Сократ)
  2. «Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение» (Екатерина Великая)  
  3. «В семейной жизни главное – терпение» (Чернышевский Н.Г.)
  4. «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями» (Фалес)

Семья, - как говорил русский философ И. А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнить эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.  

Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других.

Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.

В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живем в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаем нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создает наш характер. Не важно- какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности – семья – это то место, где создается окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья – это и школа любви, и школа нравственности, источник  наших самых сокровенных ценностей.  

Пожалуй,  нет на свете более древнего образования, чем семья. Она появилась даже раньше, чем возникло само государство. За многовековую историю семья, конечно, изменилась, но значительно меньше, чем государство. Почему столь живучим оказался институт семьи? Наверное, потому, что семья так же естественна как сама жизнь.  Для большинства людей семья по-прежнему имеет огромную ценность.  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Невозможно разделить понятия семья, дом, счастье.  

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества Президент России В.В. Путин постановил провести 2008 год Годом семьи. В указе «О проведении в РФ Года семьи» от 15 июня 2007 года говорится «… осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого в РФ Года семьи, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетные, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей».  

Президент России, выступая на церемонии открытия Года семьи, подчеркнул преемственность семейных и нравственных традиций, которые необходимы для формирования гуманного общества в России.

Л.Н. Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему».

В конституции РФ закреплены три очень важные положения, касающиеся семьи.

  1. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Почему о таких простых вещах надо писать в основном законе? Ведь в нормальной семье каждый ее член по доброй воле проявляет внимание к близким людям. Члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге не потому, что их обязывает к этому закон, а по естественному зову сердца. Но в том-то и дело, что не в каждой семье так обстоят дела. И потому законодателям пришлось не только занести в Конституцию эти,  , прописные истины, но и разработать специальный Семейный кодекс, где четко определены права и обязанности супругов, родителей, детей и многое другое. Государство с помощью норм права защищает того, кто нуждается в помощи. Прежде всего, это дети, их интересы всегда первостепенны.

А что же такое семейные ценности?

Ценности – это специфические формы смысловых образований в личностных структурах или это индивидуальные ( у каждого человека они свои, особенные) «особенно дорогие» мыслительные вещи, которым придается огромное значение. Базисные потребности человека можно условно разделить на 3 основные группы:

  1. Витальные (биологические) потребности – в пище, воде, сне и т. д. В этом случае ценности являют собой множество материальных потребностей в одежде, жилище, технике и т. д.
  2. Аффилиативные потребности – принадлежность к определенной социальной группе и занимать определенное место (необязательно лидирующее) место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.
  3. Духовные потребности – стремление к познанию окружающего мира.

А знаете ли вы, что в России появился новый праздник «День супружеской любви и семейного счастья». Он отмечается 8 июля в праздник Петра и Февронии Муромских.

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу

Семья – это праздник, семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет  

Мечты о хорошем, волнение, трепет  

Семья – это труд, друг о друге забота

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно !

Всегда будьте вместе, любовь берегите

Обиды и ссоры подальше гоните  

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...

Формирование ярких творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи помогут педагогам  развить у детей младшего школьного возраста музыкальные способности....

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГОГО НАРОДА

В данной статье рассказано о проведенном городском конкурсе на базе нашей школы в рамках проекта "Тольятти - город мира"....

Методический доклад "Формирование личностных универсальных учебных действий в процессе коллективной творческой деятельности"

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей ...

«Формирование толерантных отношений среди подростков в творческих объединениях ОДОД»

Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положе...

Статья. "Коллективная творческая деятельность как способ организации образовательного процесса"

Приводится практический пример применения КТД, а так же описывается  воспитательно-развивающий эффект, который приносит использование данной методики. Подчеркивается зависимость от скоординирован...