Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, как повышение качества образования
опыты и эксперименты

Сланина Людмила Александровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, как повышение качества образования»  

 Целью образования сегодня является личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не только дать ребёнку как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как уметь учиться.

Термин «системно-деятельностный» подход применим к любой теории или системы обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности как правило, задаются, организуются с помощью той или иной системы.

Системно-деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом варианте - будь это система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, система Л.В.Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: "Школа России», «Перспектива», и др.

Да, перед начальным образованием ставятся новые цели. Широко известно максима «Хорошо учится тот, кто хочет учиться» Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, - мы научим их всему» По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди 50% кто на входе в эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, она снижается ещё до 30%.. Нужно заметить, что ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в большенстве образовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход.

Целью деятельностного подхода является воспитания личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть хозяином своей деятельности.1. Ставить цели; 2. Решать задачи; 3. Отвечать за результат.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическим технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают требованиям стандарта.

1 Педагогика сотрудничества.

2 технологии уровневой диффернциации

2 Педтехнологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся.

1 игровая технология

2 проблемное обучение

3 технологии критического мышления

3Педтехнологии развивающегося обучения.

1технология полного усвоения

2технология развивающего обучения.

4 Педтехнологии на основе эффективности управления учебного процесса

1Групповые технологии

2педагогика сотрудничества

3технологии организации проектной деятельности

4 интерактивные методы обучения

5 Природосообразные технологии

Здоровьесберегающие технлогии.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что при реализации системно-деятельностного подхода в образовании нужно помнить о следующих принципах.

  1. Принцип деятельности. Самостоятельные «открытия» детьми нового знания
  2. Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности.
  3. Принцип вариативности. Развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта.
  1. Принцип психологической комфортности. Снятие Стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы.
  2. Принцип минимакса. Ученику предлагается содержание образования по максимальному уровню. А ученик усваивает это содержание минимальному уровню.
  3. Принцип неприрывности. Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
  4. Принцип целостного представления о мире. Формирование единой картины мира.

Одним из направлений ФГОС начального общего образования так же является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одарённых детей. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.

Итак, системно-деятелоностный подход обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

«Системно - деятельностный подход к организации образовательного процесса»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсаль...

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии» - тема выступления на педсовете. В данной работе можно ознакомится с ФГОС: каковы ...

Статья «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода....

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...